СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе."

Просмотр содержимого документа
«конспект»

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

2. Работа над эпиграфом к уроку. (Слайд 1.)

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!


  • Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное.


  • Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(Слайд 2) «Имя прилагательное». Повторение изученного в 5 классе. В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.

  • Что мы должны знать и уметь по данной теме?

( Слайд 3,4)

Знать:

  • определение имени прилагательного;

  • разряды прилагательного;

  • степени сравнения;

  • признаки прилагательного.

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;

  • правильно употреблять прилагательные в речи;

  • указывать морфологические признаки прилагательных;

  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.


3. Лабиринт.

Чтобы обобщить и систематизировать знания по данной теме, мы отправимся в лабиринт.

Л а б и р и н т


( Слайд 5)


- А кто знает, что это такое?

1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].

2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна.

С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!».

На выходе из лабиринта нас ожидают «5» и «4».

Счастливого пути!

4. Препятствие № 1. «Ты – мне, я – тебе!» (Слайд 7)

Чтобы успешно преодолеть это препятствие, нам нужно ответить на теоретические вопросы, которые вы готовили дома. Вопросы у меня написаны на листочках, каждая группа вытаскивает вопрос и задаёт его любому учащемуся из другой группы.

Вопросы:

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?

  3. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного в безударном положении?

  4. У каких прилагательных есть краткая форма? Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

  5. На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?

  6. Когда в прилагательных пишутся две буквы Н, а когда – одна буква Н?

  7. Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

  8. Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис?


  • Как вы считаете, мы успешно преодолели это препятствие? Отправляемся дальше.


5. Препятствие № 2. «Найди ошибку».


(Слайд 8)


Проверка.

  • От прилагательных какого разряда можно образовать степени сравнения?

(Только от качественных)

  • Чем являются в предложении прилагательные в форме сравнительной степени? (сказуемым)

  • А в форме превосходной степени? (определением)


6. Препятствие № 3. Буквенный диктант «К или СК?»


Запишите цифры от 1 до 10 в строчку. Я диктую слова, вы записываете только суффикс К или СК.

  1. французский;

  2. немецкий;

  3. английский;

  4. ткацкий;

  5. соседский;

  6. скользкий;

  7. солдатский;

  8. рыбацкий;

  9. белорусский;

  10. близкий.

Самопроверка по ключу. (Слайд 9)


7. Препятствие № 4. « НЕ – частица, НЕ – приставка»

Задание: списать слова, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания НЕ.

Взаимопроверка. Один ученик комментирует.


(Не)взрачный; (не)громкий голос; нисколько (не) интересная книга; (не)дорогой, а дешёвый товар;

(не)лепый вид; (не)верный ответ, (не) шерстяной шарф; крайне (не)осторожный; далеко (не) лёгкое дело.


8. Препятствие №5. «Игра в «снежки». (Физкультминутка)


Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, называя имя прилагательное, вы должны назвать разряд прилагательного.

Белый снег, железные ворота, железные нервы, птичье пение, летний вечер, бумажный кораблик,

мужественный поступок, страшный вид, медвежья берлога, медвежья шуба, медвежья услуга, золотые часы, золотые руки, дядин шарф, городской житель, сегодняшний день, успешное выступление, серебряная цепочка, бабушкин пирог.




10. Препятствие № 7. «Одна или две буквы Н».


(Слайд 11)


11. Препятствие № 8. «Вокруг нас мир…».

Вокруг нас мир, который нельзя представить без имён прилагательных. Без них мы не могли бы общаться, речь наша была бы скучной и однообразной.

Имена прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной и более точной.

Каждой группе было дано задание провести небольшую исследовательскую работу. Теперь мы посмотрим, что же вы нашли.

  1. группа искала ЦВЕТНЫЕ МОРЯ, РЕКИ, ОЗЁРА и др. географические названия;

  2. группа исследовала, какие бывают дожди;

  3. группа исследовала, какие бывают облака;

  4. группа была отправлена в магазин (искали вкусные прилагательные)


12. Обобщение.

Итак, мы успешно преодолели все препятствия. Вышли из лабиринта. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

А теперь старший в группе оценит работу своей команды.

  • Какие оценки вы бы поставили своей группе?


13.Домашнее задание на выбор:

  1. Составить словарный диктант, включающий все виды орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное».

  2. Перфокарта «Одна или две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».

  3. Карточка «Правописание сложных прилагательных».

14. Рефлексия.

  • Что дал вам сегодняшний урок?

  • Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?

  • На чём необходимо заострить внимание при подготовке к зачёту?


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить!

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

«Имя прилагательное» Повторение изученного в 5 классе.

«Имя прилагательное»

Повторение изученного в 5 классе.

Знать:

Знать:

  • определение имени прилагательного;
  • разряды прилагательного;
  • степени сравнения;
  • признаки прилагательного.
Уметь:

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;
  • правильно употреблять прилагательные в речи;
  • указывать морфологические признаки прилагательных;
  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.
Лабиринт - 1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [ первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами]. 2.  перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.

Лабиринт -

1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [ первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].

2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить.

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна.

С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить.

1) Что такое имя прилагательное? 2) Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное? 3) У каких прилагательных есть краткая форма? 4) Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце? 5) На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются? 6) Когда в прилагательных пишутся две буквы Н, а когда – одна буква Н? 7) Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

1) Что такое имя прилагательное?

2) Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?

3) У каких прилагательных есть краткая форма?

4) Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

5) На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?

6) Когда в прилагательных пишутся две буквы Н, а когда – одна буква Н?

7) Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

Найди ошибку: Строгий – строгайший;  Добрый – добрейший;  Тихий – тихее;  Храбрый – храбрейший;  Глубокий – глубокайший;  Богатый – богатейший;  Широкий - ширше;  Редкий – редкайший;  Вечерний – вечернейший;  Верблюжий – верблюжайший.

Найди ошибку:

Строгий – строгайший; Добрый – добрейший; Тихий – тихее; Храбрый – храбрейший; Глубокий – глубокайший; Богатый – богатейший; Широкий - ширше; Редкий – редкайший; Вечерний – вечернейший; Верблюжий – верблюжайший.

французский; немецкий; английский; ткацкий; соседский; скользкий; солдатский; рыбацкий; белорусский; близкий.

французский;

немецкий;

английский;

ткацкий;

соседский;

скользкий;

солдатский;

рыбацкий;

белорусский;

близкий.

« НЕ – частица, НЕ – приставка» (Не)взрачный; (не)громкий голос; нисколько (не)интересная книга; (не)дорогой, а дешёвый товар; (не)лепый вид; каша (не)вкусна; (не)верный ответ, (не)шерстяной шарф; (не)веселый человек; далеко (не)лёгкое дело; день (не)настен.

« НЕ – частица, НЕ – приставка»

(Не)взрачный; (не)громкий голос; нисколько (не)интересная книга; (не)дорогой, а дешёвый товар;

(не)лепый вид; каша (не)вкусна; (не)верный ответ, (не)шерстяной шарф; (не)веселый человек; далеко (не)лёгкое дело; день (не)настен.

прилаг.» Зверь – Листва – Кожа – Ветер – Стекло – Луна – Операция – Серебро –" width="640"

Составьте словообразовательные пары по схеме «сущ. - прилаг.»

Зверь –

Листва –

Кожа –

Ветер –

Стекло –

Луна –

Операция –

Серебро –


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!