СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по всемирной истории на тему «Как сформировалась биполярная система мира?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «Всемирная история» на тему «Как сформировалась биполярная система мира?» для учащихся 9 класса в рамках обновленной учебной программы по всемирной истории.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по всемирной истории на тему «Как сформировалась биполярная система мира?»»

Дата:

23.09.2021

Предмет, класс

Всемирная история, 9 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Как сформировалась биполярная система мира?

Основная идея

охарактеризовать противостояние военно-политических блоков НАТО и ОВД

Цели:

9.3.​2.​2 анализировать исторические события для объяснения понятия "холодная война";

9.​3.​2.​3 характеризовать противостояние военно-политических блоков НАТО и ОВД, опираясь на знание исторических фактов и карты

9.​3.​2.​8 обобщать и оценивать изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Что такое деколонизация?

2. Что такое доминион?

3. Что такое культурно-цивилизационные регионы?

4. Назовите причины распада колониальной системы.

5. Назовите последствия деколонизации.

6. Перечислите четыре культурно-цивилизационных региона.

7. Раскройте понятие «третий мир».

8. Каковы итоги развития стран третьего мира в 50-90-х годах?

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 5, стр.29-37 (учебник).

1. Работа с текстом (чтение).

Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.

Биполярный мир (двухполюсный мир) - условный термин, использующийся для характеристики мировой системы после окончания Второй мировой войны до начала 90-х гг. XX в. В эти годы международная обстановка определялась в основном противоборством двух сверхдержав (США, СССР) и возглавлявшихся ими двух мощных геополитических блоков (Варшавский договор, НАТО).

Деполяризация современного мира - сложный, болезненный и труднопредсказуемый процесс прекращения противоборства двух сверхдержав, США в СССР, и возглавлявшихся ими двух мощных геополитических блоков в связи с распадом Советского Союза и возглавлявшегося им военно-политического (Варшавский договор) и экономического (Совет экономической взаимопомощи) союзов социалистических стран. Последствие: Образовался ЕС (европейский союз), усилилась роль НАТО (вошли страны, ранее входившие в Варшавский договор). Большее влияние Запада в экономической сфере на Россию и как следствие Мировой кризис.

Закончилась Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества.

Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.
Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки.
Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.
И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.
Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.
Назовем причины «холодной войны»:

  1. Столкновение интересов двух великих держав.

  2. Стремление США к мировому господству.

  3. «Экспорт» коммунизма.

2) Отправной точкой в «холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в Фултоне -  родном городе президента.
«Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США.

3) Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
В 1947 году была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. 

Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии ( доктрина сдерживания социализма); заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).
Содержание доктрины Трумэна:
-  широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
- создание военно- политического блока;
размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
- при  необходимости использование вооруженной силы.
План Маршалла – ( по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
СССР – категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.

4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»:
1) Гонка вооружений
2) Создание образа врага
3) Раскол мира

4) военные конфликты.

«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР.

Мир стал биполярным (2 мировые системы - капиталистическая и социалистическая).


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Раскройте понятие «холодная война».

2) Что такое биполярный мир?

3) Что такое конфронтация?

4) Что такое НАТО?

5) Что такое ОВД?

6) Раскройте суть доктрины Трумэна.

7) Раскройте суть плана Маршалла.

8) Чем был вызван Берлинский кризис?

9) Назовите последствия гонки вооружений.

3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия формирования биполярной системы мира.


4. Заполнить таблицу «Противостояние военно-политических блоков НАТО и ОВД».


5. Написать историческое заключение: «Как сформировалась биполярная система мира?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление
















Лидерство













Диалогическое обучение











Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: Всемирная история. Н.А. Алдарбек, К.Н. Макашева, К.И. Байзакова, часть 2, 8-9 класс. Алматы: Мектеп, 2019

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 5, стр.29-37 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!