3.Актуализация Цель для учителя:дать возможность самостоятельно вспомнить, выделить группы растений Цель для учащихся:уметь группировать растения по их признаками свойствам | - Без чего нельзя представить природу? (заранее на столе разложены карточки с животными дикими и домашними; с культурными и дикорастущими растениями) - Ваша задача разделиться на группы. А вот на какие группы, подумайте. - На какие группы разделили всех животных? - Давайте вспомним, почему мы называем одних дикими, а других домашними? - А растения на какие группы разделили? - А растения почему мы так называем? - А когда-то все животные были дикими, а растения дикорастущими. - А как появились культурные растения и домашние животные. - А всех ли животных сумел приручить человек? И все ли растения у нас стали культурными? - Конечно, ребята, многие животные так и остались жить в дикой природе. - Как вы думаете, а легко ли диким животным живётся в природе? Должны ли мы заботиться о них в условиях дикой природы? Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете не останемся и мы. -Согласны ли вы с этим? Почему? | - Без животных и растений Учащиеся делятся на 4 группы: дикие и домашние животные, культурные и дикорастущие растения - На 2:дикие животные и домашние животные - За домашними животными ухаживает человек. А дикие живут сами по себе. - На 2, культурные и дикорастущие - Культурные выращивает сам человек Дикорастущие растут сами - Нет, не всех. - Нет. Им приходится всё делать самим. - Да, должны
- Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. - Каждое растение, каждое животное необходимо беречь.
| Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
|
4.Постановка учебной задачи Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | - Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений? - Кто основной виновник исчезновения некоторых видов растений, животных и птиц? - Ребята, а что же нужно в первую очередь делать, чтобы предотвратить исчезновение животных и растений в природе? - Правильно, а вот как ведётся эта охрана в нашей стране и в нашем крае, мы и узнаем на сегодняшнем уроке. СЛАЙД 2 Прочитайте тему урока «Красная книга России и Красная Книга Рязанской области» - Ребята, что все ли вам понятно в названии темы? Какие слова вам знакомы, понятны? (словарь, что такое книга) - А что такое красная книга знаете? - А хотите узнать? -Красная книга — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов. В Красную книгу заносятся животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. - Что означает в этих случаях красный цвет? - Где вы встречались с красным цветом? - Почему эту книгу назвали красной? - Но о какой опасности? - Итак, что же каждый из вас ждёт от сегодняшнего урока? СЛАЙД 3 «Сегодня на уроке я хочу…» -Ребята, тему мы знаем. Давайте сейчас вместе попробуем поставить перед собой цель урока. Чего мы хотим достигнуть? СЛАЙД 4 (цели) | -Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма.
-Человек. - Охранять.
- Книга - Нет. - Да. - Красный цвет говорит об опасности. - Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь. - В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя. - В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения. -Эта книга предупреждает об опасности. -Об опасности в природе -Ответы детей
- узнать, как появилась Красная книга . - вспомнить, какие бывают Красные книги; какие животные и растения занесены в Красную книгу. - научиться составлять памятки по охране животных и растений. (учитель вместе с учащимися ставят цели урока) - приобрести знания о Красной книге. Приобрести умения работать с Красной книгой
| Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
|
5.Изучение нового материала.
Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги России, Рязанской области Цель для учащихся: уметь перечислить причины исчезновения животных, растений и птиц, выбрать способ защиты своей позиции в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
6.Закрепление учебного материала. Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное;обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней.
7.Подведение итогов. Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. 8.Рефлексия учебной деятельности Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание
| Выставка 1.)Демонстрация Красной Книги. 2.)Рассказ учителя о красной книге - А как выдумаете, почему же эти животные и растения исчезли и их занесли в красную книгу? - На сегодняшний день наша природа и наша среда обитания находится на грани истощения. Очень часто люди идут на охоту, рыбалку и не задумываются о том, какое животное сейчас, в данный момент, в данную секунду они истребят. Ведь это самое животное может быть последним в своем виде или даже роде, а может и семействе. Мы не задумываемся над тем, что убиваем несчастных животных только ради своей выгоды, своего удовольствия. И если это будет продолжаться, то исчезнут все животные, в том числе и мы. Если не мы побережем природу, то кто это сделает за нас? Давайте будем беречь ее вместе. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Не осталась в стороне и Рязанская область. Именно под её опекой ученые Окского заповедника приступили к разработке Красной книги области. Работа по её созданию была начата в 1998 г. Затем были проведены экспедиции в ряд районов области, оформлены карты находок, проработана зоологическая литература. Некоторые сведения об интересующих животных были получены от населения. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности. - Ребята, а вы знаете, что существует множество различных красных книг. Это и красная книга Мира, и Красная Книга России. А есть и Красная книга Рязанской области. . СЛАЙД 5, 6: разновидности красных книг. - А в 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. - Как вы думаете, зачем? - А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.
- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. - На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк. - На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан. - На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля. - На серых — сведения о мало изученных и редких видах. Например, беломорский дельфин. - На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению.
Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно Клювиком почистил пух И скорей за парту плюх! - Ребята, откройте учебник на странице с.88. Какие растения попали в красную книгу? - У вас на столах лежат красные книги России. Давайте найдём любое растение или животное, которые занесены в неё. - Посмотрите на экран. СЛАЙД 7, 8 (слайды: растения и животные Рязанской области) - описать… -Ребята, а вы хотели бы, чтобы Красная книга становилась толще или тоньше? -Почему?
- Так что же необходимо делать для этого? Что же мы с вами можем сделать для охраны природы? - Конечно.Некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять. - Ребята, а что делают взрослые для сохранения животных и растений? - А что такое заповедники? (СЛОВАРЬ) Заповедник – это место, где животное или растение находится под надёжной охраной человека. СЛАЙД 9 - Давайте попробуем помочь этим и многим другим редким растениям и животным. Я предлагаю работу в парах. На столе у вас лежат карточки. - Скажите, а вы знаете, кто такой БИОЛОГ? И кто такой ЗООЛОГ? Один из вас будет БИОЛОГ(учёные, которые изучают растения) составит памятку по охране растений, другой ЗООЛОГ (учёные, которые изучают животных) составит памятку по охране животных. - Проверим памятки СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 - Ребята, я хочу вам рассказать одну притчу (О БАБОЧКЕ) - Как вы понимает последние слова мудреца? «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках» - Как вы понимает последние слова мудреца? - Итак, ребята, что же такое Красная книга? Для чего она нужна?
- Над чем вы задумались на уроке? - Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок? Возвращаемся, к началу урока СЛАЙД 11 «Сегодня на уроке я….»
- Ребята, а вы любите собирать пазлы. - Итак, сейчас мы попробуем собрать пазлы в одну картину и увидим, что получилось. - Правильно! И не просто в Красную книгу, а в Красную книгу Рязанской области СЛАЙД 12 (песня Газманова О. «Красная Книга») - А в память о нашей сегодняшней встрече мне хотелось бы вам подарить небольшие сувениры. (вручение календариков с изображением растений и животных занесённых в красную книгу Рязанской области. - А в качестве домашнего задания, ребята, нарисуйте любое понравившееся животное или растение, занесённое в Красную книгу.
| -ответы детей - Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения. Чёрные – нет больше Красные – исчезающие Жёлтые - восстановленные - Венерин башмачок, женьшень, лотос и т.д. - ищут - тоньше. - Мы хотим, чтобы растения и животные не исчезали, а их становилось всё больше и больше. - Охранять. Относиться бережно. Делать кормушки. Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных; Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.
- Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки
Один ученик читает правило, а другой поясняет. Выполнять эти правила. Так мы сможем немного помочь природе.
-Всё в руках человека, каждого из нас. Если мы захотим, красная книга будет увеличиваться, если захотим будет и уменьшаться. -Каждый человек должен быть другом природе. -Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мы в ответе за нашу природу.
- узнал, что такое Красная книга. Какие разновидности бывают. Какие растения и животные занесены в Красную книгу. Что есть и Красная книга Рязанской области. -вспомнил, правила по охране животных и растений - научился работать с Красной книгой - Животные, которые занесены в Красную книгу.
- | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность работать в коллективе, взаимодействие с одноклассниками
|