СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Дыхание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить процесс дыхания растительного организма

Просмотр содержимого документа
«Тема урок»



Тема урок: Дыхание растений.

Цель урока: Изучить процесс дыхания растений.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Выявить в процессе индивидуальной познавательной деятельности содержание ключевого понятия дыхание растений на уровне первичного знакомства с ключевыми понятиями.

  2. Анализировать в процессе работы сущность понятия дыхание растений.

Развивающие:

  1. Сравнить ключевые понятия «Фотосинтез» и «Дыхание» по заданным критериям для уточнения сущности их этих процессов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

  2. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Оборудование: презентация «Дыхание растений», мультимедийный проектор, ноутбуки, электронное приложение к учебнику Биология 5 – 6 класс.

Ход урока:

  1. Организация класса. (Приветствуют друг друга, проверяют готовность письменных принадлежностей)

  2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему вы готовили к сегодняшнему уроку? (Гетеротрофное питание)

Двое учащихся работают с терминами у доски:

Гетеротрофы

Паразиты

Симбиоз

Автотрофы

Сапрофиты

Пищеварение



Учащиеся раскрывают ноутбуки и выполняют задание: тема «Гетеротрофное питание»,

--- Систематизируйте предложенные объекты по способу питания.

В. Укажите приспособленность этих организмов к добыче пищи. (ответы учащихся)







Фронтальная беседа:

Подведем итог опроса:

На какие группы можно разделить живые организмы по способу их питания? (Гетеротрофы и автотрофы)

Вспомните еще раз: Кто такие автотрофы? Как у них происходит процесс образования органических веществ? (В процессе фотосинтеза)

Вспомните термин ФОТОСИНТЕЗ – это процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды под действием энергии солнечного света и выделение в окружающею среду кислорода.

  1. Изучение нового материала.

Задание про фотосинтез: « Одна знатная дама хорошо знала, что растения выделяют кислород, и решила обставить свою спальню большим количеством растений. Но почему то ночью она почувствовала, что ей трудно дышать и не хватает кислорода?» Что случилось, по вашему мнению? (ответы учащихся)

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой!

Учащиеся объявляют тему урока. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ.

Рассказ учителя: «Все живые организмы дышат. Попробуйте закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Через несколько секунд вы почувствуйте потребность глубоко вздохнуть, Ежесекундно клеткам любого живого организма необходим кислород. Запаса кислорода в организме нет, поэтому его постоянное поступление в организм является жизненно необходимым. Кислород встречается во всех средах жизни, обеспечивая существование живых существ.

Работа с книгой с. 108, Вывод в красной рамке, прочитать и сформулировать определение термину Дыхание.





Дыхание – это непрерывный процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа живыми организмами. (термин записывают в тетрадях)

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

Выполним лабораторную работу на нетбуках.

  1. Прочитать цель работы.

  2. Качественная реакция на известковую воду.

Записать выводы в тетрадь.

Вернемся к началу урока , вспомним рассказ про даму, которая любила цветы.

Какой вы дадите ей совет? (Ответы детей)

Задание сравнить процесс фотосинтеза и дыхания у растений. Заполнить таблицу.

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание


В какое время суток происходит



В каких клетках происходит



Что происходит с кислородом



Что происходит с углекислым газом



При каких условиях происходит





Подумайте: Есть ли специальные органы дыхания у растений.

У растений специальных органов дыхания нет. (записать в тетрадь)

- Посмотрите в окно, перед вами береза. Что это за рисунок на стволе дерева? (ответы детей)

Это чечевички – отверстия в коре дерева, которые служат для газообмена.

- Вспомните правила работы с микроскопом.

Работа с микроскопами: Снять с листа кожицу, приготовить из нее микропрепарат и рассмотреть под микроскопом.

Устьица – состоят из двух зеленых клеток, между ними отверстие, участвуют в газообмене. (Зарисовать устьица)



Слова учителя:

- Основная часть энергии, образующая при дыхании, используется растениями на процессы жизнедеятельности, а небольшая часть выделяется в виде тепла. Надземная часть растения окружена воздухом. Трудно приходится корням, так как в почве в 2 раза меньше кислорода. Поэтому в растениеводстве используют различные приемы, улучшающие дыхание корней. Культиваторами почву рыхлят и увеличивают приток воздуха к корням.

4. Закрепление.

Прочитать статью в учебнике . с. 111. Подготовить сообщение о том как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.

  1. Вывод по уроку: Рефлексия:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял, что…

  1. Теперь я могу…

6. Я приобрел…

7. Я научился…

8. У меня получилось …

9. Я попробую…

10. Меня удивило…

11. Урок дал мне для жизни…

12. Мне захотелось…

6. . Домашнее задание; .п. 29, Письменный ответ на вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Тех. карта Дыхание»

Технологическая карта урока

Выполнила учитель биологии МКОУ «СОШ №1» г. Сосенский Мысова Светлана Николаевна

Класс: 6 «А»

УМК: Учебник 5 – 6 класс, под редакцией профессора Пасечник В.В., Москва «Просвещение» 2012 год.

Тема урока: Особенности строения плесневых грибов. Грибы – паразиты.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Подход: деятельный.

Методы и приемы: проблемная задача, словесный метод, наглядно – иллюстративный, практическое исследование.

Оборудование: компьютер, микроскоп, предметные и покровные стекла, лист комнатного растения Гипеаструм, нетбуки с электронным приложением 5 – 6 класс.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа.

Цели урока, как планируемые результаты обучения:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формирование УУД:

- личностных – мотивация к изучению предмета;

- познавательных – поиск и выделение необходимой информации;

- регулятивные - действия прогнозирования, контроля, оценки;

- коммуникативные – учение, как сотрудничество через изучение нового материала и его отработку в речи и письме.

Познавательный аспект – формирование знаний о дыхании растений.

Развивающий аспект – развитие биологического мышления, умения выделять проблему и искать пути выхода из затруднительной ситуации, развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы.

Воспитательный аспект: воспитание культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Отрабатывать понятия дыхание, фотосинтез, гетеротрофное питание, автотрофное питание, симбиоз, паразиты, пищеварение, растительноядные организмы, плотоядные организмы, всеядные организмы.

  • Формировать представления о процессе обмена веществ как основе жизнедеятельности организма.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать биологические объекты и процессы происходящие в них.

Воспитательная;

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

  • воспитывать


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Этапы урока, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации этапа

Предполагаемый результат (УУД)

Организационный этап урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Фронтальная

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Проверка домашнего задания

Проверить степень усвоения домашнего материала у школьников.

1. Фронтальная беседа

2. Объяснить значение терминов: Автотрофы

Сапрофиты

Пищеварение

Гетеротрофы

Паразиты

Симбиоз

3. Работа с нетбуками - распределить животных на группам по способу добычи пищи, дать им характеристику.


- Выполняют работу у доски, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, вступают в диалог;

-Работают с электронным приложением, анализируют материал.








Фронтальная, индивидуальная

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности.

Подготовка к основному этапу урока.


Выдвигает проблему.

« Одна знатная дама хорошо знала, что растения выделяют кислород, и решила обставить свою спальню большим количеством растений. Но почему то ночью она почувствовала, что ей трудно дышать и не хватает кислорода?» Что случилось, по вашему мнению?

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой!




Устно отвечают на вопросы учителя, сообщают тему урока.

Фронтальная

Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные:

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, осознано строят речевые высказывания.

4. Поисково – исследовательский этап.

1.Выявить в процессе индивидуальной познавательной деятельности содержание ключевого понятия дыхание растений.

2.Сравнить ключевые понятия «Фотосинтез» и «Дыхание» по заданным критериям для уточнения сущности их этих процессов.















Физкультминутка

Релаксация и смена видов деятельности.













1.Объяснение учителем новой темы.

2.Прелагает детям работу с учебником.







Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание


В какое время суток происходит



В каких клетках происходит



Что происходит с кислородом



Что происходит с углекислым газом



При каких условиях происходит

















- Грибы – паразиты (Сообщения учащихся)




1.Записывают термин ДЫХАНИЕ в рабочую тетрадь.






- учащиеся заполняют таблицу, выполняют взаимопроверку, оценивают своих одноклассников.




















Утром дети в лес пошли.
 Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
 И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
  Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
  По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).



- Ученики подготовили сообщения о грибах паразитах. (Гриб – трутовик, спорынья, головня)


- дети слушают, обмениваются практическими наблюдениями, делают записи в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям - грибы, грибница, мицелий, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, отрабатывать умения работать в группах, слушать одноклассников.


Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность при выполнении заданий, сравнивать объекты. Развитее навыков самооценки и самоанализа.

Работать с микроскопом.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог.


5. Рефлексия. Закрепление знаний (6 мин)

Учитель вступает в диалог с детьми.


- Ребята сегодня на уроке вы изучили плесневые грибы: Мукор и Пеницилл, познакомились с грибами паразитами, на примере трутовых грибов.



- Дайте характеристику основным понятиям темы, предложенным на доске.




- А теперь выполните предложенный тест, после чего обменяйтесь листочками с ответами и оцените друг друга.





Устные ответы учащихся. Дети дают характеристику терминам, предложенным на доске.

Учащиеся выполняют тестовое задание.

Взаимоконтроль.





Фронтальная



Парная

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.


Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

9. Домашнее задание (1 - 2 мин)


Устно объясняет домашнее задание

§ 12 (повт) вопрос*, термины

Записывают задание в дневник


Полное понимание способа и важности выполнения домашнего задания.







3


Просмотр содержимого презентации
«Дыхание»

Дышат люди, дышат звери, Дышат все, кто хочет жить. Кто под солнцем иль луною Может жизнью дорожить. Разберёмся, кто как может. Будем знать, а кто какой. Мы же дышим, дышим тоже, Если дышишь – ты живой!

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь ты живой!

Признаки для сравнения В какое время суток происходит Фотосинтез Дыхание  Днем В каких клетках происходит Днем и ночью  в зеленых, хлоропластах Что происходит с кислородом Что происходит с углекислым газом  во всех  При каких условиях происходит Поглощается  Выделяется  Поглощается    Выделяется  На свету   Постоянно 2 ошибки – «4» 3 – 4 ошибки – «3»

Признаки для сравнения

В какое время суток происходит

Фотосинтез

Дыхание

Днем

В каких клетках происходит

Днем и ночью

в зеленых, хлоропластах

Что происходит с кислородом

Что происходит с углекислым газом

во всех

При каких условиях происходит

Поглощается

Выделяется

Поглощается

Выделяется

На свету

Постоянно

2 ошибки – «4»

3 – 4 ошибки – «3»

1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял, что… Теперь я могу… 6. Я приобрел… 7. Я научился… 8. У меня получилось … 9. Я попробую… 10. Меня удивило… 11. Урок дал мне для жизни… 12. Мне захотелось…

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял, что…

  • Теперь я могу…

6. Я приобрел…

7. Я научился…

8. У меня получилось …

9. Я попробую…

10. Меня удивило…

11. Урок дал мне для жизни…

12. Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!