Класс: 9
Предмет: Физика
Раздел: Механика
Подраздел: Законы взаимодействия и движения тел
Тема: «Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная».
Цели учителя:
Образовательные: | 1.Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. 2.Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил. |
Воспитательные: | 1.Формировать систему взглядов на мир. 2.Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность. |
Развивающие: | 1.Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартной ситуации. 2.Развивать речь, мышление. |
Цели учащихся: | После изучения данной темы учащиеся должны: знать формулировку и формулу закона всемирного тяготения; возможность применения закона всемирного тяготения для расчета взаимодействия физических тел при решении учебных задач; понимать всеобщий характер и сущность этого закона; понимать физический смысл гравитационной постоянной. |
Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и
способов деятельности.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа),наглядные, инновационные.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиапроектор ; демонстрационный экран; мультимедийные демонстрации; портреты ученых.
Межпредметные связи на уроке:
Математика (прямая и обратная пропорциональность, линейная зависимость, выражение искомой величины через известные величины);
Астрономия (строение солнечной системы, краткая характеристика планет);
История (историческая справка открытия закона всемирного тяготения);
Литература(стихотворение В.Чикина Закон всемирного тяготения)
Информатика (умение работы с ПК, навыки использования продуктов Microsoft Office и Internet Explorer).
Логика урока: мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия.
Ход урока
Орг. момент.
«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, не находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.
Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.
Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…
Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».
Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- И, так тема нашего урока «Закон всемирного тяготения»(слайд 1)
К концу нашего урока вы, ребята должны будете узнать: (слайд 2)
Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим то, что мы уже знаем.
. Повторение. Проверка домашнего задания
Вспомним и ответим на следующие вопросы:
Что называется свободным падением тела?
2. Что такое ускорение свободного падения?
3. Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
4. Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
5. Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
6. С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?
У вас на столах лежат листочки с тестами. Выполняем работу в течении 5-7 мин.
Разминочные задачи.
Ученик: Да, притягивается. Притягивается сильнее к Земле, так как расстояние меньше. Луна притягивается к человеку.
Ученик: Увеличится в 4 раза.
Ученик: Уменьшится в 4 раза
Ученик: Одинаково.
Самый крупный камень, извлеченный хирургом из желчных путей человека, имел массу 6,29 кг. Какую силу приложил врач при его подъёме?
Ученик: 63 Н.
Самая тяжелая свинья, выращенная в США в 1933 году, имела массу 1157, 5 кг. Сколько человек потребуется, чтобы поднять её на весы, если каждый человек разовьет усилие 500 Н?
Ученик: 23 человека.
Ученик: 126 Н.
Пусть между двумя деревянными шарами, что лежат на столе, сила тяготения равна F. Изменится ли численное значение этой силы, если между шарами поместить экран?
Ученик: Нет.
Ученик: 0,26*10-11Н
Ответ ученика.
Ответ ученика.
Ученик: Сила притяжения зависит от расстояния между телами и их масс. Земля по массе больше, поэтому сила притяжения больше, чем у Луны.
Практическое задание: на столе на штативе висит на нити груз массой 200 г. Вычислите силу всемирного тяготения.
Упражнение 16 (1) из учебника (работа с учебником).
Учитель: А теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Давайте, изобразим:
Тела падают, (руки – вверх, вниз).
Приливы и отливы (руки – вправо, влево)
Движение Луны вокруг Земли (круговые движения руками).
Притяжение друг к другу.
Гравитационная постоянная открыта Генри Кавендишем – богатым английским лордом. Если бы эта величина была бы в 100 раз больше, то это привело бы к тому, что время существования звезд уменьшилось (и Солнца в том числе), и разумная жизнь на Земле появиться не успела. Нас бы с вами не было сейчас.
В результате открытия Ньютона выяснилось, что множество, казалось бы, разнородных явлений: падение тел на Земле, видимые движения Луны и Солнца, отливы и приливы – это проявление закона всемирного тяготения.
Всемирное тяготение, и только оно, объясняет устойчивость Солнечной системы, движение планет и других тел. Луна движется по орбите силами притяжения Земли, Земля удерживается на своей траектории силами притяжения солнца. С помощью закона всемирного тяготения открыты планеты Уран и Нептун. Поэтому говорят об этих планетах, что они открыты на “кончике пера”. Благодаря закону всемирного тяготения точно определяют место солнечных и лунных затмений.
g= G Mз/ Rз2 – доказал Кавендиш, который после этого с гордостью заявил, что “взвесил Землю”.
Учитель: Чтобы вы сделали, если вам на голову упадет яблоко?
Ответы учеников.
Учитель: А Ньютон не стал есть яблоко, а задумался и открыл закон всемирного тяготения.
Посмотрите на модель Солнечной системы, вот так движутся планеты вокруг Солнца. И движение планет подчиняется закону всемирного тяготения. Поэтому Земля “не уходит” от Солнца. Между нами тоже существует тяготение.
Почему мы не замечаем притяжения на поверхности Земли, хотя говорим, что сила тяготения – всемирная? Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитаем силу притяжения между двумя учениками, сидящими за одной партой.
Ученики рассчитывают самостоятельно.
Вывод: эта сила не разорвет даже тончайшей паутинки. Может ли она быть замечена? (Ответы учеников).
Учитель: У многих авторов встречаются научные ошибки, неточности в художественной литературе. Например, Маленький принц (Экзюпери), живший на своей планете, мог поместиться только один сам? Что случится, если сила тяготения исчезнет?
Обсуждение.
Учитель: Это была бы ужасная катастрофа! Все полетело бы кувырком. Как у Чуковского:
Что такое, что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчались колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком –
Все вертится и кружится,
И несется кувырком.
Несмотря на справедливость и огромное практическое значение закона, остается нерешенным вопрос: какими причинами вызывается гравитационное взаимодействие всех тел. Сам Ньютон говорил: “Не знаю, а гипотез не измышляю”. Окончательно эта загадка не разгадана и сегодня.
Поставить оценки учащимся.
Спасибо за урок.
Домашнее задание № 145, 146 из сборника задач Степановой.
Поделиться…