СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме Закон всемирного тяготения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебное занятие по комплексному применению знаний и  способов деятельности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме Закон всемирного тяготения»

Класс: 9

Предмет: Физика

Раздел: Механика

Подраздел: Законы взаимодействия и движения тел

Тема: «Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная».

Цели учителя:


Образовательные:

1.Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.

2.Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.


Воспитательные:

1.Формировать систему взглядов на мир.

2.Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.


Развивающие:

1.Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартной ситуации.

2.Развивать речь, мышление.


Цели учащихся:


После изучения данной темы учащиеся должны:

  • знать формулировку и формулу закона всемирного тяготения;

  • возможность применения закона всемирного тяготения для расчета взаимодействия физических тел при решении учебных задач;

  • понимать всеобщий характер и сущность этого закона;

  • понимать физический смысл гравитационной постоянной.

Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и

способов деятельности.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа),наглядные, инновационные.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиапроектор ; демонстрационный экран; мультимедийные демонстрации; портреты ученых.

Межпредметные связи на уроке:

  • Математика (прямая и обратная пропорциональность, линейная зависимость, выражение искомой величины через известные величины);

  • Астрономия (строение солнечной системы, краткая характеристика планет);

  • История (историческая справка открытия закона всемирного тяготения);

  • Литература(стихотворение В.Чикина Закон всемирного тяготения)

  • Информатика (умение работы с ПК, навыки использования продуктов Microsoft Office и Internet Explorer).

Логика урока: мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия.

Ход урока

  1. Орг. момент.

«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, не находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.

Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.

Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…

Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».


- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


- И, так тема нашего урока «Закон всемирного тяготения»(слайд 1)

К концу нашего урока вы, ребята должны будете узнать: (слайд 2)

  • знать формулировку и формулу закона всемирного тяготения;

  • возможность применения закона всемирного тяготения

Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим то, что мы уже знаем.

. Повторение. Проверка домашнего задания

Вспомним и ответим на следующие вопросы:

  1. Что называется свободным падением тела?
    2. Что такое ускорение свободного падения?
    3. Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
    4. Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
    5. Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
    6. С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?

  2. У вас на столах лежат листочки с тестами. Выполняем работу в течении 5-7 мин.











Разминочные задачи.

  • Притягивается ли к Луне человек, стоящий на Земле? К чему он притягивается сильнее: к Луне или к Земле? Притягивается ли Луна к этому человеку?

Ученик: Да, притягивается. Притягивается сильнее к Земле, так как расстояние меньше. Луна притягивается к человеку.

  • Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменном расстоянии массы тел возрастут вдвое?

Ученик: Увеличится в 4 раза.

  • Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменных массах тел расстояние между ними увеличится в 2 раза?

Ученик: Уменьшится в 4 раза

  • Что притягивает к себе с большей силой: Земля – Луну или Луна – Землю?

Ученик: Одинаково.

  • Самый крупный камень, извлеченный хирургом из желчных путей человека, имел массу 6,29 кг. Какую силу приложил врач при его подъёме?

Ученик: 63 Н.

  • Самая тяжелая свинья, выращенная в США в 1933 году, имела массу 1157, 5 кг. Сколько человек потребуется, чтобы поднять её на весы, если каждый человек разовьет усилие 500 Н?

Ученик: 23 человека.

  • В 1987 году механизатор нашел в борозде золотой слиток объемом 665,2 см3 и плотностью 19320 кг/м3. Какая сила понадобилась ему, чтобы поднять слиток с земли?

Ученик: 126 Н.

  • Пусть между двумя деревянными шарами, что лежат на столе, сила тяготения равна F. Изменится ли численное значение этой силы, если между шарами поместить экран?

Ученик: Нет.

  • С какой силой притягиваются друг к другу две книги массой 0,2 кг каждая, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга?

Ученик: 0,26*10-11Н

  • Солнце притягивает Луну почти в два раза сильнее, чем Земля. Почему же мы до сих пор “не потеряли” Луну?

Ответ ученика.

  • Между какими двумя из трех шаров сила тяготения наибольшая?

2 кг

5 кг

10 кг

Ответ ученика.

  • При облете вокруг Земли “Аполлон – 13” был на максимальной высоте 400,187 км, а при облете Луны – на высоте 254 км. Как отличались силы притяжения объекта к небесным телам?

Ученик: Сила притяжения зависит от расстояния между телами и их масс. Земля по массе больше, поэтому сила притяжения больше, чем у Луны.

Практическое задание: на столе на штативе висит на нити груз массой 200 г. Вычислите силу всемирного тяготения.

Упражнение 16 (1) из учебника (работа с учебником).

Учитель: А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Давайте, изобразим:

Тела падают, (руки – вверх, вниз).
Приливы и отливы (руки – вправо, влево)
Движение Луны вокруг Земли (круговые движения руками).
Притяжение друг к другу.

Гравитационная постоянная открыта Генри Кавендишем – богатым английским лордом. Если бы эта величина была бы в 100 раз больше, то это привело бы к тому, что время существования звезд уменьшилось (и Солнца в том числе), и разумная жизнь на Земле появиться не успела. Нас бы с вами не было сейчас.

В результате открытия Ньютона выяснилось, что множество, казалось бы, разнородных явлений: падение тел на Земле, видимые движения Луны и Солнца, отливы и приливы – это проявление закона всемирного тяготения.

Всемирное тяготение, и только оно, объясняет устойчивость Солнечной системы, движение планет и других тел. Луна движется по орбите силами притяжения Земли, Земля удерживается на своей траектории силами притяжения солнца. С помощью закона всемирного тяготения открыты планеты Уран и Нептун. Поэтому говорят об этих планетах, что они открыты на “кончике пера”. Благодаря закону всемирного тяготения точно определяют место солнечных и лунных затмений.

g= G Mз/ Rз2 – доказал Кавендиш, который после этого с гордостью заявил, что “взвесил Землю”.

Учитель: Чтобы вы сделали, если вам на голову упадет яблоко?

Ответы учеников.

Учитель: А Ньютон не стал есть яблоко, а задумался и открыл закон всемирного тяготения.

Посмотрите на модель Солнечной системы, вот так движутся планеты вокруг Солнца. И движение планет подчиняется закону всемирного тяготения. Поэтому Земля “не уходит” от Солнца. Между нами тоже существует тяготение.

Почему мы не замечаем притяжения на поверхности Земли, хотя говорим, что сила тяготения – всемирная? Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитаем силу притяжения между двумя учениками, сидящими за одной партой.

Ученики рассчитывают самостоятельно.

Вывод: эта сила не разорвет даже тончайшей паутинки. Может ли она быть замечена? (Ответы учеников).

Учитель: У многих авторов встречаются научные ошибки, неточности в художественной литературе. Например, Маленький принц (Экзюпери), живший на своей планете, мог поместиться только один сам? Что случится, если сила тяготения исчезнет?

Обсуждение.

Учитель: Это была бы ужасная катастрофа! Все полетело бы кувырком. Как у Чуковского:

Что такое, что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчались колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком –
Все вертится и кружится,
И несется кувырком.

Несмотря на справедливость и огромное практическое значение закона, остается нерешенным вопрос: какими причинами вызывается гравитационное взаимодействие всех тел. Сам Ньютон говорил: “Не знаю, а гипотез не измышляю”. Окончательно эта загадка не разгадана и сегодня.

Поставить оценки учащимся.

Спасибо за урок.

Домашнее задание № 145, 146 из сборника задач Степановой.

Поделиться…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!