СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Тема урока: Семья в романе “Война и мир”.

 Цель урока:   через проектно-исследовательскую  деятельность рассмотреть формирование стремлений к сохранению семейных традиций и нравственных ценностей, свойственных Л.Н.Толстому.

Деятельность, нацеливающая учащихся на самостоятельность:

  - деление на группы;

 - распределение заданий;

 - подготовка и сбор информации;

 - защита проекта.

 Задачи урока:

  1. обучать приёмам проектно-исследовательской деятельности, проанализировать авторскую позицию по отношению к семье;

2) развивать умение работать с различными источниками, производить сравнительно-сопоставительный анализ;

3) развивать творческое и системное мышление, показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших; с умением каждого в семье “больше отдавать, чем брать”;

4) воспитывать любовь и понимание в семье; строить взаимоотношения на “добре и правде”.

Оборудование: плакат, на котором написана тема урока, эпиграф урока, стенгазета: “Семья Толстого”, “Я и моя семья” (фоторепортаж), стенгазета “Из дневников писателя”, сообщения и доклады учащихся, костюмы для артистов.

Ход урока.

                                                                               Что нужно для счастья?

                                                          Тихая семейная жизнь…                

                                                         с возможностью делать

                                                           добро …

                                                                 Толстой Л.Н.

 

I. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Л.Н. Толстой – один из любимых писателей XIX века. Его не любить просто невозможно: он и гениальный мыслитель, и тонкий психолог, и писатель-гуманист. И.В. Золотарева пишет: “В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям”. В своих произведениях Л.Н. Толстой обращается к разным проблемам. К каким?

Ответы учащихся.

 -  “Жизнь сердца ” героев романа.

 - Нравственные искания Болконского и Безухова.

 - Отечественная война 1812 года.

Будучи тонким исследователем человеческой души, Толстой утверждал, что “люди как реки”: у каждого есть свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.

Вопрос. Что такое семья?

1) “Семья – это живой организм, микро-общество, в котором соприкасается прошлое, настоящее и будущее…”

2) “Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни”.

3) Семья – это те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром, доверять людям…

II. Сообщение ученицы на тему: “Семья Толстого” и фоторепортаж от групп («Литературоведы» и «Художники»). Защита проекта.

        1. Фоторепортаж.

Учащиеся читают материал из дневников писателя.

                   “Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно,  что добро и зло зависят от воспитания…”

                   “Желание к учебе, любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте”.

                   “Необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип  “больше давать, чем брать”.

                   “Моя главная цель в жизни есть добро ближнего”.

                    “… делать добро и жить ради счастья других    людей”.

III. Беседа.

1. Вопрос. Как отражается мысль семейная у Толстого – писателя в романе “Война и мир”?

“Да, роман “Война и мир” – отражение многогранности личности и широты мировоззрения самого писателя”. Поэтому так много схожих черт находим мы и у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берг. Постоянная работа души объединяет Пьера, Наташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, “семейными”.

Учитель.  Толстой  придерживается  народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа – два семейства: Ростовых и Болконских.

2.Защита проектов на тему « Семья Ростовых».  Выступает первая группа учащихся «Исследователи».

а) “В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга: даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения…”, – так  писала Лебединская.

 

О матери можно рассказывать бесконечно. Добавим только, что она дорожит дружбой (Анне Друбецкой дает деньги на шитье мундира), ценит Марью Аросимову за прямоту ума и простоту общения. А как любит Николая: его письмо из полка было прочитано сто раз. В 1812 году графиня скажет: “Только скажи государю, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. После смерти Пети мать теряет смысл жизни.

б) Отец, Илья Андреевич Ростов, – барин, “человек ограниченный, очень мягкий, веселый, щедрый, а главное - доверчивый”. Вспомним, как граф озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона. Толстой писал: “Редко кто умел так, на широкую руку, хлебосольно, устроить пир…” Кроме того,  Илья А. отказывается брать вексель на 2 тысячи у А.М. Друбецкой и дарит ей эти деньги. Он беспрекословно платит карточный долг Николая в 40 тысяч рублей.

 

в) Наташенька – любимая героиня Толстого, и многие девчонки мечтают ею стать. “…черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”.

Просмотр сценки “Подслушанный разговор Наташи и Сони в Отрадном”. Выступает группа «Актёры». ( В помощь группа «Костюмеры»).

Удивительно тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи, поэтому так естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь. Оживает сердце Андрея.

Во время войны именно Наташа просит отдать подводы раненым, трогательно ухаживает за князем Андреем, понимает Марью и сочувствует ей, как родной.

Выйдя замуж за Пьера, героиня принимала активное участие в каждой минуте жизни мужа, “дом ходил на цыпочках”, Пьер видел себя “отраженным в своей жене”. Она создана для семьи, для воспитания своих детей.

г) Нельзя не сказать о Николае Ростове, который молод и хорош собой. Прекрасный танцор, любящий брат, верный друг, единственный, кто помогает Денисову. Толстой пишет о прямодушии героя: “Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть”. Позже он станет нежным отцом, отличным семьянином.

 

д) Вспомним еще об одном человеке, связанном с семьей Ростовых. Это Соня. Есть пословица: “Не тот отец, кто родил, а тот, кто добру научил”. Добру Соня учится в доме Ростовых. Как прекрасна Соня  в костюме гусара, у нее дымковое, как у Наташи, платье (полное семейное равенство девочек). И все-таки Соня не дочь, а воспитанница. Она все принимает с благодарностью, вечно чувствует себя в неоплатном долгу. Девушке суждено отблагодарить графиню, пожертвовав своей любовью к Николаю, т.е. расплатиться счастьем, ценою в жизнь. Ухаживает за графиней, скрывая нищету. По мнению писателя, она дорожила, казалось, “не столько людьми, сколько всей семьей, она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому”.

е) Вопрос. Почему любимый всеми мальчик Петя обречен на смерть? Наверное, потому, что начинает распадаться хлебосольная семья. Кто таков Петя?

ж) Не хочется говорить о Вере. Она правильная, умная, рассудительная, но расчетливая и скучная, так и не полюбившая свою сестру Наташу. Толстой пишет: “…лицо ее стало неестественно и от того неприятно”. Граф с радостью отдает ее замуж за Берга.

Вывод. Итак, дом семьи Ростовых слыл одним из самых хлебосольных, гостеприимных, а потому и одним из самых любимых. Это порой вызывало добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью Ростова: доброта и любовь всегда притягательна. Расставаясь с героями в 1820 году, в канун именин Николая Ростова, радуемся, что герой счастлив с Марьей, а Наташа с Пьером. И эти семьи – примеры семейного благополучия. В дом к Николаю тянутся все, собираясь под крышей городской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, и Николенька Болконский.

Вопрос. Почему в семье Ростовых нельзя быть иным? Ответ прост. Перечислим главные черты, характерные для этого семейства:

  1. открытость души, радушие, гостеприимство (до 400 гостей в год);
  2. полное взаимопонимание, честность;
  3. талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. Ростовы всецело отдаются чувству, завладевшему их душой, например, Петя пожалеет французского барабанщика, “покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки”;
  4. чувство патриотизма заставит Николая преодолеть страх, быть смелым и мужественным, получить крест. А желание подвига уведет из жизни Петю;
  5. соблюдение традиций;
  6. открытость и любовь;

Вопрос. А совершают ли ошибки члены семьи Ростовых? Всегда ли открытость ведет к счастью? Бесспорно, Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег, напишет письмо Марье о разрыве с Андреем Болконским; Николай проиграет Долохову 43 тысячи рублей.

3. Семья Болконских. Выступает  группа “Исследователи семьи Болконских”.

Вопрос. Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям? 

Сценка “Проводы сына на войну”. Выступает группа «Актёры». (Группа «Костюмеры»).

Николай Андреевич понимает, что должен гордиться своими детьми, их умом, глубокой порядочностью, кроме того, безумно любя их, старается оградить их от ошибок, а поэтому часто слишком требователен и даже деспотичен. “Был сын, которого жалко было отдавать девчонке”. Он оскорблен сватовством Курагиных, этой “глупой, бессердечной породы”. Это ведь его дочь, “которую любил больше себя…” Переживал, не спал ночами: “…нет у ней гордости, но я покажу ей это…” Старик был ласков, когда “сухие руки сжимались в кулак”. В 1812 году все мысли старика были о Родине, рыдая как ребенок, Болконский восклицал: “Погибла Россию, погубили!”

Вопрос. Как проявляется порода Болконских в детях, в князе Андрее?

 

Молодой Болконский, княжна Марья – любящие брат и сестра. Довольно вспомнить их беседы, нежные письма, да и сына Андрей доверяет только Марье. Очень переживает за ссору с отцом из-за француженки. “Забудь, если кто обидел тебя, прости”, – так пишет сын, и его счастье в умении прощать.

Князь Андрей умный, начитанный, способный работать и учиться, требовательный, разбирающийся в людях. По мнению Толстого, эти люди готовы брать, “черпать новые нравственные силы” в его взгляде. В годину испытаний думает о доме, о близких людях, заезжает в родное имение, тяжело раненный, прощает Наташу и по-прежнему страстно ее любит. “Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском”.

Вопрос. А как относится к семье княжна Марья?

 

Марья “мечтает о семейном счастье, детях”. Недаром отец говорит о богатстве ее души следующие слова: “Как богат духовный мир дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты душевного волнения”. Она любит своего отца, тяжело переживает его смерть. “Она вспомнила всю свою жизнь с ним… В каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней”.

Выйдя замуж за Николая Ростова, она становится мудрой женой и любящей матерью. Их дом открыт для родственников, княжна Марья по-прежнему заботится об окружающих людях.

4) Выступает группа “Исследователи”.

Вопрос. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (камердинер Ростовых так же предам дому Ростовых, как и Алпатыч – дому Болконских). В этих семья дети дружат и понимают друг друга. Они любят не только ближних и отчий дом, но и Родину, ради которой готовы отдать свою жизнь.

Вопрос. А чем же отличаются данные семьи? Во-первых, материальным положением, во-вторых, отношениями в семье, в-третьих, больше простоты и веселья в семье Ростовых.

Вопрос. А почему мы не рассказываем сегодня о семье Курагиных? Почему именно у них нет нравственного стержня? Бесспорно, В. Курагин тоже отец троих детей, но все мечты в этой семье сводятся к одному: “…больше брать, ничего не отдавать”; сбыть с рук детей, при этом повыгоднее их пристроить. 

IV. Итог урока:

Вопрос. Каков же идеал семьи по мнению Л. Толстого? Что нужно для тихого семейного счастья?

1) Это патриархальная семья, в которой царят следующие правила и законы:

  • уважение к старшим, забота об отчем доме;
  • в доме царит взаимопонимание;
  • в основе семьи – истинное чувство любви, которое перерождает любимых героев: для Андрея любовь это все: “счастье, надежда, свет”, Наташа так любит Пьера, что “неожиданные для нее самой силы жизни, надежды на счастье всплыли наружу ”.

Николай” с женой сблизился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища”.

- любовь возродила души Наташи и Пьера. Ведь Ростова “умела понять то, что было…во всяком русском человеке”

- Марья стала счастливой, потому что “ жизнь…вдруг осветилась новым, полным значения светом”. Итак, герои могут пожертвовать всем ради любимых, ради счастья других.

  • В семье обязательно должны быть дети. Это счастье, смысл жизни.
  • Семейный мир для любимых героев Толстого- мир детства. В самые трудные минуты жизни Андрей и Наташа вспоминают родных: Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме, Марье. Как радовались приезду Николая ( Все кричали, говорили, целовали Николая в одно и тоже время) , а раненый Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих.
  • По мнению критиков, понятие семья у Толстого шире. Например, семейный кружок- батарея Раевского, отец солдатам- Кутузов, русская армия тоже семья с особым чувством братства, по-отцовски относится к людям , например к Пьеру, Платон Каратаев.
  • В сущности Л.Н.Толстой подчеркивает, что “делать добро”     у его любимых героев означает отвечать” часто интуитивно, сердцем и душой”.
  • Герои любят природу, музыку.
  • Общаться друг с другом доверительно, по-домашнему  (голубчик, ты наш).
  • Герои умеют прощать.

2) Фоторепортаж ”Я и моя семья”.

3) Мини-проект ”Я и моя семья”.

4)Песня “Отчий дом”.

IV. Тест “Проверь себя” по роману “ Война и мир” на тему “ Мысль семейная”.

1. Где родился русский писатель?

а) В Москве;

б) в усадьбе Ясной Поляны Тульской области;

в) в Петербурге;

г) в Воронеже.

2. Родственником какого поэта являлся Л.Н. Толстой по материнской линии?

а) М.Ю. Лермонтова;

б) В.А. Жуковского;

в) А.С. Пушкина;

г) И.С. Тургенева.

3. Какая строка полнее отображает образ Л.Н. Толстого?

а) Л.Н. Толстой – великий философ;

б) автор романа “Война и мир” – психолог, историк;

в) Л.Н. Толстой – знаток народной жизни;

г) Л.Н. Толстой – мыслитель, психолог, гуманист.

4. Что объединяет всех членов семьи Ростовых?

а) любовь к Родине, ум, смелость, простота;

б) ум и порядочность, зависть, щедрость;

в) хлебосольство, понимание, любовь, доверие;

г) интеллигентность, жадность, доброта.

5. Что характерно для семьи Болконских?

а) понимание, доброта, простодушие;

б) ум, работоспособность, любовь к Родине;

в) смелость, порядочность, взаимопонимание;

г) уважение, простота, любовь к Родине.

6. Какая строка лучше характеризует образ Марьи?

а) отдает себя воспитанию племянника;

б) по-отцовски требовательна;

в) мечта о семейном счастье, детях, добре;

г) умение распознавать людей.

7. Продолжите название произведения Л.Н. Толстого “Семейное …”

а) “…гнездо”;

б) “…счастье”;

в) “…собрание”;

г) “…дело”.

8. Что такое семья?

а) клетка;

б) живой организм;

в) микро-общество;

г) родные люди.

9. В чем идеал семьи Толстого?

а) забота о старших;

б) чувство патриотизма;

в) требовательность к себе;

г) отдавать больше, чем брать.

10. Что нужно больше всего ценить в своих семьях?

а) доверие, понимание, любовь, взаимопомощь;

б) уважение, решительность, забота;

в) понимание, открытость, свобода;

г) гордость, свобода, уважение.

Слово учителя. Интересно высказывание Толстого о семье: “Как в каждой настоящей семье в лысо-горском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый, удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное начало. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково важно, одинаково радостно или печально для всех этих миров…”

 

Комментирование оценок.

V. Домашнее задание: доработать проект “Традиции Толстого в наших семьях”, подготовиться к классному сочинению.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!