СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Фотосинтез" 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Урок на тему "Фотосинтез"  Вы можете провести в 6 классе в том случае, если Вы работаете по программе и учебнику Н. И. Сонина.И, конечно же. если Вам он понравился. Буду рада, если в чем- то Вам могу помочь! 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Фотосинтез" 6 класс.»

МКОО «Обильненская СОШ»















Открытый урок на тему: « Фотосинтез »













Подготовила:

учитель биологии Горобченко Г. Г.

Первая квалификационная категория.

























с. Обильное, 2015 год.

Урок на тему «Фотосинтез».

Цель урока:

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы « Фотосинтез».

Задачи:

1.Развивающие:

а) развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас,

б) отрабатывать умение работать с текстом,

в) выделять главное, анализировать и делать выводы,

г) формирование умения изображать биологические объекты.

д) отрабатывать навыки определения понятий.

2.Воспитательные:

а) организовать воспитательное влияние на личность через систему отношений,

б) формировать доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам,

в) создавать ситуацию успеха у детей,

г) воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, природе.

3. Образовательные:

а) на основе знаний учащихся рассмотреть суть процесса фотосинтеза и его значение в жизни растений и живой природы в целом.

У. У. Д.

1.Личностные:

а) умение работать в группах,

б) осознавать потребность и готовность к самообразованию.

2. Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.

3. Регулятивные:

а) оценивать правильность выполнения действий,

б) сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать их самостоятельно.

4. Познавательные:

а) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты,

б) давать определения понятиям, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

а) усвоение знаний о процессе фотосинтезе,

б) умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии,

в) умение использовать текст учебника.

2.Личностные:

а) умение понимать смысл поставленной задачи, четко и ясно излагать свои мысли в устной речи,

б) осознание границ применяемого нового знания.

3.Метапредметные:

а) регулятивные – самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,

б) познавательные – добывать новые знания, извлекать и обрабатывать полученную информацию,

в) коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ресурсы:

Основные. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.

Дополнительные. Инструктивная карта, «черный ящик» в нем - зеленый лист или небольшое комнатное растение в горшочке, уголек, глюкоза, картофелина, пробирки с кислородом и углекислым газом, ребус. Рисунки (дерево с листьями, солнце). Таблички с надписью « вода», «углекислый газ», «глюкоза», «кислород». Магниты. Компьютер, интерактивная доска или экран.

Форма урока. Комбинированный. Изучение нового материала.

Методы обучения. Диалог учитель - обучающийся, наглядные, проблемного изложения, работы в группах, работа по обработке представленной информации.

Ход урока.

Тема урока на доске не написана. Ее в начале урока должны назвать сами ученики. Это они сделают после того как узнают, какое слово зашифровано в ребусе.

Учитель показывает «черный ящик», из которого вынимает уголек, зеленый листок, глюкозу, пробирки с кислородом и углекислым газом, стакан с водой и задает вопрос: «Что связывает между собой эти предметы и вещества?» Ответ на него будет дан в конце урока.

Чтобы узнать какая тема будет изучаться на уроке дети должны разгадать ребус.(слайд №1) Отгадав его, называют тему урока «Фотосинтез» (записывается на доску).

Учитель называет задачи урока, знакомит ребят с планом урока.

План урока: (слайд №2)

1.Условия протекания фотосинтеза.

2.Что происходит во время фотосинтеза?

3. Значение фотосинтеза для живых организмов.

Далее учащиеся работают по инструктивным картам и с текстом учебника. Учитель зачитывает фрагменты текста карточки и предлагает ученикам найти в предложениях и стихах ключевые слова. В ходе работы дети выясняют, при каких условиях идет фотосинтез и что происходит во время этого процесса с основными компонентами. В тетрадь записываются условия фотосинтеза и его механизм.

Условия фотосинтеза:

  • Красно солнышко встает, день над лесом настает». В это строчке ключевые слова - красно солнышко (первый компонент)

  • «Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой». В этой строчке выделяется слово лист (второй компонент).

  • «Хлорофилл начнет работу…» В этом стихотворении есть ключевое слово хлорофилл, нужно вспомнить, что такое хлорофилл, где он находится и какую играет роль жизни растения. (Работа с учебником).

  • «Для питания крахмал нужен нам и сахар…» На данном этапе урока обращаем внимание на слова углекислый газ и устьица. (Еще два ключевых слова) Необходимо рассмотреть строение устьица (работа с текстом учебника).

  • «А корни нам несут поток…» Ключевое слово- вода. Таким образом, дети узнали все основные условия, при которых протекает фотосинтез. Они выписывают эти слова в тетрадь.

Условия протекания фотосинтеза: (слайд №3)

1.Наличие солнечного света

2.Наличие зеленых листьев и хлорофилла

3.Наличие углекислого газа

4.Наличие воды.

Теперь нужно разобраться в механизме протекания фотосинтеза.

  • «Чудесный наш хлорофилл заработал смело…» После разбора смысла этого фрагмента дети должны придти к выводу, что в процессе фотосинтеза реагируют между собой углекислый газ и вода в присутствии солнечного света. И все это происходит в зеленых листьях.

  • «Сахар вкусный и крахмал…» Из этой строчки становится ясно, что образуется в ходе фотосинтеза.

  • «Работает весь народ…» Еще один продукт процесса - кислород. Таким образом, можно написать суммарное уравнение процесса:

Углекислый газ + вода = глюкоза + кислород (слайд №4)

И обязательно нужно еще раз подчеркнуть роль хлорофилла и солнечного света.

  • «Я искристый кислород…» Из этого фрагмента дети узнают о роли кислорода в жизни организмов.

Фотосинтез- это процесс питания или дыхания? Ответ на этот вопрос ученики найдут в строчках

  • «Для питания крахмал нужен нам и сахар…»



Обобщение.

В заключении дети оформляют проектный лист- «Фотосинтез» у доски (или на экране) при помощи рисунков, табличек и магнитов. (С комментарием).

Закрепление.

Для дальнейшего закрепления материала ученикам необходимо из ключевых слов на доске (экране) составить предложение, которое будет выводом к теме урока:

Фотосинтез, вода, углекислый газ, органические вещества, кислород, солнечный свет, процесс, образование, хлоропласты. (слайд №5) Можно добавлять свои слова. Если задание вызовет затруднение, то можно будет воспользоваться текстом учебника.

Составляем « живую формулу» фотосинтеза. Для этого предметы черного ящика выкладываем на столе в определенном порядке: зеленый лист затем пробирку с углекислым газом и стакан с водой ( ставим знаки плюс и равно), потом глюкозу и пробирку с кислородом. Можно положить все это на освещенный солнцем подоконник.

Остался неиспользованный на уроке уголек. Какое он имеет отношение к нашей теме?

Рассматривается значение фотосинтеза (работа с учебником). В ходе беседы с ребятами учитель подводит их к той мысли, что в древнем угольке законсервирована энергия солнца! Тех далеких времен когда на земле росли огромные древние споровые растения и летали гигантские насекомые!

Рефлексия.

Учитель: «Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и надеюсь, что он вам понравился. Вы очень хорошо поработали. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд №12)

  1. Сегодня на уроке мне удалось узнать……………………………………………….

  2. Особенно меня удивило……………………………………………………………..

  3. Хочу похвалить себя за………………………………………………………………

  4. Я испытывал трудности при…………………………………………………………

  5. Я могу справиться с трудностями если……………………………………………..

В заключении учитель дает на дом задачу.

Задача. В солнечные дни 1 гектар леса поглощает 200-280 кг углекислого газа и выделяет 180-220 кг кислорода. Сколько кг углекислого газа поглощает 1м2 леса и сколько выделяет кислорода? (слайд №6)

Ставятся оценки за работу на уроке. Самым активным ученикам подарок- глюкоза.

Д /з. стр62-63. Подготовить сообщение о происхождении каменного угля.

Урок окончен! Спасибо всем за отличную работу и приятное общение!







Инструктивная карточка

  • Красно солнышко встает, день над лесом настает.

  • Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой.

  • Хлорофилл начнет работу,

  • На себя возьмет заботу

  • О еде, питании, росте,

  • И придут тогда к нам гости 

  • Сахар вкусный и крахмал.

  • Для питания крахмал нужен нам и сахар.

  • Чтоб листок прибавил рост, «выдержим» характер.

  • Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.

  • Через устьица его мы быстро поглощаем.

  • А корни нам несут поток –

  • Живой воды большой глоток.

  • Чудодей наш хлорофилл заработал смело.

  • Углекислый газ с водой применил он в дело. Компоненты все смешал, «на солнышке сварил»,

  • «На стол подал». Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!

  • Работает весь народ, выделяет кислород.

  • Я – искристый кислород.

Оживлю лесной народ.

  • Дышит лес и дышит луг.

  • С кислородом все вокруг.

  • Жизнь даю траве и птице,

  • И жучку, и гусенице.

  • Только ночь придет в наш дом,

  • Потемнеет все кругом,

  • Возвращаюсь в лист опять,

  • Не хочу в ночи гулять.

  • Дышит лес мой в темноте,

  • Не нуждается в еде.



  • Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.













Литература:

1.Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.

2.И. А. Акаперова. «Уроки биологии в 6 классе ». «Дрофа». М. 2005 г.

3.М. В. Высоцкая. «Биология. Поурочные планы. 6 класс ». По учебнику Н. И. Сонина. «Учитель». Волгоград. 2013 г.

4.рttps://yandex.ru/images/search?p=5&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B&_=1452887014697 Фото. Лес и горы.

5. url=http%3A%2F%2Fwww.ezem.ru%2Fdata%2Fphoto%2F2013-04%2Fb79b8d8c0f12c3110f4b8529aa3199ed.jpeg&pos=34&rpt=simage&_=1452886528402 фото . Лесная поляна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!