СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по основам права на тему «Какие права и обязанности у человека и гражданина Республики Казахстан?»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «Основы права» на тему «Какие права и обязанности у человека и гражданина Республики Казахстан?»  для учащихся 9 класса в рамках обновленной учебной программы по основам права.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по основам права на тему «Какие права и обязанности у человека и гражданина Республики Казахстан?»»

Дата:

14.09.2021

Предмет, класс

Основы права, 9 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Какие права и обязанности у человека и гражданина Республики Казахстан?

Основная идея

Определять конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Цели:

9.2.1.2 определять конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина на основе анализа Конституции Республики Казахстан

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1) Что такое право?

2) Объясните понятие «нормы права».

3) Что такое мораль?

4) Объясните понятие «социальные нормы».

5) Что такое этика?

6) Объясните понятие «религиозные нормы».

7) Перечислите виды социальных норм.

8) Как право влияет на общественные отношения?

9) Назовите основные функции права.

10) Перечислите признаки права.

11) Определите роль права в системе социальных норм.

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – По учебнику: Права и свободы человека и гражданина (§ 5, стр. 27-38).

1. Работа с текстом (чтение).

Права и свободы человека - возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граж­данина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и состав­ляющие ядро правового статуса личности.

Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зави­сят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае дейст­вует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый че­ловек является гражданином.

Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.

Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:

1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы граж­данина.

2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые.

3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанской науке конституционного права.

Личные (гражданские) права и свободы. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) - это основное неотъемлемое
неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право.
Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие
деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры.

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая воз­можности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливает­ся законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступ­ления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о поми­ловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс ак­тивных действий всех государственных и общественных структур, каждо­го конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных соци­альной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факто­рам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) - возможность со­вершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ог­раничения. Ограничение или лишение свободы - арест и содержание под стражей - допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

4. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции) - означает признание возможности выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать отношения с ними в условиях независимости и самостоятельности. Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбере­жений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообще­ний. Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) - оз­начает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на за­конных основаниях лица.

2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) - возможность беспрепятственного передвижения и вы­бора места пребывания и жительства в пределах государства, а также пра­во покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) - гарантированная возмож­ность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой.

4. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) - воз­можность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) - возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, вы­бора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни стра­ны. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных го­сударством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единст­венным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает прак­тическую реализацию через политические права каждого гражданина.

1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конститу­ции) - возможность гражданина непосредственно и через своих представи­телей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются:

- право петиций - возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

- право участвовать в референдуме;

- право на равный доступ к государственной службе.

2. Право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32 Конституции) - возможность выбора формы волеизъ­явления граждан.

Свобода собраний - возможность собираться в закрытых помещени­ях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных вы­ступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выра­жающими позицию участников по социальным - экономическим и полити­ческим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государствен­ных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Пользование этими правами может ограничиваться законом в интере­сах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоро­вья, защиты прав и свобод других лиц.

3. Право на свободу объединений - (ст. 23 Конституции) - возмож­ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления созда­вать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

Экономические права и свободы - это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в экономи­ческой сфере. К их числу относятся:

1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) - возможность любого лица распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый имеет право:

- на свободный выбор рода деятельности и профессии;

- не заниматься никаким видом труда.

Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на соци­альную защиту от безработицы

2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции) - возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым законно приобретен­ным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только при условии равно­ценного возмещения.

3. Право наследования (ст.26 Конституции) - возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)

4. Свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции) возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от го­сударства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предостав­ления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск.

2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Кон­ституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцов­ства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на социальное обеспечение означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий.

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Консти­туции) - возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.

7. Право на образование (ст. 30 Конституции) - означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере куль­турной и научной жизни. Они включают в себя право на пользование род­ным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).


2. Приём «Концептуальная таблица».

Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений.

Определить разделение прав и свобод человека и гражданина на три группы: личные (гражданские), политические; социально-экономические и культурные.

3. Заполнить таблицу «Права и обязанности учащихся в школе».

Вопросы исследования:

1) Права учащихся в школе.

2) Обязанности учащихся в школе.

3) Ограничение прав школьников.

4) Обязанности учителя в школе.


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление
















Лидерство









Диалогическое обучение











Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник:

Ибраева А.С., Гончаров С.Б. Основы права. Учебник для 9 кл. общеобразовательных школ. ЕМН. / – Алматы: Мектеп, 2019 – 160 с.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 5, стр. 27-38 учить, выполнить задания по уровням сложности.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!