СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 5 классе . Тема - глаголы совершенного и несовершенного вида.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе»

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Виды глагола

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2019 г.

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового материала

Цели:

  • познакомить с грамматической категорией – вид глагола;

  • научить определять виды глагола;

  • воспитывать любовь к русскому языку, обогащать словарный запас.

Задачи:

  • проверить д/з, повторить ранее пройденные темы (морф. разбор);

  • объяснить новый материал (категория вида);

  • объяснить значение СВ и НСВ, способы образования видов глагола, видовые пары.

  • развивать умение обобщать, анализировать, делать вывод;

Ход урока

I. Организационный момент

На перемене перед уроком записываю на доске число и тему урока. Звонок. Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

II. Проверка домашнего задания

Разбор под цифрой «3» (привлекательно) на доске.

Привлекательно (было) – кр. прил.

1. (Каково?) привлекательно

Н.ф. - привлекательный

2. Пост. признаки: качественное; непост.: ед.ч, ср.р., краткое

(Во 2 и 3 предложениях необходимо объяснить знаки препинания).

1. Умел потерять, умей и найти. 2.Плохо медлить, но и спешить не стоит. 3. Надо трудиться, а не лениться. 4. Любишь брать, люби и отдавать. 5. Умеешь ссориться, научись и мириться.

III. Изучение нового материала. Работа с учебником (первичное закрепление нового материала).

Открываем тетради, записываем число, классная работа. И у нас сегодня изучение новой темы – виды глагола .Откройте учебник на стр. 109 § 111. Все нашли? Перед нами две картинки. Под какой картинкой вы подпишите «Дети решали задачу», а под какой – «Дети решили задачу»?

- Как вы думаете, какая разница в значении между глаголами решали и решили? (Решили – ребята достигли результата, решали – показывает нам, чем ребята занимались. Мы не знаем, достигли они результата или нет).

- Итак, глаголы у нас бывают двух видов – совершенного и несовершенного. Записываю на доске в два столбика:

Несовершенный вид (НСВ)

Что делать?

Совершенный вид (СВ)

Что сделать?

Ппопробуем задать вопрос (прошу рассмотреть таблицу на стр.109; и поставить вопросы к глаголам).

Вопросы к видам глаголов легко запомнить. Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопросы что сделать? (что сделал? что сделаю?). Оба слова: совершенный и сделать – начинаются на букву с, они означают, что действие совершено.

Глаголы несовершенного вида (НСВ) отвечают на вопросы что делать? (что делал? что делаю? что буду делать?). Они означают, что действие еще не совершено, а совершается, совершалось, будет совершаться.

На доске под видами глаголов записываю соответствующие вопросы.

- Как вы думаете: почему глагол совершенного вида не употребляется в настоящем времени? (Потому что глаголы СВ обладают значением завершенности чего-либо).

Итак, у глаголов СВ есть только два времени: прошедшее и будущее. Настоящего времени у глаголов этого вида нет, потому что они означают завершенное действие в прошлом или то, которое будет завершено в будущем. Если действие завершено, значит, оно уже ушло в прошлое, речь идет о прошедшем времени.

     Задание 1. Зачитаю слова; прошу записать глаголы в два столбика (НСВ и СВ). 1 вариант зачитывает глаголы несовершенного вида, 2 вариант – совершенного вида. (Проверяя, задаем вопрос).

Считать, читать, писать, ровнять, кричать, подвинуть, присвоить, узнать, выстаивать, приготовить, сооружать, приближать, уговаривать, высмотреть, прилаживать.

Записываем в тетрадь по теории:

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что буду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю?

IV. Закрепление нового материала

1. - Откройте учебник на стр. 110, упр. 638 (делаем устно, затем записываем)

Жну – сожну, кошу – накошу, сею – посею, поливаю – полью, пишу – напишу, рисую – нарисую, черчу – начерчу.

Комментарий:

Обратим внимание на то, что все глаголы НСВ, за исключением глагола поливаю, бесприставочные, а глаголы СВ – с приставками.

2. Упр. 639. Делаем письменно.  (Солнце день-деньской печет / повест., невоскл., прост., распр., неослож.). разбор.

Комментарий:

- Слова, зависящие от глаголов, помогают определить их вид. От глаголов НСВ зависят слова, обозначающие продолжительность действия; от глаголов СВ – слова, обозначающие внезапность действия.

Прошу определить время.

Поют, решал, растают, беречься, состязаются, выступил, сорвали, ловишь, ныряла, смеялся, напишешь, высушит, соревновались, тренируемся, пойти, спотыкаться, повеяли.

 - Вернемся к глаголам НСВ и попробуем образовать от них глаголы СВ. (Совместно образовываем слова; записываю на доске, ученики в тетрадях). 

Поют – споют (приставка), решали – решили (суффикс), беречься – поберечься (приставка), состязаются – посостязаются (приставка), ловишь – наловишь (приставка), ныряла – нырнула (суффикс), смеялся – засмеялся (приставка), соревновались – посоревновались (приставка), тренируемся – потренируемся (приставка), спотыкаться – споткнуться (суффикс).

Ввожу понятие видовых пар (записываем в тетради по теории).

Глаголы СВ с глаголами НСВ образуют видовые пары при помощи приставок и суффиксов.

Упр. 641, делаем самостоятельно, затем проверяем. Шагнуть (св) – шагать (нсв), толкать (нсв) – толкнуть (св), мелькать (нсв) – мелькнуть (св), капнуть (св) – капать (нсв), кашлянуть (св) – кашлять (нсв), чихнуть (св) – чихать (нсв), зевать (нсв) – зевнуть (св), глотать (нсв) – глотнуть (св), кивать (нсв) – кивнуть (св).

V. Подведение итогов

Сегодня мы с вами говорили о двух видах глагола.

 1. Кто мне их назовет? (Глаголы совершенного и несовершенного вида).

2. На какие вопросы они отвечают? (что делать? и что сделать?).

3. Как мы можем их распознать в тексте? (С помощью приставок и суффиксов, и слов, которые зависят от глаголов).

VI. Домашнее задание

Упр. 643, 645; §111.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!