Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – По учебнику: Основы конституционного строя (§ 4, стр. 22-26). 1. Работа с текстом (чтение). Основы конституционного строя Казахстана - это четыре группы основных конституционных идей и принципов, связанных со статусом человека, со всеми его правами и свободами, с гражданским обществом, со статусом народа как единственного источника государственной власти и организацией государства. Конституционное закрепление основ жизнедеятельности, этих четырех компонентов, составляющих несущую конструкцию современного общества, и составляют основы конституционного строя. Это имеет огромное значение для придания устойчивости Конституции, конституционному строю, определения основных направлений их развития в русле мирового процесса демократизации общественной и государственной жизни, укрепления общечеловеческих идеалов, упрочения статуса человека и народа. Основы конституционного строя закреплены в Конституции в разделе I. Являясь основами нашей государственности, закладывая общие принципы построения государства и общества, основы правопорядка в стране, они служат фундаментом для конституционно-правового закрепления, обеспечения, содействия в пользовании и защите прав и свобод граждан. Основы конституционного строя все в совокупности и каждая в отдельности вносят свою лепту в решение проблем прав человека и гражданина. Конституция 1995 г. в статье 1 закрепляет, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Демократическое государство - понятие, определяющее Казахстан, прежде всего, как республику, государство с республиканским строем, в котором обеспечивается народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление. В государстве с республиканским строем народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока полномочий. Республиканский строй (независимо от формы правления, президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства. В то же время демократическое государство создает возможность для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией РК свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др. Правовое государство - качество, к которому стремится Казахстан и начало которого заложено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты. Социальное государство - это государство, главной задачей которого является служение обществу и стремление исключить социальные различия, ориентация Конституции на общечеловеческие ценности, выраженные в общепризнанных нормах международного права. Светское государство - государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут влиять на его политику в какой-либо сфере, не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, систему образования и т.д. В таком государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, ни одного гражданина такого государства нельзя заставить исповедать ту или иную религию. Согласно п.1 ст.2 Конституции, Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Работа в парах. Чтение и анализ текста. Отвечают на вопросы: 1. Раскройте понятие «конституционное право». 2. Раскройте понятие «конституционный строй». 3. Раскройте основы конституционного строя Республики Казахстан. 4. Что значит суверенное государство? 5. Что значит права и свободы человека? 6. Раскройте понятие «республика». 7. Что значит политический плюрализм? 8. Что такое референдум? Групповая работа. Задание: Заполнить таблицу «Основы конституционного строя Казахстана». Вопросы исследования: 1) Республика Казахстан - правовое государство 2) Республика Казахстан - демократическое государство 3) Республика Казахстан - социальное государство 4) Республика Казахстан - светское государство 5) Республика Казахстан - унитарное государство | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: Ибраева А.С., Гончаров С.Б. Основы права. Учебник для 9 кл. общеобразовательных школ. ЕМН. / – Алматы: Мектеп, 2019 – 160 с. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 4, стр. 22-26 учить, выполнить задания по уровням сложности. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |