СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме "Правописание частицы НЕ с разными частями речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа нацелена на повторение и закрепление знаний о правописании частицы НЕ. Урок разработан согласно государственному образовательному стандарту.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме "Правописание частицы НЕ с разными частями речи"»

10 класс Тема урока: «Правописание частицы не с разными частями речи»



Ход урока

1. Организационный момент

- Собирает на звонок

На замечательный урок.

Подровнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли,

Улыбнулись и присели.



Ребята, у меня на доске записан пример, решите и скажите, как можно его соотнести с сегодняшней датой.

2017-2000=17 (лет)

- Даю подсказку «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Константин Георгиевич Паустовский



Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.


  1. Орфоэпический минимум (у доски ученик) с самопроверкой





- Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа Дмитрия Лихачёва.



2. Выход на тему, целеполагание На слайде слова Дмитрия Лихачёва.



(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

Задание:
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. (ответы детей)

- Ребята, сформулируйте тему урока.



Тема: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»

-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (морфология и орфография)

- Сформулируйте цели нашего урока

Цели:

- вспомнить, систематизировать и углубить знания о написании не с разными частями речи;

- научиться применять полученные знания на практике



Работа в мини-группах, в парах.



-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания "не" с разными частями речи и составить самим таблицу-схему " Правописание не с разными частями речи", которую можно будет использовать для систематизации материала.

( Работа с таблицами)

-Время вышло, проверим по эталону (на партах лежат файлы с таблицей-эталоном на белых листах)


Правописание не с различными частями речи.

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Причастия

Глаголы и деепричастия

слитно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

раздельно

Без не не употребляются

Неряха, нелепый, небрежно

Противопоставление с союзом а

Не друг, а враг

Без не не употребляются

Недоумевающий

Краткое причастие

Не распечатан, не скошена

Без не не употребляются

Нездоровится,
но

Всегда

Не рисует

Не видя
не поздоровится

Можно подобрать синоним

неправдивый=лживый

неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко

Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не

Вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Нерешенный пример,ненаписанное письмо

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а только начатая работа


 

 

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

 

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

Еще не скошенная трава

 

 

Отрицательные наречия: негде,
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан

 

 

 

 


Подведем итог вашей работы. (ответы детей по очереди)

- Не является частицей и пишется раздельно в следующих случаях:

  • с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;

  • с числительными

  • с местоимениями

  • с прилагательными и наречиями в сравнительной степени

  • с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;


Запомните: не пишется раздельно с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по - товарищески.

Задание на повторение имеющихся знаний ( вписать в таблицу слитно/раздельно): Проверка устно


(не)людимый

слитно (прил.

трава (не)скошена

раздельно (крат. прич)

(не)взирая на трудности

слитно (предлог )можно заменить синоним-м предлогом- вопреки чему-то

отнюдь (не)святой

раздельно (прил. сигн. слово - отнюдь)

(не)разгаданные тайны

слитно (прил. синон-м - загадочные)

(не)высоко, а низко

раздельно ( нареч. противоп-е)

(не)смотря на плохую погоду

слитно (предлог) = вопреки

(не)было видно

раздельно (глагол)

Подведём итог :

    1. Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями).

    2. Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА).

    3. Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании - (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.)

    4. Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один опознавательный признак, которые мы повторили не подходит)

    5. В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий)

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

    1. Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).

    2. Как сформулируем следующий этап нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).

    3. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа).

    4. Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм, таблицу-схему)

  1. Реализация построения проекта.

- Запишите , пожалуйста, предложение

I. Несмотря на усталость, мы с удовольствием продолжали урок. (нет прямого значения слова, нельзя сказать: смотря на усталость…)


1. Можно заменить словом вопреки = вопреки усталости, мы с удовольствием продолжали урок.

2. Следует от этого сочетания задать вопрос = Несмотря (на что?) на усталость.

-Какой мы задавали вопрос и к какой части речи относится это сочетание?

(вопрос косвенного падежа и относится к существительному и в этом случае является предлогом

- Запишите еще одно предложение

II. Шёл, не смотря на прохожих, и думал о своём.

    1. Можно заменить сочетание не смотря – словом вопреки? Нет! Но можно заменить – не глядя. = Шел, не глядя на прохожих.

    2. Следует от этого сочетания задать вопрос = Шел (как?), не смотря

-Какой мы задавали вопрос мы задавали и к какой части речи относится это сочетание?

(вопрос деепричастия и относится к глаголу)

Работа в группах

-На основе имеющегося материала составьте, пожалуйста,

I группа - алгоритм - «Слитное и раздельное написание сочетаний Несмотря на и Невзирая на


II группа кластер «Как отличить предлог Несмотря на от деепричастия Не смотря

В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить





МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ





ДА - СЛИТНО НЕТ- РАЗДЕЛЬНО

Несмотря на жару=вопреки жаре Не смотря ни на кого(Не глядя ни на кого)

Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям

1. - Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем слитно).

2. Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение? (Да)

3. Как преодолеть затруднение в выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи? (Обратиться к знаниям, алгоритму, кластеру)

  1. Закрепление во внешней речи. ( в парах )



- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

 (Не) разгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал (не)спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно).

Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего (не)должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно).

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. ( эталон распечатан и лежит в файле)

- По результатам выполнения самостоятельной работы Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да).

- Как проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание)

Самостоятельное выполнение теста задания 7 из ЕГЭ (на раздаточном материале)













Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое прилагательное, пишется слитно

3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Брак сей был (не)счастлив.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним

6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Е. Входит в состав предлога, пишется слитно.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону

Выставление отметок в оценочный лист



Рефлексия Вернуться опять к целям

Достигли ли мы те цели, к-е ставили в начале урока? (Да)



Составить СИНКВЕЙН по группами


Частица

Слитное, раздельное

Отрицает, дополняет, усиливает

Служебная часть речи

Слово.





Д/З НЕТ (неделя без Д/З)

































Самостоятельное выполнение теста :

    1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?


А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Б) Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.

В) Окно на кухне было (не)занавешено.

Г) (Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.


2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как

можно лучше.

Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.


3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.


4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Нужная книга (не)прочитана.

Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.


5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.


6. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2


7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4


(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)


8. Рефлексия учебной деятельности.

Вернуться к целям

- Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ с разными частями речи)

- Оцените свою деятельность на уроке и выставьте себе отметки в оценочные листы







Тест № 2 Ф.И. _________________________________________



Самостоятельное выполнение теста :

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.


3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.


4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Нужная книга (не)прочитана.

Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.


5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2

7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4



















Ф.И. __________________________________________

Задание на повторение имеющихся знаний ( вписать в таблицу слитно/раздельно):


(не)людимый


трава (не)скошена


(не)взирая на трудности


отнюдь (не)святой


(не)разгаданный тайны


(не)высоко, а низко


(не)смотря на плохую погоду


(не)было видно
























































Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).

Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).





Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).

Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).



Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).

Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).



Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону









Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону







Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону









Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!