МКОО «Обильненская СОШ»
Открытый урок на тему: « Фотосинтез »
Подготовила:
учитель биологии Горобченко Г. Г.
Первая квалификационная категория.
с. Обильное, 2015 год.
Урок на тему «Фотосинтез».
Цель урока:
Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы « Фотосинтез».
Задачи:
1.Развивающие:
а) развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас,
б) отрабатывать умение работать с текстом,
в) выделять главное, анализировать и делать выводы,
г) формирование умения изображать биологические объекты.
д) отрабатывать навыки определения понятий.
2.Воспитательные:
а) организовать воспитательное влияние на личность через систему отношений,
б) формировать доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам,
в) создавать ситуацию успеха у детей,
г) воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, природе.
3. Образовательные:
а) на основе знаний учащихся рассмотреть суть процесса фотосинтеза и его значение в жизни растений и живой природы в целом.
У. У. Д.
1.Личностные:
а) умение работать в группах,
б) осознавать потребность и готовность к самообразованию.
2. Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.
3. Регулятивные:
а) оценивать правильность выполнения действий,
б) сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать их самостоятельно.
4. Познавательные:
а) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты,
б) давать определения понятиям, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
а) усвоение знаний о процессе фотосинтезе,
б) умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии,
в) умение использовать текст учебника.
2.Личностные:
а) умение понимать смысл поставленной задачи, четко и ясно излагать свои мысли в устной речи,
б) осознание границ применяемого нового знания.
3.Метапредметные:
а) регулятивные – самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,
б) познавательные – добывать новые знания, извлекать и обрабатывать полученную информацию,
в) коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ресурсы:
Основные. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.
Дополнительные. Инструктивная карта, «черный ящик» в нем - зеленый лист или небольшое комнатное растение в горшочке, уголек, глюкоза, картофелина, пробирки с кислородом и углекислым газом, ребус. Рисунки (дерево с листьями, солнце). Таблички с надписью « вода», «углекислый газ», «глюкоза», «кислород». Магниты. Компьютер, интерактивная доска или экран.
Форма урока. Комбинированный. Изучение нового материала.
Методы обучения. Диалог учитель - обучающийся, наглядные, проблемного изложения, работы в группах, работа по обработке представленной информации.
Ход урока.
Тема урока на доске не написана. Ее в начале урока должны назвать сами ученики. Это они сделают после того как узнают, какое слово зашифровано в ребусе.
Учитель показывает «черный ящик», из которого вынимает уголек, зеленый листок, глюкозу, пробирки с кислородом и углекислым газом, стакан с водой и задает вопрос: «Что связывает между собой эти предметы и вещества?» Ответ на него будет дан в конце урока.
Чтобы узнать какая тема будет изучаться на уроке дети должны разгадать ребус.(слайд №1) Отгадав его, называют тему урока «Фотосинтез» (записывается на доску).
Учитель называет задачи урока, знакомит ребят с планом урока.
План урока: (слайд №2)
1.Условия протекания фотосинтеза.
2.Что происходит во время фотосинтеза?
3. Значение фотосинтеза для живых организмов.
Далее учащиеся работают по инструктивным картам и с текстом учебника. Учитель зачитывает фрагменты текста карточки и предлагает ученикам найти в предложениях и стихах ключевые слова. В ходе работы дети выясняют, при каких условиях идет фотосинтез и что происходит во время этого процесса с основными компонентами. В тетрадь записываются условия фотосинтеза и его механизм.
Условия фотосинтеза:
Красно солнышко встает, день над лесом настает». В это строчке ключевые слова - красно солнышко (первый компонент)
«Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой». В этой строчке выделяется слово лист (второй компонент).
«Хлорофилл начнет работу…» В этом стихотворении есть ключевое слово хлорофилл, нужно вспомнить, что такое хлорофилл, где он находится и какую играет роль жизни растения. (Работа с учебником).
«Для питания крахмал нужен нам и сахар…» На данном этапе урока обращаем внимание на слова углекислый газ и устьица. (Еще два ключевых слова) Необходимо рассмотреть строение устьица (работа с текстом учебника).
«А корни нам несут поток…» Ключевое слово- вода. Таким образом, дети узнали все основные условия, при которых протекает фотосинтез. Они выписывают эти слова в тетрадь.
Условия протекания фотосинтеза: (слайд №3)
1.Наличие солнечного света
2.Наличие зеленых листьев и хлорофилла
3.Наличие углекислого газа
4.Наличие воды.
Теперь нужно разобраться в механизме протекания фотосинтеза.
«Чудесный наш хлорофилл заработал смело…» После разбора смысла этого фрагмента дети должны придти к выводу, что в процессе фотосинтеза реагируют между собой углекислый газ и вода в присутствии солнечного света. И все это происходит в зеленых листьях.
«Сахар вкусный и крахмал…» Из этой строчки становится ясно, что образуется в ходе фотосинтеза.
«Работает весь народ…» Еще один продукт процесса - кислород. Таким образом, можно написать суммарное уравнение процесса:
Углекислый газ + вода = глюкоза + кислород (слайд №4)
И обязательно нужно еще раз подчеркнуть роль хлорофилла и солнечного света.
Фотосинтез- это процесс питания или дыхания? Ответ на этот вопрос ученики найдут в строчках
Обобщение.
В заключении дети оформляют проектный лист- «Фотосинтез» у доски (или на экране) при помощи рисунков, табличек и магнитов. (С комментарием).
Закрепление.
Для дальнейшего закрепления материала ученикам необходимо из ключевых слов на доске (экране) составить предложение, которое будет выводом к теме урока:
Фотосинтез, вода, углекислый газ, органические вещества, кислород, солнечный свет, процесс, образование, хлоропласты. (слайд №5) Можно добавлять свои слова. Если задание вызовет затруднение, то можно будет воспользоваться текстом учебника.
Составляем « живую формулу» фотосинтеза. Для этого предметы черного ящика выкладываем на столе в определенном порядке: зеленый лист затем пробирку с углекислым газом и стакан с водой ( ставим знаки плюс и равно), потом глюкозу и пробирку с кислородом. Можно положить все это на освещенный солнцем подоконник.
Остался неиспользованный на уроке уголек. Какое он имеет отношение к нашей теме?
Рассматривается значение фотосинтеза (работа с учебником). В ходе беседы с ребятами учитель подводит их к той мысли, что в древнем угольке законсервирована энергия солнца! Тех далеких времен когда на земле росли огромные древние споровые растения и летали гигантские насекомые!
Рефлексия.
Учитель: «Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и надеюсь, что он вам понравился. Вы очень хорошо поработали. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд №12)
Сегодня на уроке мне удалось узнать……………………………………………….
Особенно меня удивило……………………………………………………………..
Хочу похвалить себя за………………………………………………………………
Я испытывал трудности при…………………………………………………………
Я могу справиться с трудностями если……………………………………………..
В заключении учитель дает на дом задачу.
Задача. В солнечные дни 1 гектар леса поглощает 200-280 кг углекислого газа и выделяет 180-220 кг кислорода. Сколько кг углекислого газа поглощает 1м2 леса и сколько выделяет кислорода? (слайд №6)
Ставятся оценки за работу на уроке. Самым активным ученикам подарок- глюкоза.
Д /з. стр62-63. Подготовить сообщение о происхождении каменного угля.
Урок окончен! Спасибо всем за отличную работу и приятное общение!
Инструктивная карточка
Для питания крахмал нужен нам и сахар.
Чтоб листок прибавил рост, «выдержим» характер.
Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.
Через устьица его мы быстро поглощаем.
Чудодей наш хлорофилл заработал смело.
Углекислый газ с водой применил он в дело. Компоненты все смешал, «на солнышке сварил»,
«На стол подал». Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!
Оживлю лесной народ.
Дышит лес и дышит луг.
С кислородом все вокруг.
Жизнь даю траве и птице,
И жучку, и гусенице.
Только ночь придет в наш дом,
Потемнеет все кругом,
Возвращаюсь в лист опять,
Не хочу в ночи гулять.
Дышит лес мой в темноте,
Не нуждается в еде.
Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.
Литература:
1.Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.
2.И. А. Акаперова. «Уроки биологии в 6 классе ». «Дрофа». М. 2005 г.
3.М. В. Высоцкая. «Биология. Поурочные планы. 6 класс ». По учебнику Н. И. Сонина. «Учитель». Волгоград. 2013 г.
4.рttps://yandex.ru/images/search?p=5&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B&_=1452887014697 Фото. Лес и горы.
5. url=http%3A%2F%2Fwww.ezem.ru%2Fdata%2Fphoto%2F2013-04%2Fb79b8d8c0f12c3110f4b8529aa3199ed.jpeg&pos=34&rpt=simage&_=1452886528402 фото . Лесная поляна.