СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию по теме "Права и свободы человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока, презентацию, котрая соответствует возрасту и теме, все виды заданий, котрые используются на данном уроке.

Просмотр содержимого документа
«А сейчас займите удобное положение»

А сейчас займите удобное положение, расслабьтесь и представьте, что попали в темное, холодное подземелье, при чем против вашей воли. Вы не знаете как очутились здесь. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Руки и ноги связаны. Тебе хочется скорее выйти отсюда.тебе удалось освободить ноги,и вот ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца… И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

-Откройте глаза, ребята. Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (ответы детей: было страшно, одиноко, тревожно)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость)

- Какие права были нарушины? (гражданские права)



















«Права литературных героев»



1 команда:

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

2. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

3. Украв у Буратино пять золотых, лиса Алиса и кот Базилио нарушили право Буратино на …(право владеть имуществом)

4. Остановился Иван-царевич на перекрестке трех дорог – не знает в какую сторону идти. Назовите право Ивана-царевича. (свобода передвижения)



2 команда

1. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

2. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право? Какое право нарушено? (Тайна переписки).

3. Крыса хотела утащить Буратино в свою нору. Какое право Буратино она нарушила? (право на личную неприкосновенность)

4. Какие права Золушки постоянно нарушала мачеха? (право на вознаграждение за труд)





3 команда

1. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

2. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

3. Какое право нарушила лягушка съев кузнечика? (право на жизнь)

4. Унижая Гадкого утенка, обитатели Птичьего двора нарушали его право ….(на защиту чести и достоинства)





















Закончите предложения (можно не все):

  • сегодня я узнал…___________________________________________________________________________

  • было интересно…__________________________________________________________________________

  • было трудно…_____________________________________________________________________________

  • я выполнял задания…________________________________________________________________________

  • я понял, что…______________________________________________________________________________

  • теперь я могу…____________________________________________________________________________

  • я почувствовал, что…_______________________________________________________________________

  • я приобрел…_______________________________________________________________________________

  • я научился…_______________________________________________________________________________

  • у меня получилось …________________________________________________________________________

  • я смог…__________________________________________________________________________________

  • я попробую…______________________________________________________________________________

  • меня удивило…_____________________________________________________________________________

  • урок дал мне для жизни…____________________________________________________________________

  • мне захотелось…___________________________________________________________________________

Поставь себе оценку за урок___________________



Просмотр содержимого документа
«Задание части 2 ОГЭ по обществознанию»

Задание части 2 ОГЭ по обществознанию

Текст по теме «Права человека»

Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.

(По материалам интернет-энциклопедии)

  • Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

  • Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? Проиллюстрируйте её конкретным примером.

  • Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.

  • Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?

  • Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образования детей и взрослых в области прав человека.



Просмотр содержимого документа
«Тема»

Тема:

«Права и свободы человека и гражданина»

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Закрепить знание основных прав гражданина России, развивать навыки работы с документами, воспитывать в себе патриотизм и гражданскую позицию

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закрепить знание основных прав гражданина России.

Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.

Продолжить внедрение использования технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание". Способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ.

Развивать самостоятельность обучающихся и умение распознавать права человека.

Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами.

Учить умению доказательно излагать свои мысли.

Продолжать формировать основы правовой культуры.

Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Методы и формы:

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать у обучающихся личностные представления о социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям понимание основных принципов жизни общества.


Метапредметные: научить обучающих определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.


Личностные УУД: формирование у учеников познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Формы организации работы

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.



Актуализация опорных знаний по теме.

Индивидуальная работа



Индивидуальная работа


Фронтальная работа.






Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку.

Решение логической задачи.

Беседа




Приветствие учителя.




Психогимнастика «Выйти к свету»

 Вопросы: Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (было страшно, одиноко, тревожно)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость).

Какие права были нарушены? (гражданские права)

Приветствие учащихся.




Представляют с закрытыми глазами.

Отвечают на вопросы.









Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач.

Регулятивные: обеспечивают организацию своей учебной деятельности.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания.


2. Мотивация учебной деятельности к усвоению новых знаний.





Фронтальная












Целеполагание и определение путей достижения целей.

Показ видео «Мы имеем право». Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте подумаем, чего мы хотим достичь на этом уроке (цель). ПРОБЛЕМА - Зачем человеку нужны права?

Слушают, формулируют тему урока.





Слушают, формируют цель урока.



Личностные:

Устойчивый

познавательный

интерес и

становление

смыслообразующей

функции познавательного мотива.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему

3. Изучение нового материала




Фронтальная



































































































































Работа в парах.









Работа в группах.








Фронтальная работа


Постановка и решение проблемы.































- Как вы понимаете значение термина «права человека»?

- Как вы понимаете значение термина «свобода»?

Итак, права человека

1) естественная мера свободы и ответственности человека;

2) нормы, выражающие естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни; объективно необходимы каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества.

- Какой самый главный закон страны, который обладает высшей юридической силой?

- А вы помните дату принятия Конституции РФ?

Повторюсь, что единая система прав закреплена в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Права человека, соответствующие этим сферам, закреплены в статьях Конституции:

- гражданские (личные) права – в статьях с 19-ой по 28-ую, с 45-ой по 54 -ую;

- политические права и свободы – в статьях с 29-ой по 33-ью;

- социальные и экономические – в статьях с 36-ой по 42-ую;

- культурные – в статьях с 43-ей по 44-ую.

Все права человека условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа: права ограждающие.

- Как вы думаете, какие права считаются ограждающими?

Эти права создают правовую крепость вокруг человека и защищают его от любого вмешательства.

Вторая группа: права свободной активности самого человека.

- Как вы думаете, какие права считаются правами свободной активности человека?


Эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий, для того чтобы достичь целей жизни: выбор профессии, построение карьеры, создание семьи, воспитание детей и т.д.

Третья группа: права, обязывающие государство и общество заботиться о человеке.

- Как вы думаете, какие права человека считаются правами, обязывающими государство и общество заботиться о нем?


Однако человек имеет не только права, но имеет обязанности. Далее рассмотрим обязанности гражданина России. Я перечислю основные обязанности гражданина. Вы внимательно слушайте, чтобы полнее перечислить обязанности каждого из нас.

Обязанности также закреплены в Конституции РФ:

- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2). Каждый человек, живущий в Российской Федерации, должен знать Конституцию и поступать в соответствии с ее статьями;

- обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4). Каждый человек, живущий в России, должен иметь обязательное 9-летнее образование;

- Наши города, села, памятники, здания, произведения искусства и т. д. - все это историческое и культурное наследие. Оно передается из поколения в поколение, поэтому каждый человек на основании ст.44, ч. 3 должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны;

- платить налоги и сборы (ст. 57);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58),т.к. проблема с экологией – это одна из глобальнейших проблем человечества;

- защищать Отечество (ст. 59) – это долг каждого гражданина РФ.

- Граждане Российской Федерации не живут изолированно от других стран и государств. Значит, жителю России нужно знать не только Конституцию РФ. А вы знаете, в каком документе впервые были закреплены права человека, независимо от его расы, нации, национальности?

Просмотр видео

Давайте сейчас попробуем полученные знания применить на практике, потому что знания не основываются только на теории.

« Права литературных героев» Каждой команде выдается карточка с 4 вопросами. В течение 3-х минут обдумывают и защищают позицию группы (1 человек от группы).

Работа с текстом. Каждой команде дается текст из ОГЭ, где они должны ознакомиться и ответить на вопросы. 1 команда - 26, 31. 2 команда – 27,30. 3 команда 28,29. Если время остается, то группа рассматривает и другие вопросы.

Выслушиваются

мнения учащихся

Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на общевеческие знания по данной теме.











Конституция

12 декабря 1993 года






















Право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др.


Право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право на свободу получать и распространять информацию и др.



Например, право на охрану здоровья, на жильё, на образование, на достаточный жизненный уровень и др.



















































Всеобщая декларация прав человека, 1948 года








Знакомятся с текстом и отвечают на поставленные вопросы, обсуждая пути решения в группе.

Учащиеся от группы аргументирует ответ, опираясь на обществоведческие знания по данной теме.


Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.





























































































































Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.


4. Подведение итогов. Рефлексия.

Фронтальная работа




Индивидуальная работа

Беседа








Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Зачем человеку нужны права)

На столах у Вас лежит лист «Самооценка деятельности на уроке», оцените свою работу на уроке.


Учащиеся делают вывод. Отвечают на проблемный вопрос.




Учащиеся заполняют лист самооценки, оставляют их на партах.

Познавательные:

Рефлексия

деятельности.

Развитие

креативного мышления.

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Регулятивные: коррекция своих знаний по теме.

Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию.

Домашнее задание.



§14 – 15




Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Права и  свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина

Права человека - естественная мера свободы и ответственности человека

Права человека - естественная мера свободы и ответственности человека

- гражданские (личные) права – в статьях с 19-ой по 28-ую, с 45-ой по 54 -ую; - политические права и свободы – в статьях с 29-ой по 33-ью; - социальные и экономические – в статьях с 36-ой по 42-ую; - культурные – в статьях с 43-ей по 44-ую.

- гражданские (личные) права – в статьях с 19-ой по 28-ую, с 45-ой по 54 -ую;

- политические права и свободы – в статьях с 29-ой по 33-ью;

- социальные и экономические – в статьях с 36-ой по 42-ую;

- культурные – в статьях с 43-ей по 44-ую.

3 группы прав

3 группы прав

  • Права ограждающие
  • Права свободной активности самого человека
  • Права, обязывающие государство и общество заботиться о человеке
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2); - обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4); - каждый человек должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны (ст.44, ч. 3); - платить налоги и сборы (ст. 57); - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); - защищать Отечество (ст. 59)

- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);

- обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);

- каждый человек должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны (ст.44, ч. 3);

- платить налоги и сборы (ст. 57);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- защищать Отечество (ст. 59)

Всеобщая декларация прав человека  - рекомендованный для всех cтран-членов ООН документ, принятый 10 декабря 1948 года 10 декабря - День прав человека Декларация имеет только статус рекомендации  Конвенция - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически- обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию

Всеобщая декларация

прав человека  -

рекомендованный для всех

cтран-членов ООН документ,

принятый 10 декабря 1948 года

10 декабря - День прав человека

Декларация имеет только

статус рекомендации

Конвенция - разновидность

международного договора,

в котором прописанные нормы

являются юридически-

обязующими для сторон,

подписавших эту конвенцию

Зачем человеку нужны права?
  • Зачем человеку нужны права?
Домашнее задание §14 – 15

Домашнее задание

§14 – 15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!