СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения по русскому языку (выполнение задания 15.3)».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-практикума по русскому языку  «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения по русскому языку (выполнение задания 15.3)».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения по русскому языку (выполнение задания 15.3)».»







Урок- практикум по русскому языку в 9 классе.











Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения по русскому языку (выполнение задания 15.3)».




















Учитель-


Лищинская Е.О.





2016-2017 учебный год


Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения по русскому языку (выполнение задания 15.3)».


Тип урока: урок речевого общения с использованием ИКТ.

Технология: технология критического мышления.

Цель урока: выявить умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Задачи:

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения- рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, изобразительно- выразительных средствах языка; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью сочинения- рассуждения в формате ОГЭ.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера, выражать личностно- эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как сострадание, отзывчивость, милосердие; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей и литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения- рассуждения задания 15.3. Заключительный этап урока - рефлексия.

УМК и оборудование:  презентация, раздаточный материал (текст Л. Куклина, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения ОГЭ по русскому языку»; речевые клише для подготовки к написанию сочинения- рассуждения; рекомендации по написанию сочинения-рассуждения;  компьютер, проектор, экран.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Ход урока: 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя о значении

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Эпиграфом к уроку будут слова Франсуа Гизо (запись на доске и в тетради): «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».

  1. Как вы можете объяснить записанные слова?

  2. О чём пойдёт речь на уроке?

  3. Над значением какого понятия предстоит работать?

Сегодня будем учиться выполнять задание 15.3. Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 15.3)». 

4) Сформулируйте цели урока.

Цели на уроке : анализировать текст, формулировать тезис по данному определению и комментировать его, аргументировать тезис двумя примерами, подтверждающими рассуждение, писать сочинение- рассуждение в соответствии с его структурой.

III.Чтение задания к сочинению

(Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком)

IV.Работа над композицией сочинения-рассуждения

Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис- это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы- это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод- это заключение, итог проведенного рассуждения.

Работа с таблицей – памяткой №1 (демонстрируется на экране)

Памятка.

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста  +  комментарий.

4. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.  

5. Вывод.

Обратите внимание на критерии оценки композиции сочинения.

V. Выявление места и причины затруднения. Работа с кластером «Сострадание».

 1.Какой материал можно подобрать к сочинению, поразмышляйте над понятием сострадания. 

2.Составьте кластер (на доске и в тетрадях).

VI.Выполнение заданий, ответы на вопросы

1.Подберите синонимы и антонимы к слову сострадание.

 Синонимы: великодушие, жалость, милосердие, сочувствие, отзывчивость, внимание, человеколюбие, самопожертвование ради интересов других.

 Антонимы: бездушие, безучастность, жестокость, равнодушие, черствость, эгоизм, безжалостность.

2.К кому вы прежде всего испытываете сострадание?

3. Что лежит в основе сострадания? Чего мы хотим добиться, сострадая?

4.Каким бывает сострадание?

(Искренним, неподдельным, безграничным, глубоким, острым, горячим, безмерным, подлинным, невольным).

5.Как и где проявляется сострадание?

В окружающей жизни это благотворительность: помощь детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи. Межличностные отношения, об говорят книги, факты из истории. Профессиональная деятельность спасателей, врачей.

6.Поберите глаголы- сказуемые к слову сострадание.

Испытывать сострадание, учиться состраданию, чувствовать сострадание, проявлять сострадание, ощущать сострадание, выражать сострадание.

7. C чем можно сравнить сострадание? Подберите сравнения.

(Подобно живой воде, эликсиру жизни, волшебной палочке, сострадание преображает ситуацию).

8.Зачем нужно проявлять сострадание?

(Сострадание делает людей счастливее, добрее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в себя и в окружающих).

VI. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулируется и записывается определение сострадания . Прочитайте записанное.

Слайд 1.

Сострадание- нравственное качество, которое проявляется в сопереживании чужой боли, сочувствии, желание помочь другому бескорыстно.

Слайд 2.

Подчеркните ключевые слова в определении и прокомментируйте определение, т.е. покажите важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

 Милосердный человек не останется равнодушным к участи забытых стариков, беззащитных сирот, больных людей, бездомных животных.

Слайд 3.

Обратите внимание на критерии оценки определения и его комментария.

VII. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

Слайд 4.

Чтение текста Льва Валериановича Куклина из его книги «Операция Снег».

(Выразительное чтение текста учащимся).

(1) С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2) Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...

(3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

(4) - Ну что ты волнуешься? (5) У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6) Переломный этап в психике. (7) Это пройдет!- убеждала меня жена.

(8) Пройдёт... (9) Святое материнское заблуждение! (10) Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…

(11) Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12) И во всем были виноваты марки!

(13) В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14) Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...

(15) - Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17) Доставай-ка свой альбомчик...

(18) - Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19) - Я давно хотел тебе сказать... (20)У меня нет альбома...

(21) - Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.

(22) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23) - Просто у меня сейчас его нет.

(24) - Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27) А далеко он живёт, этот твой товарищ?!

(28) - Папа... (29) Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30) Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32) Разве в его коляске далеко уедешь? (33) Я подарил ему свой альбом... (34) Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35) Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...

(36) - А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37) - Только честно?

(38) - Да, папа, жалею... (39) Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40) Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41) Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42) Неужели от радости тоже можно плакать? (43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45) Так ты не сердишься?

(46) Ну что я мог сказать? (47) У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.

(49) Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

(50) И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...

( Л. В. Куклин)

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слайд 5.

 1.Какую проблему поднимает в тексте Куклин?

( Проблему проявления сострадания к больному сверстнику, желание украсить его жизнь новыми эмоциями и впечатлениями).

 2.Определите стиль данного текста.

( Художественный).

3. Какой тип речи использован в тексте?

(Повествование).

 4.Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.

( Отец гордится поступком своего сына, который способен на проявление сострадания к людям, умеет чувствовать чужую боль, чужие страдания).

 5.Какова основная мысль текста? Запишем.  

(Нельзя быть равнодушным к чужой беде, нужно всегда оставаться человеком, проявлять сочувствие, участвовать в жизни тех, кому необходима помощь).

VIII. Включение в систему знаний.

Слайд 6.

Следующий этап работы над сочинением – рассуждением-  аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров –аргументов.

Слайд 7.

  Обратите внимание, какие можно использовать речевые клише.

Сформулируйте аргумент.

 Поступок героя текста Л. Куклина продиктован состраданием, жалостью к парализованному мальчику. Ребенок был поражен тем, что сверстник не может осуществить самых простых вещей: ходить, ездить, чтобы узнать окружающий мир (предложения №31, 32. 35). Поэтому мальчик отдает свой альбом с марками, проявляя сострадание к тому, кто болен, порой беспомощен.

Второй аргумент приведите из литературы, окружающей жизни, истории. Какие произведения литературы о проявлении сострадания вам известны?

М.Шолохов “Судьба человека”, В.Короленко “Дети подземелья”, Л.Толстой “Кавказский пленник”, В.Распутин “Уроки французского”, И.Бунин «Лапти», А.И. Куприн «Чудесный доктор», А.П. Платонов «Юшка», Л. Андреев «Кусака».

Слайды 8-15.

Аргументы из жизни - это исторические факты.

1. Кому известны случаи проявления сострадания в истории?

( Из учебника истории нам известны примеры проявления сострадания к людям. Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.

Известный режиссер Никита Михалков сказал: «Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны - убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость».

2.Какие примеры проявления сострадания вы встречали в жизни?

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

Слайд 16.

Что нужно сказать в заключение, зачем нужно сострадание?

( Сострадание сближает людей, делает человека счастливее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в себя и окружающих).


IX. Рефлексия

О чём мы сегодня говорили на уроке? Продолжите фразы.

Я познакомился... (с фактами проявления сострадания в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто... (комментировать определение)

У меня получилось... (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы... (успешно завершить работу над сочинением- рассуждением)

X. Итог урока.

Ребята, делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите и уважайте друг друга!

"Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто
не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...», - писал А.П. Чехов.


X. Д/з. Написать сочинение –рассуждение по тексту.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!