1. Организационный этап. Актуализация опорных знаний по теме. | Индивидуальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа. | Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку. Решение логической задачи. Беседа | Приветствие учителя. Психогимнастика «Выйти к свету» Вопросы: Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (было страшно, одиноко, тревожно) - Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя. - А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость). Какие права были нарушены? (гражданские права) | Приветствие учащихся. Представляют с закрытыми глазами. Отвечают на вопросы. | Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач. Регулятивные: обеспечивают организацию своей учебной деятельности. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания. |
3. Изучение нового материала | Фронтальная Работа в парах. Работа в группах. Фронтальная работа | Постановка и решение проблемы. | - Как вы понимаете значение термина «права человека»? - Как вы понимаете значение термина «свобода»? Итак, права человека – 1) естественная мера свободы и ответственности человека; 2) нормы, выражающие естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни; объективно необходимы каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества. - Какой самый главный закон страны, который обладает высшей юридической силой? - А вы помните дату принятия Конституции РФ? Повторюсь, что единая система прав закреплена в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Права человека, соответствующие этим сферам, закреплены в статьях Конституции: - гражданские (личные) права – в статьях с 19-ой по 28-ую, с 45-ой по 54 -ую; - политические права и свободы – в статьях с 29-ой по 33-ью; - социальные и экономические – в статьях с 36-ой по 42-ую; - культурные – в статьях с 43-ей по 44-ую. Все права человека условно можно разделить на 3 группы. Первая группа: права ограждающие. - Как вы думаете, какие права считаются ограждающими? Эти права создают правовую крепость вокруг человека и защищают его от любого вмешательства. Вторая группа: права свободной активности самого человека. - Как вы думаете, какие права считаются правами свободной активности человека? Эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий, для того чтобы достичь целей жизни: выбор профессии, построение карьеры, создание семьи, воспитание детей и т.д. Третья группа: права, обязывающие государство и общество заботиться о человеке. - Как вы думаете, какие права человека считаются правами, обязывающими государство и общество заботиться о нем? Однако человек имеет не только права, но имеет обязанности. Далее рассмотрим обязанности гражданина России. Я перечислю основные обязанности гражданина. Вы внимательно слушайте, чтобы полнее перечислить обязанности каждого из нас. Обязанности также закреплены в Конституции РФ: - соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2). Каждый человек, живущий в Российской Федерации, должен знать Конституцию и поступать в соответствии с ее статьями; - обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4). Каждый человек, живущий в России, должен иметь обязательное 9-летнее образование; - Наши города, села, памятники, здания, произведения искусства и т. д. - все это историческое и культурное наследие. Оно передается из поколения в поколение, поэтому каждый человек на основании ст.44, ч. 3 должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны; - платить налоги и сборы (ст. 57); - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58),т.к. проблема с экологией – это одна из глобальнейших проблем человечества; - защищать Отечество (ст. 59) – это долг каждого гражданина РФ. - Граждане Российской Федерации не живут изолированно от других стран и государств. Значит, жителю России нужно знать не только Конституцию РФ. А вы знаете, в каком документе впервые были закреплены права человека, независимо от его расы, нации, национальности? Просмотр видео Давайте сейчас попробуем полученные знания применить на практике, потому что знания не основываются только на теории. « Права литературных героев» Каждой команде выдается карточка с 4 вопросами. В течение 3-х минут обдумывают и защищают позицию группы (1 человек от группы). Работа с текстом. Каждой команде дается текст из ОГЭ, где они должны ознакомиться и ответить на вопросы. 1 команда - 26, 31. 2 команда – 27,30. 3 команда 28,29. Если время остается, то группа рассматривает и другие вопросы. | Выслушиваются мнения учащихся Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на общевеческие знания по данной теме. Конституция 12 декабря 1993 года Право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право на свободу получать и распространять информацию и др. Например, право на охрану здоровья, на жильё, на образование, на достаточный жизненный уровень и др. Всеобщая декларация прав человека, 1948 года Знакомятся с текстом и отвечают на поставленные вопросы, обсуждая пути решения в группе. Учащиеся от группы аргументирует ответ, опираясь на обществоведческие знания по данной теме. | Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности. |