I. Организационный момент. II. Актуализация знаний по теме урока. Совместное формулирование темы и задач урока III. Изучение новой темы. 1. Что такое совесть (словарная работа с ключевым понятием темы). 2. «Слова-друзья», «слова-враги» (работа в группах. Кластеры). 3. Работа с текстом (чтение со стопом притчи «Угрызения совести»). 4. Работа с репродукцией картины Ге Н.Н. «Совесть» (Иуда) 5. Работа с текстом (из Евангелия от Матфея «Раскаяние Иуды»). 6. «Голос совести». Ситуации выбора. 7. Тренинг «Упражнения для совести» а) «минута раскаяния» б) «минута прощения» IV. Закрепление изученного материала V. Домашнее задание VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Даются задания: 1. Найти в пословицах ключевое слово. 2. Проверка домашнего задания: ответ на вопрос «Какие ещё пословицы и поговорки о совести вы знаете?» 3. Разгадать кроссворд с пословицами 4. Сформулировать тему урока. 1. Даётся задание: как св. Дорофей определяет значение понятия «совесть»? (Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью, которая есть закон естества (Св. Дорофей) 2. Предлагается работа со словарём и учебником. Задания: А) дать определение понятия «совесть» Б) попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями «стыд» и «совесть» В) в каком из представленных понятий наиболее точно определена эта разница. Подведение итогов высказываниям учащихся. Деление класса на две группы Даётся задание: Прочитать и озаглавить рассказ-притчу, ответить на вопросы: – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? – Как вы думаете, когда у него появились муки совести? – Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? – Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет) – Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Осколки совести» и т.п.) Даётся задание: Какие чувства, эмоции испытывают дети, глядя на картину? Почему художник назвал картину «совесть»? Какие средства изобразительного искусства использует художник, чтобы показать, что главный герой картины испытывает муки совести? Почему второе название этой картины «Иуда»? Что вы знаете о поступке Иуды? Рассказ учителя, если дети не знают этой истории, подведение итога беседе: история Иуды является примером того, как иногда угрызения совести становятся настолько нестерпимыми, что человек решает покончить жизнь самоубийством. Именно это произошло с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа иудейским первосвященникам: Матфея 27:3-5 Работа с документом (цитата из Евангелия): «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился». (Евангелие от Матфея 27:3-5) Беседа: 1. Что чувствовал Иуда, когда в нем заговорила совесть? 2. Что общего в словах половицы и учёного Л. Ландау? Совесть без зубов, а грызет русская пословица) Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау) Учитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Давайте рассмотрим ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? А) ситуация первая. Б) ситуация вторая В) игра «Голос совести» Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. Учитель. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния». Включается музыка (например, Гершвин «Летний день»). В течение одной минуты дети обдумывают свои поступки. Учитель: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица (предлагает желающим детям рассказать о плохом поступке) Учитель: Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Учитель советует провести такое упражнение дома, и в Прощенное воскресение или не дожидаясь его. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. Вопросы к учащимся: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? О чем вам хотелось бы рассказать дома? Трудно ли жить по совести? Расскажите членам семьи о совести, что нового узнали, над чем задумались. На выбор: 1. Изобразить совесть в виде какого-нибудь символа, рисунка. 2. Напиши мини-сочинение о твоем добром поступке этой недели Выдаются жетоны солнышки за активную работу на уроке. | Комментированное чтение текста учебника и слайда Работая в парах, выбирают высказывание, которое считают самым правильным и точным определением понятия, объясняют свой выбор, записывают его в тетрадь; формулируют разницу между понятиями. Работают в группах (1 группа придумывает «слова-друзья», 2 группа – «слова-враги») Читают текст притчи, придумывают окончание истории, предлагают свой вариант названия притчи, участвуют в беседе по содержанию притчи, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию картины позицию его автора, определяют собственное отношение к поступкам других, отвечают на вопросы Читают и отвечают на вопрос Анализируют, обобщают, делают выводы. Осознание необходимости делать нравственный выбор. Определяют, как нужно поступить в ситуации, когда совершил ошибку, как её исправить. Осмысление слов учителя Слушают музыку, вспоминают свои поступки, рассказывают (если хотят) о своих плохих поступках. Дети (по желанию) просят прощения у одноклассников, у учителя или рассказывают, у кого они хотели бы попросить прощения Определяют насколько результативна была их деятельность на уроке, Запись и осмысление домашнего задания Заполнение экрана рефлексии, оценивание своего эмоционального состояния на уроке. | слайд № 3 слайд № 4 слайд № 5 слайд № 6-7 слайд № 8 Текст учебника +слайд № 9 слайд № 10 - 11 слайд № 12 - 13 слайд № 14 слайд № 15 слайд № 16 слайд № 17 слайд № 18 слайд № 19 слайд № 20 слайд № 21 слайд № 22 слайд № 23 | Вовлечение учащихся в языковую коммуникацию. Формулирование темы урока Умение определить основную идею текста Формирование мотивации к нравственному поведению Понимание учащимися значения таких важных нравственных понятий, как совесть и стыд Включение учащихся в обмен информацией, взаимодействие. Углубление представления о понятии «совесть» Овладение навыками смыслового чтения текста. Приходят к выводу, что голос совести может напомнить о плохих поступках, совершённых им когда-либо. Развитие умения анализировать произведения искусства; умения формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, поступков Развитие этических чувств – регуляторов нравственного поведения, способности сопереживать чувствам других людей Формирование умения критически относиться к себе, анализировать и давать честную оценку своим поступкам; Формирование представлений учащихся об ответственности за свои поступки перед своей совестью. Формирование умения адекватно оценивать собственное поведение; признавать свои ошибки. Осознание детьми личной ответственности за свои поступки; готовность признать и исправить собственные ошибки. Формирование умения планировать и адекватно оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями её реализации |