Урок русского языка, 9 класс. Автор презентации: учитель русского языка и литературы Громова В. А.
Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему?
Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне.
Наконец распогодилось, и ярко засветило солнце.
Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи.
Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Ударил гром, сверкнула молния, скоро послышался шум дождя.
Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.
Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.
Поезд остановился, пассажиры вышли из вагона.
Распределение предложений в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.
Простые предложения
Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне.
Сложносочи
Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи.
Наконец распогодилось, и ярко засветило солнце.
ненные предложения
Сложноподчи
???
ненные предложения
Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.
Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Ударил гром, сверкнула молния, скоро послышался шум дождя.
Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.
Поезд остановился, пассажиры вышли из вагона.
Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке?
- Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
Поезд остановился, пассажиры вышли из вагона .
Ударил гром, сверкнула молния, скоро послышался шум дождя.
Сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:
1) познакомиться с …
2) научиться...
Цели урока :
- распознавать бессоюзные сложные предложения по значению в письменной и устной речи;
- самостоятельно конструировать бессоюзные сложные предложения,
- составлять схемы БСП
Тема урока:
« Понятие о бессоюзном сложном предложении».
Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией. Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.
Виды интонации и смысловые отношения в БСП:
- перечислительная интонация при
соединительных отношениях
между частями БСП;
- пояснительная интонация при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП;
- результативно-следственная интонация при противопоставлении или времени,условии и следствии.
Конструирование БСП. Составьте БСП, соединяя попарно данные предложения.
1. Жила она одна..
Я сунул ему рубль...
Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след...
Пушок на ее верхней губе был в инее... Янтарь щек
слегка розовел...
- Вдовый отец ее жил в Твери...
Он сокрушенно вздохнул и пропустил...
Она вдруг обернулась, почувствовав это...
Я не мог отвести восторженных глаз от ее лица...
Алгоритм анализа БСП
• найди грамматические основы;
• определи интонацию и определи
смысловые отношения между частями БСП;
• поставь необходимый знак препинания;
• построй схему БСП.
Домашнее задание:
- §32, упр. 190 письменно,
- инд. задание: подготовить рассказ о бессоюзном сложном предложении с опорой на 32 параграф учебника.