Открытый урок по окружающему природному миру
на тему «Лиственные и хвойные деревья».
Класс:
Дата:
Учитель:
Цель: Формировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
Задачи:
Расширять понятие о хвойных деревьях — ели и сосне, их сходстве и различии. Расширять понятия о лиственных деревьях – липа, тополь, осина, клен, дуб.
Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Расширять активный словарь.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход урока. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку):
Его весной и летом Картинка из презентации ДЕРЕВО
Мы видели одетым,
А осень наступает –
И листья облетают.
Дети: Дерево.
Правильно. А как вы думаете, дерево живое или нет? Дети: Живое. Молодцы. А почему вы так думаете?
Дети: Потому что оно растет, на нем появляются листочки и т.д.
Да, дерево растет, питается, дышит, а значит оно живое. Оно живет. А знаете ли вы, чем дышит дерево?
Дети: Листочками.
Как называется эта часть дерева?
Дети: Корни.
А для чего нужны корни?
Дети: Через них деревья питаются.
Хорошо. Деревья растут, питаются, дышат.
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! Потягивания, руки в стороны
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется! Потягивания, руки вверх
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, Машем руками
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. Наклоны вперед
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. Наклоны вправо-влево, назад-вперёд
Листья вертит, ветки крутит. Вращение туловищем
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. Опустили руки, рисуем круг 2 руками в воздухе
Наступила тишина. Указательный палец подносим ко рту.
Новая тема. Хвойные и лиственные деревья.
По форме листьев деревья и кусты делятся на лиственные и хвойные. Лиственные деревья и кусты – это береза, дуб, липа, клен, яблонька, груша, смородина, орешник, сирень. На веточках у них растут листья разного размера и разной формы.
А у хвойных деревьев и кустов – ели, сосны, можжевельника – вместо обычных листочков – иголочки, которые называются хвоинками. Отсюда и название – хвойные растения.
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно, иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые известные из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, можжевельник.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый лес. Если только ели - ельник. А если и сосны, и ели - то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами.
Самомассаж с шишками Презентация лист, хвойные
Закрепление Игры по теме.
« Маленький-большой» «Один –Много»
Ель-ёлочка у меня одна елочка, а у тебя…
Шишка-шишечка у меня одна ветка, а у тебя….
Ветка-веточка шишка
Хвоя-хвоинка иголка
Иголка-иголочка
«Скажи какая?»
Ветка сосны -сосновая ветка. Хвоя ели- еловая хвоя.
Шишка ели- еловая шишка. Хвоя сосны- сосновая хвоя.
Шишка сосны- сосновая шишка. Лес с соснами- сосновый лес.
Ствол ели – еловый ствол. Лес с елями- еловый лес.
Ствол сосны- сосновый ствол.
Изготовление поделки. (заготовки поделок, клей)
( Детям предоставляются готовые поделки без листьев, вспомнить, какие бывают деревья? Мы будем делать поделки деревьев- с листьями и с иголочками)
Рефлексия учебной деятельности.
- Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу?- Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?