СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по основам права на тему «Республика Казахстан как правовое государство»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «Основы права» на тему «Республика Казахстан как правовое государство» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по основам права.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по основам права на тему «Республика Казахстан как правовое государство»»

Дата:

24.09.2021

Предмет, класс

Основы права, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Республика Казахстан как правовое государство

Основная идея

Объяснять реализацию принципов правового государства на основе политико-правовых актов РК.

Цели:

11.1.2.1 - объяснять реализацию принципов правового государства на основе политико-правовых актов РК (Концепция правовой политики РК, Концепция Национального плана действий в области прав человека в РК)

11.1.2.2 - объяснять основное функциональное предназначение гражданского общества в РК;

11.1.2.3 - оценивать эффективность деятельности институтов гражданского общества РК (НПО)

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Что такое государство?

2. Что такое политическая система?

3. Назовите элементы по­литической системы.

4. В чём заключается особая роль государства в по­литической системе?

5. Назовите основные виды по­литических партий.

6. Назовите особенности общественных движений.

7. Назовите основные элементы политической системы казахстанского общества.

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 7,8, стр. 29-35 (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

В статье 1 Конституции нашей страны закреплено, что республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Что такое правовое государство? Признаки правового государства. Необходимость и цели правового государства. Пути становления правового государства в Казахстане.

Правовое государство. Республика Казахстан После обретения независимости одним из своих главных стратегических направлений развития объявила построе­ние правового государства. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстан записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Правовым является государство, в котором сформирована правовая система, незыблемо верховенство закона, требова­ния законов обязательны для всех субъектов и работа всех государственных органов, должностных лиц регулируется законами.

Признаки правового государства. Самым важным показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наилучшие стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов. Конституция ориентирует законо­дательный орган на это обстоятельство.

В Конституции Республики Казахстан определен законотворческий характер деятельности парламента Казахстана. Парламент Республики Казахстан вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие обще­ственные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся право субъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государ­ственной и военной службы. Издание законов — основная функция парламента. Парламент не должен передавать эту миссию никакому другому органу, а должен ста­раться охватить своими законами и нормативными актами все важные сферы жизни общества.

Иногда и в правовом государстве законодательные функции могут быть переданы президенту. Общественная жизнь очень сложна и в ней случаются различные непредвиденные ситуации. Парламент в случае полити­ческого кризиса может быть распущен или в полном составе отправлен на очередные каникулы. Когда парла­мент временно отсутствует, президент страны имеет право издавать указы, имеющие силу закона. В таком случае президент не злоупотребляет своими полномочиями, не пытается изменить конституцию и конституционный строй в свою пользу. Президент в отсутствие парламента может издавать указы, имеющие силу закона, только по текущим проблемам. После того как новый парламент будет избран и приступит к своим обязанностям, он должен либо закрепить все изданные указы, либо аннули­ровать их и принять новые законы. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных орга­нов, должностных лиц выполнения требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов, следовательно, само государство в первую очередь берет на себя обязательство соблюдать требования законов.

Сама логика развития общества решение проблемы применения на практике законов возлагает на государство и его органы. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей. Следова­тельно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за ходом выполнения положений законов всеми субъектами. Выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства.

Правовая культура масс. Важным принципом право­вого государства является неукоснительное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан. Для того чтобы обеспечить знание законов, конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Публикация законов в печати является обязательным условием их применения. Это конститу­ционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан. Указанное конституционное положение должно обеспечивать доступность для граждан многочисленных отраслевых законов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Государственные органы не должны ограничивать доступ граждан к своим нормативным правовым актам.

Важным условием становления правового государства является формирование правосознания граждан. Республика Казахстан в настоящее время уделяет большое внимание правовому обучению населения. 21 июня 1995 г. вышел Указ Президента РК "О мерах по осуществлению правового всеобщего обучения”. В основе этого акта лежит идея обеспечения формиро­вания правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошколь­ного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев независимо от сферы обучения, работы и служебного положения, вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безу­пречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Независимость судов. Еще одним важным признаком правового государства является закрепление принципа независимости суда. В правовом государстве суд занимает особое место, поскольку является одной из трех ветвей государственной власти. Все спорные правовые вопросы в основном решаются в суде. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных актов, международных договоров республики.

В Конституции Республики Казахстан записано, что "судья при отправлении правосудия не зависим и подчиняется только Конституции и закону". Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Одной из мер, направленных на обеспечение независимости судей, является их пожизненная назначаемость. Однако если судья нарушает закон, он освобождается.

Государство может признаваться правовым не только в силу наличия развитой национальной правовой системы, ее реального функционирования. Степень правового характера государства определяется и тем, как относится государство к международному праву, вбирающему в себя наиболее демократические, прогрессив­ные и гуманистические правовые идеи. Этому вопросу конституция уделяет особое внимание: в ней записано, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. В действующее право нашей республики включаются международные договорные и иные обязательства. Международные договоры, утверж­денные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.


2. Приём «Концептуальная таблица».

Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений.

Определите особенности Республики Казахстан как правового государства.


3. «Мозговой штурм».

1. Какие существуют признаки правового государства?

2. Дайте краткую характеристику правового государства.

3. Какова цель правового государства?

4. Дайте краткую характеристику гражданского общества.

5. Какова цель по­литических партий?

6. Что такое Концепция правовой политики РК?

7. Что такое Концепция Национального плана действий в области прав человека в РК?


4. Заполнить таблицу «Институты правового государства».

Вопросы исследования:

1) Импичмент;

2) Вето;

3) Вотум недоверия;

4) Независимость судов.


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: Ибраева А.С. и др. Основы права. Учебник для 11 кл. общеобразовательных школ. ЕМН. / – Алматы: Мектеп, 2020. – 304 с.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 7,8, стр. 29-35 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!