СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Внутреннее строение листа. Фотосинтез."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целю урока рассмотреть  внутреннее строение листа, показать взаимосвязь между строением листа и его функциями. Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле .

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Внутреннее строение листа. Фотосинтез."»

Тема: Внутреннее строение листа. Фотосинтез.

Двое правят жизнью на Земле:

Красное Солнышко да

Зеленое Зернышко


Цели:

Образовательная –рассмотреть внутреннее строение листа, показать взаимосвязь между строением листа и его функциями. Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле путем углубления и расширения представлений о питании растений; продолжить формирование понятий об условиях необходимых для этого процесса ( роль света, углекислого газа и воды) ; результате фотосинтеза (образование органических веществ – сахаров, кислорода); подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с историей открытия и изучения процесса фотосинтеза.

Развивающая – дальнейшее развитие умений и навыков работы с микроскопом и источниками дополнительной информации; дидактическим и наглядным материалом; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов экспериментов и предъявлять результаты своей деятельности. Продолжать формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умение ставить опыт.

Воспитательная – формирование умений учащихся работать в группах, экологизация, воспитание любви к природе и растениям.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Оборудование: Таблицы "Внутреннее строение листа", "Покровная ткань с устьицами", микроскопы, постоянные микропрепараты, листья элодеи, оборудование для проведения опытов по определению крахмала в листьях и выделению кислорода листьями, компьютер, проектор и экран, презентация учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- Внутреннее строение листа

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу - важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

Методы обучения: репродуктивные( вступительные слова учителя), частично-поисковые( самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод( при решении проблемных заданий).

Оформление кабинета: на доске плакаты с высказыванием ученых о процессе фотосинтеза.

Выдающийся американский астроном Харлоу Шепли: «Фотосинтез – процесс, перед которым мы в вечном долгу».

К.А.Тимирязев: «Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта.»

К.А.Тимирязев: «Когда-то, где-то на Земле упал луч солнца. Но он упал не на бесплодную почву, он упал не зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы…Этот луч Солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».


Ход урока

I.Организационный этап

II. Изучение нового материала.

Учитель: Мы уже знаем, что для нормального роста и развития растения необходима вода, минеральные и органические вещества. Откуда получают растения воду и минеральные вещества?

Ученик: Воду и минеральные вещества растения получают из почвы.

Учитель: Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?

Ученик: Корень.

Учитель: Какие клетки корня принимают участие в поглощение этих веществ из почвы?

Ученик: Корневые волоски.

Учитель: Какие вещества поглощает корень из почвы?

Ученик: Воду и минеральные вещества.

По ходу опроса записывается схема на доске.

Учитель: Откуда получают растения органические вещества?

Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества. Выскажите предложения.

Ученик: Возможно в листьях

Учитель: Загадка

А в зеленном тереме стеночки не меряны,

Комнаты не считаны,

Балки не испытаны,

Стены под стеклом, и везде светло…

Сделаны окошки вовсе без застежки:

Сами открываются, сами закрываются.

Ответ: кожица листа, жилки, устьица.

Изучим внутреннее строение листа.

Рассказ учителя

Клеточное строение листа ученые исследовали под микроскопом на многочисленных поперечных и продольных срезах. Это позволило представить внутреннюю структуру листовой пластинки в объеме.

Сверху и снизу листовая пластинка покрыта кожицей, которая защищает ее от повреждений и высыхания. В кожице для проветривания имеются устьица. Устьиц обычно очень много – несколько сотен на 1мм2 поверхности листа. У большинства растений они расположены на нижней стороне листа, куда попадает меньше солнечных лучей – и поэтому испарение меньше. Если листья у растения располагаются под острым углом к стеблю, то устьица располагаются на обеих сторонах пластинки, но на нижней их все же больше(пшеница, кукуруза, ландыш, лилия). А вот у водных растений, листья которых плавают на поверхности воды, устьица находится только на верхней стороне (кувшинка).

Между верхней и нижней кожицей расположена мякоть листа. Она состоит из ассимилирующей ткани, клетки которой содержат хлоропласты. Сразу под верхней кожицей размещается один слой клеток мякоти, которые имеют форму столбиков. Они содержат много хлоропластов. Это основная фотосинтезирующая ткань растений. По форме клеток ее называют столбчатой. Между столбчатой тканью и нижней кожицей расположена губчатая ткань. Ее клетки имеют неправильную форму и размещаются рыхло, с большими межклетниками. В клетках губчатой ткани хлоропластов меньше, сем в столбчатой. Основные функции губчатой ткани – газообмен и испарение воды. Фотосинтез в ее клетках тоже происходит, но не так интенсивно, как в столбчатой.

В пластинке листа проходят жилки. В их состав входят проводящие ткани (сосуды ксилемы и ситовидные клетки флоэмы) и механические волокна. По жилкам вода и минеральные вещества поступают в лист, а продукты фотосинтеза выводятся из листа.

Кроме того, жилки придают листу прочность и служат ему опорой.

III.Выполнение лабораторной работы № 8

Тема. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.

Таким образом, все элементы строения листа связаны с осуществле-нием его функций – фотосинтеза и транспирации.

Учитель: Что вы знаете о фотосинтезе и изобразите это в виде схемы.




СВЕТ





СО2 Хлорофилл О2

Синтез органических

веществ


Н2О






От греч. фото- свет, синтез- образование.

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических углекислого газа и воды в зеленых листьях на свету.

Можно ли доказать, что в зеленых листьях образовался крахмал.

Опыт 1-й группы учащихся.

«В листьях на свету накапливается крахмал»

Описание опыта. Взяли комнатное растение герань и поставили на сутки в темное место. Затем половину одного из листьев закрывают с двух сторон плотной бумагой, и все растение выставляют на несколько часов на свет. Потом бумагу снимают, лист срезают и опускают в кипящий спирт. При этом лист обесцвечивается, а спирт становится зеленым, так как в нем растворяется хлорофилл. Обесцвеченный лист промывают водой и поливают слабым раствором йода. Обычно йод используется для определения наличия крахмала, так как йод окрашивает его в синий цвет. Значит в зеленных листьях на свету образуется крахмал.

Опыт 2-й группы учащихся.

«В процессе фотосинтеза выделяется кислород»

Для этого срезают несколько веточек водного растения элодеи, помещают их в стакан с водой под воронку. На трубку воронки надевают заполненную водой пробирку. Стакан с элодеей выставляют на яркий свет. Сразу же из растения начинают выделяться пузырьки газа, который через трубку воронки поднимается в пробирку, вытесняя из нее воду. Теперь, если осторожно снять пробирку и быстро внести в нее тлеющую спичку, она ярко вспыхнет. Это значит, что в пробирке собрался кислород, который и поддерживает горение.

Мы ответили на все вопросы, где из каких веществ и при каких условиях образуются органические вещества. Соответственно можно закончить схему.




















Презентация 3-й группы учащихся. « История изучения процесса фотосинтеза». (слайд 1-15)

Выдающийся русский ученый К.А.Тимирязев, изучив процесс фотосинтеза пришел к выводу, что растения не только поглощают углекислый газ и воду, но и усваивает солнечную энергию. Вот как об этом он писал (слова на доске: «Когда-то, где-то на Земле упал луч солнца. Но он упал не на бесплодную почву, он упал не зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы…Этот луч Солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».)

Учитель: Как вы понимаете : луч солнца вошел в состав хлеба, луч солнца согревает нас? К.А.Тимирязев первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это, Тимирязев назвал роль растений на Земле космической.

Изобретатель паровоза Стефенсон спросил однажды своего приятеля:

- Знаешь ли ты, что двигает этот паровоз?

- Конечно твое изобретение,- ответил его собеседник

- Нет. Его двигает солнечный луч, поглощенный зеленым растением сотни млн.лет назад.

Растения ежегодно поглощают 400 млрд.тон органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд.тон кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и толь 20% наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Итак значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания животных, человека, грибов, бактерий.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой.

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

Фотосинтез идет на свету круглый год

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нем нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова-

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

IV.Закрепление.

Выполнить тест:

1.Фотосинтез происходит …

А) в устьицах;

Б) в межклетниках;

В) в хлоропластах,

2.В процессе фотосинтеза происходит …

А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

3.Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …

А) выделения его во внешнюю среду;

Б) снабжения им всех частей растения.

4.Хлорофилл в клетке находится …

А) в ядре;

Б) в пластидах;

В) в цитоплазме.

5.Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …

А) запасным питательным веществом;

Б) побочным продуктом обмена.

6.Первым открыл процесс фотосинтеза…

А) Пристли;

Б) Гельмонт;

В) Тимирязев.

V.Домашнее задание: параграф № 14; выполнить задание № 47 стр.20 и №43 стр.19 (в тетради); предложить способы борьбы с загрязнение воздуха.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!