Тема урок: Дыхание растений.
Цель урока: Изучить процесс дыхания растений.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить в процессе индивидуальной познавательной деятельности содержание ключевого понятия дыхание растений на уровне первичного знакомства с ключевыми понятиями.
Анализировать в процессе работы сущность понятия дыхание растений.
Развивающие:
Сравнить ключевые понятия «Фотосинтез» и «Дыхание» по заданным критериям для уточнения сущности их этих процессов.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.
Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Оборудование: презентация «Дыхание растений», мультимедийный проектор, ноутбуки, электронное приложение к учебнику Биология 5 – 6 класс.
Ход урока:
Организация класса. (Приветствуют друг друга, проверяют готовность письменных принадлежностей)
Проверка домашнего задания.
- Какую тему вы готовили к сегодняшнему уроку? (Гетеротрофное питание)
Двое учащихся работают с терминами у доски:
Гетеротрофы Паразиты Симбиоз | Автотрофы Сапрофиты Пищеварение |
Учащиеся раскрывают ноутбуки и выполняют задание: тема «Гетеротрофное питание»,
--- Систематизируйте предложенные объекты по способу питания.
В. Укажите приспособленность этих организмов к добыче пищи. (ответы учащихся)
Фронтальная беседа:
Подведем итог опроса:
На какие группы можно разделить живые организмы по способу их питания? (Гетеротрофы и автотрофы)
Вспомните еще раз: Кто такие автотрофы? Как у них происходит процесс образования органических веществ? (В процессе фотосинтеза)
Вспомните термин ФОТОСИНТЕЗ – это процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды под действием энергии солнечного света и выделение в окружающею среду кислорода.
Изучение нового материала.
Задание про фотосинтез: « Одна знатная дама хорошо знала, что растения выделяют кислород, и решила обставить свою спальню большим количеством растений. Но почему то ночью она почувствовала, что ей трудно дышать и не хватает кислорода?» Что случилось, по вашему мнению? (ответы учащихся)
Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!
Учащиеся объявляют тему урока. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ.
Рассказ учителя: «Все живые организмы дышат. Попробуйте закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Через несколько секунд вы почувствуйте потребность глубоко вздохнуть, Ежесекундно клеткам любого живого организма необходим кислород. Запаса кислорода в организме нет, поэтому его постоянное поступление в организм является жизненно необходимым. Кислород встречается во всех средах жизни, обеспечивая существование живых существ.
Работа с книгой с. 108, Вывод в красной рамке, прочитать и сформулировать определение термину Дыхание.
Дыхание – это непрерывный процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа живыми организмами. (термин записывают в тетрадях)
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Выполним лабораторную работу на нетбуках.
Прочитать цель работы.
Качественная реакция на известковую воду.
Записать выводы в тетрадь.
Вернемся к началу урока , вспомним рассказ про даму, которая любила цветы.
Какой вы дадите ей совет? (Ответы детей)
Задание сравнить процесс фотосинтеза и дыхания у растений. Заполнить таблицу.
Признаки для сравнения | Фотосинтез | Дыхание |
В какое время суток происходит | | |
В каких клетках происходит | | |
Что происходит с кислородом | | |
Что происходит с углекислым газом | | |
При каких условиях происходит | | |
Подумайте: Есть ли специальные органы дыхания у растений.
У растений специальных органов дыхания нет. (записать в тетрадь)
- Посмотрите в окно, перед вами береза. Что это за рисунок на стволе дерева? (ответы детей)
Это чечевички – отверстия в коре дерева, которые служат для газообмена.
- Вспомните правила работы с микроскопом.
Работа с микроскопами: Снять с листа кожицу, приготовить из нее микропрепарат и рассмотреть под микроскопом.
Устьица – состоят из двух зеленых клеток, между ними отверстие, участвуют в газообмене. (Зарисовать устьица)
Слова учителя:
- Основная часть энергии, образующая при дыхании, используется растениями на процессы жизнедеятельности, а небольшая часть выделяется в виде тепла. Надземная часть растения окружена воздухом. Трудно приходится корням, так как в почве в 2 раза меньше кислорода. Поэтому в растениеводстве используют различные приемы, улучшающие дыхание корней. Культиваторами почву рыхлят и увеличивают приток воздуха к корням.
4. Закрепление.
Прочитать статью в учебнике . с. 111. Подготовить сообщение о том как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
Вывод по уроку: Рефлексия:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
Теперь я могу…
6. Я приобрел…
7. Я научился…
8. У меня получилось …
9. Я попробую…
10. Меня удивило…
11. Урок дал мне для жизни…
12. Мне захотелось…
6. . Домашнее задание; .п. 29, Письменный ответ на вопрос.