СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга. Красная книга Рязанской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга. Красная книга Рязанской области"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга. Красная книга Рязанской области"»



Подлипкинская основная общеобразовательная школа,

филиал МОУ «Торбаевская СОШ»







Технологическая карта


урока Окружающий мир


2 класс


Тема: «Красна книга. Красная книга Рязанской области»


Учитель: Филатова Римма Ринатовна











Цель и задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Так постараемся сегодня

Мы вместе проведём урок.

(организовать выставку Красных Книг)

Приветствие учителя.

Включение в ритм урока




. Личностные: самоопределение;

регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Мотивация (включение в учебную деятельность) Цель: обеспечение мотивации принятие учащимися целей учебно-познавательной деятельности.


СЛАЙД 1

- Демонстрация слайда о красоте природы.

- Вам понравилось то, что вы сейчас увидели?

- А что понравилось вам?

- Каким словом можно назвать увиденное?









-Природа

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Сравнивают и группируют предметы по признакам.

Коммуникативные: работают в группах



3.Актуализация

Цель для учителя:дать возможность самостоятельно вспомнить, выделить группы растений

Цель для учащихся:уметь группировать растения по их признаками свойствам

- Без чего нельзя представить природу?

(заранее на столе разложены карточки с животными дикими и домашними; с культурными и дикорастущими растениями)

- Ваша задача разделиться на группы. А вот на какие группы, подумайте.


- На какие группы разделили всех животных?


- Давайте вспомним, почему мы называем одних дикими, а других домашними?


- А растения на какие группы разделили?


- А растения почему мы так называем?


- А когда-то все животные были дикими, а растения дикорастущими.

- А как появились культурные растения и домашние животные.

- А всех ли животных сумел приручить человек? И все ли растения у нас стали культурными?


- Конечно, ребята, многие животные так и остались жить в дикой природе.

- Как вы думаете, а легко ли диким животным живётся в природе? Должны ли мы заботиться о них в условиях дикой природы?


Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете не останемся и мы.


-Согласны ли вы с этим? Почему?


- Без животных и растений





Учащиеся делятся на 4 группы: дикие и домашние животные, культурные и дикорастущие растения


- На 2:дикие животные и домашние животные


- За домашними животными ухаживает человек. А дикие живут сами по себе.


- На 2, культурные и дикорастущие


- Культурные выращивает сам человек

Дикорастущие растут сами





- Нет, не всех.







- Нет. Им приходится всё делать самим.

- Да, должны








- Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.

- Каждое растение, каждое животное необходимо беречь.






Познавательные: логические – анализ объектов с целью

выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении






























4.Постановка учебной задачи

Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

- Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?




- Кто основной виновник исчезновения некоторых видов растений, животных и птиц?

- Ребята, а что же нужно в первую очередь делать, чтобы предотвратить исчезновение животных и растений в природе?

- Правильно, а вот как ведётся эта охрана в нашей стране и в нашем крае, мы и узнаем на сегодняшнем уроке.



СЛАЙД 2

Прочитайте тему урока «Красная книга России и Красная Книга Рязанской области»

- Ребята, что все ли вам понятно в названии темы? Какие слова вам знакомы, понятны?

(словарь, что такое книга)

- А что такое красная книга знаете?


- А хотите узнать?


-Красная книга — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов. В Красную книгу заносятся животные и растения, которые находятся на грани исчезновения.


- Что означает в этих случаях красный цвет?


- Где вы встречались с красным цветом?



- Почему эту книгу назвали красной?


- Но о какой опасности?



- Итак, что же каждый из вас ждёт от сегодняшнего урока?

СЛАЙД 3

«Сегодня на уроке я хочу…»










-Ребята, тему мы знаем. Давайте сейчас вместе попробуем поставить перед собой цель урока. Чего мы хотим достигнуть?




СЛАЙД 4 (цели)


-Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма.



­-Человек.



- Охранять.
















- Книга


- Нет.


- Да.









- Красный цвет говорит об опасности.



- Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь.

- В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя.

- В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения.


-Эта книга предупреждает об опасности.

-Об опасности в природе

-Ответы детей






- узнать, как появилась Красная книга

.

- вспомнить, какие бывают Красные книги; какие животные и растения занесены в Красную книгу.


- научиться составлять памятки по охране животных и растений.


(учитель вместе с учащимися ставят цели урока)

- приобрести знания о Красной книге.

Приобрести умения работать с Красной книгой





Регулятивные: целеполагание;

познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной

цели; логические:

формулирование

проблемы





















5.Изучение нового материала.

Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги России, Рязанской области

Цель для учащихся: уметь перечислить причины исчезновения животных, растений и птиц, выбрать способ защиты своей позиции в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор

























































































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА








РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.



































6.Закрепление учебного материала.

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное;обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней.




























7.Подведение итогов.

Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.















8.Рефлексия учебной деятельности
Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание


















































Выставка

1.)Демонстрация Красной Книги.

2.)Рассказ учителя о красной книге

- А как выдумаете, почему же эти животные и растения исчезли и их занесли в красную книгу?


- На сегодняшний день наша природа и наша среда обитания находится на грани истощения. Очень часто люди идут на охоту, рыбалку и не задумываются о том, какое животное сейчас, в данный момент, в данную секунду они истребят. Ведь это самое животное может быть последним в своем виде или даже роде, а может и семействе. Мы не задумываемся над тем, что убиваем несчастных животных только ради своей выгоды, своего удовольствия. И если это будет продолжаться, то исчезнут все животные, в том числе и мы. Если не мы побережем природу, то кто это сделает за нас? Давайте будем беречь ее вместе.
Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения.

Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Не осталась в стороне и Рязанская область. Именно под её опекой ученые Окского заповедника приступили к разработке Красной книги области. Работа по её созданию была начата в 1998 г. Затем были проведены экспедиции в ряд районов области, оформлены карты находок, проработана зоологическая литература. Некоторые сведения об интересующих животных были получены от населения.

Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности.

- Ребята, а вы знаете, что существует множество различных красных книг. Это и красная книга Мира, и Красная Книга России. А есть и Красная книга Рязанской области. .

СЛАЙД 5, 6: разновидности красных книг.


- А в 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные.

- Как вы думаете, зачем?

- А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

- На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк.

- На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан.

- На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля.

- На серых — сведения о мало изученных и редких видах. Например, беломорский дельфин.

- На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению. 

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх!


- Ребята, откройте учебник на странице с.88. Какие растения попали в красную книгу?

- У вас на столах лежат красные книги России. Давайте найдём любое растение или животное, которые занесены в неё.

- Посмотрите на экран.

СЛАЙД 7, 8

(слайды: растения и животные Рязанской области)

- описать…


-Ребята, а вы хотели бы, чтобы Красная книга становилась толще или тоньше?


-Почему?






- Так что же необходимо делать для этого? Что же мы с вами можем сделать для охраны природы?













- Конечно.Некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять.


- Ребята, а что делают взрослые для сохранения животных и растений?


- А что такое заповедники?

(СЛОВАРЬ)

Заповедник – это место, где животное или растение находится под надёжной охраной человека.

СЛАЙД 9

- Давайте попробуем помочь этим и многим другим редким растениям и животным. Я предлагаю работу в парах.


На столе у вас лежат карточки.

- Скажите, а вы знаете, кто такой БИОЛОГ?

И кто такой ЗООЛОГ?

Один из вас будет БИОЛОГ(учёные, которые изучают растения) составит памятку по охране растений, другой ЗООЛОГ (учёные, которые изучают животных) составит памятку по охране животных.

- Проверим памятки

СЛАЙД 10


СЛАЙД 11

- Ребята, я хочу вам рассказать одну притчу (О БАБОЧКЕ)

- Как вы понимает последние слова мудреца?

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках»


- Как вы понимает последние слова мудреца?








- Итак, ребята, что же такое Красная книга? Для чего она нужна?

- Над чем вы задумались на уроке?






- Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок?

Возвращаемся, к началу урока

СЛАЙД 11

«Сегодня на уроке я….»















- Ребята, а вы любите собирать пазлы.

- Итак, сейчас мы попробуем собрать пазлы в одну картину и увидим, что получилось.

- Правильно! И не просто в Красную книгу, а в Красную книгу Рязанской области

СЛАЙД 12

(песня Газманова О. «Красная Книга»)

- А в память о нашей сегодняшней встрече мне хотелось бы вам подарить небольшие сувениры.

(вручение календариков с изображением растений и животных занесённых в красную книгу Рязанской области.

- А в качестве домашнего задания, ребята, нарисуйте любое понравившееся животное или растение, занесённое в Красную книгу.





































































































































-ответы детей






































































- Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения.

Чёрные – нет больше

Красные – исчезающие

Жёлтые - восстановленные


































- Венерин башмачок, женьшень, лотос и т.д.


- ищут










- тоньше.




- Мы хотим, чтобы растения и животные не исчезали, а их становилось всё больше и больше.



- Охранять. Относиться бережно. Делать кормушки.

Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных;

Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.











- Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки



















Один ученик читает правило, а другой поясняет.

Выполнять эти правила. Так мы сможем немного помочь природе.




















-Всё в руках человека, каждого из нас. Если мы захотим, красная книга будет увеличиваться, если захотим будет и уменьшаться.






-Каждый человек должен быть другом природе.


-Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой.

Мы в ответе за нашу природу.







- узнал, что такое Красная книга. Какие разновидности бывают. Какие растения и животные занесены в Красную книгу. Что есть и Красная книга Рязанской области.


-вспомнил, правила по охране животных и растений


- научился работать с Красной книгой






- Животные, которые занесены в Красную книгу.
















-















Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические: решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации








































































































































Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения; личностные: самоопределение
















































Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения; личностные: самоопределение.





















Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность работать в коллективе, взаимодействие с одноклассниками








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!