СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с презентациями и дидактическим материалом по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок . Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога: картины подневольного труда. Величие народа-созидателя, сочетание реальности и фантастики, особенности поэтических интонаций.

Концепция: показать, что настоящим строителем железной дороги являлся не граф Клейнмихель, а многострадальный русский народ.

Тип урока:  комбинированный.

Образовательные задачи:

- продолжить знакомство с биографией Н.А.Некрасова;  - проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»;                                                                                                                                                                               - настроить учащихся на восприятие нового произведения; - формировать навыки анализа лирического произведения;                                                                           -дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о роли пейзажа в художественном произведении;                                                                                                                                                     -совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.  

Развивающие задачи:

 -развивать умения и навыки анализа лирического стихотворения, речь учащихся                                                                                                                         - развивать навыки самостоятельной работы                                                                                                - развивать чувство слова - развивать мышление - развивать внимание

Воспитательные:

- воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу.                                                                                                                                                                                - воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать  культуру труда.

Методы:  частично-поисковый и репродуктивный

 

Формы:  коллективная и индивидуальная

 

Методические приемы:  выразительное чтение, слово учителя, индивидуальное сообщение, работа со словом,  работа по вопросам,  анализ стихотворения, эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Наглядность: 1 – ученическая презентация (проект «Жизнь поэта Н. А. Некрасова»); 2- презентация учителя – «Заочная экскурсия по некрасовским местам»

Просмотр содержимого документа
«Клеймихель»

Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест, отменивший крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город. Поэт переживал события тех лет: « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».
А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1864). В основу произведения положены реальные исторические факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую, каторжную работу в среднем около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. О положении землекопов так рассказывал инженер Панаев, близкий приятель Некрасова: «Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения.»Орудием труда была лишь железная лопата. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти  не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали. тела их устилали дорогу. Кости погибших – как шпалы на пути. Однако на вопрос Вани о том, кто строил эту дорогу, папа-генерал ответил: “Граф Клейнмихель”. Содержание стихотворения опровергает это мнение. На конкретных фактах автор показывает правду о строительстве дороги.


Просмотр содержимого документа
«биография»

Цель моей работы: познакомиться с судьбой Н. А. Некрасова и выяснить, повлияли ли факты биографии на его творчество. Некрасов, Николай Алексеевич родился 28 ноября (10 декабря) 1821

Принадлежал он к дворянской семье, отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич, был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская .Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице. В целом ряде стихотворений, Некрасов нарисовал светлый образ матери.

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнёве Ярославской губернии, куда отец ,выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), заставили отца Некрасова взять место исправника.(начальник полиции избираемый из дворянства) Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, таким образом, много залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой. В 1832 году он поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Учился плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков).

Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Николай не выдержал вступительных экзаменов и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова.

Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в «Литературной Газете», сочинял сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки».

В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», Белинский ( литературный критик) близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума.Прочитав его стихи, он сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе.

Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд своих сборников, стал известным писателем.

Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел журнал «Современник».

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника). Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.

Таким образом, в ходе своей работы я выяснил, что судьба закалила поэта, Н.А.Некрасов был первым, кто заговорил о тяжелой участи рабочих, голоде, о детях-рабах на фабриках и заводах. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. О непосильном труде простых людей рассказывает стихотворение «Железная дорога», которое мы прочитали дома.


Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»

Урок 33. Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.

Урок 34. Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога: картины подневольного труда. Величие народа-созидателя, сочетание реальности и фантастики, особенности поэтических интонаций.

Концепция: показать, что настоящим строителем железной дороги являлся не граф Клейнмихель, а многострадальный русский народ.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи:

- продолжить знакомство с биографией Н.А.Некрасова;
- проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»; - настроить учащихся на восприятие нового произведения;
- формировать навыки анализа лирического произведения; -дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о роли пейзажа в художественном произведении; -совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.


Развивающие задачи:

-развивать умения и навыки анализа лирического стихотворения, речь учащихся - развивать навыки самостоятельной работы - развивать чувство слова
- развивать мышление
- развивать внимание

Воспитательные:

- воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу. - воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный


Формы: коллективная и индивидуальная


Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальное сообщение, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Наглядность: 1 – ученическая презентация (проект «Жизнь поэта Н. А. Некрасова»); 2- презентация учителя – «Заочная экскурсия по некрасовским местам»

Предварительные задания:

-подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" (индивидуальное задание); -познакомиться с материалами учебника о биографии поэта; -познакомиться со стихотворением «Железная дорога», выписав в тетрадь толкование непонятных слов; -подготовить выразительное чтение 1 части стихотворения; -подготовить защиту проекта «Жизнь поэта Н. А. Некрасова».

Структура урока:

1 этап - организационный

- приветствие

- проверка готовности к уроку

- организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

- проверка домашнего задания

- актуализация ранее полученных знаний

- постановка учебной цели.

3 этап - обучающий

- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач.

 

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту. Изучая творчество Н.А.Некрасова, вы познакомились уже с многими произведениями поэта. Вспомните их..( «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др.) Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда.

3. Защита проекта «Жизнь НА Некрасова»

4. Заочная экскурсия по Некрасовским местам

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

- Вначале я бы хотела взять у вас интервью: - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
- Почему вам было грустно? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство) Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

Словарная работа

ядрёный - свежий, здоровый

кочи - кочки

обаяние - незнание правды, неведение

- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)

лопата - заступ

подрядчик - лицо, нанявшее рабочих

лабаз - помещение для хранения муки или зерна;

лабазник - торговец, владелец лабаза

присадистый - приземистый, плотный

недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.


6. Работа сэпиграфом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»? С эпиграфа.

 

- Что такое эпиграф?

(слайд)Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен? -Что обычно в качестве эпиграфа? - А что у нас?

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне .Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной основе носили только генералы. А кучерский армячок – свидетельство генеральского “народолюбия”. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим демократическим отношением к простому мужику.

(слайд) Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения.

Стихотворение является откликом на разговор в вагоне. -Кто строил дорогу? Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор. Что же возмутило автора в ответе отца? - По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

7. Историческая справка «......Содержание стихотворения опровергает это мнение. На конкретных фактах автор показывает правду о строительстве дороги.» (слайд) 8. Анализ стихотворения

(слайд) - Что представляет собой 1 часть? (Осенний пейзаж. изображение осенней природы) Каким настроением он проникнут? (Настроением бодрости, ясности, покоя. Поэт восхищается окружающим миром.) - Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа?

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный

Безобразье в природе

 

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным

-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы?

-Какой можно сделать вывод? Он любит свою Родину- Русь.

- Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.


(слайд)  Вывод: И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Отрадна картина осени, видится янтарная осень, слышится шорох листьев, чувствуется первый заморозок, узнается всюду родимая Русь. Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.


Ритм стихотворения так естественно сочетается с его содержанием, словно слышишь перестук колес: “та'-та-та, та'-та-та”.

Некрасов мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились раскатистые “р”, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…

А далее повторяются гласные “у”, “ю”, помогающие вообразить монотонное движение поезда, гул встречного ветра, паровозный гудок.

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою

- Давайте попробуем прочитать эту часть, передав великолепие природы. (Читают)
- Дайте оценку работе чтеца.
Ответить на вопрос (проблемные): Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? ):.(Красота и гармония природы оказывается поводом поговорить о мире людей, в котором в отличие от природы всё строится на угнетении и подневольном труде.)

  • А есть ли слова , которые вас настораживают?

  • Какие? Прочитайте их. («Нет безобразья в природе»)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть - Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. На следующем уроке отправимся и мы в путешествие по железной дороге с героями нашего произведения и послушаем поэта - рассказчика, который стремится показать правду умному Ване.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание (слайд)  Инструктаж: подготовить выразительное чтение 2 -4 частей стихотворения; ответить на вопрос : какая из частей наиболее трагична?


Просмотр содержимого документа
«экскурсия»

"Всему начало здесь, в краю моем родимом!"

Цель : познакомить учащихся с некрасовскими местами, связанными с Ярославским краем.
1 Творчество Николая Алексеевича Некрасова тесно связано с нашим краем. Жил Некрасов в основном в Петербурге. Чтобы отойти от напряженной работы и столичной суеты, поэт почти каждый год уезжал то в Грешнево, то в Карабиху. Там он отдыхал, охотился, писал стихи.
Грешнёво

2 Выйдя в отставку, Алексей Сергеевич Некрасов, вместе с семьей поселился в родовом имении Грешнево.
«Если переехать в Ярославле Волгу и пройти прямо через Тверицы, то очутимся на столбовом почтовом тракте, - писал Некрасов в автобиографии. - Проехав 19 верст по песчаному грунту, где справа и слева лесок, песок, мелкий кустарник и вереск . . . увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: „Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых". Проехав длинную бревенчатую деревню, увидишь садовый деревянный забор, начинающийся от последней деревенской избы и из-за которого выглядывают высокие деревья: это барский сад. Тотчас за садом большой серый неуклюжий дом».
3 Детские и юношеские годы поэта прошли в этом доме. За ним, в глубине сада, располагались хозяйственные постройки, в самом конце стоял небольшой двухэтажный флигелек - так называемая музыкантская. Здесь жили музыканты Алексея Сергеевича. За усадьбой, на опушке Качалова леска, была псарня. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским 4 друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке, на Волгу.. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество

Когда Николай Алексеевич уже взрослым приезжал в родные места, он встречался со сверстниками, ходил с ними на охоту, ночуя в окрестных селах и деревнях.
В живом общении с народом, вдали от шумного Петербурга, поэт стряхивал с себя усталость и заботы. Приезжая в Грешнево, Некрасов обычно один-два дня проводил 5 дома, а затем отправлялся на охоту и пропадал по неделе и больше. Из охотничьих странствий поэт привозил материалы для стихов и поэм. Многие произведения основаны на 'действительных происшествиях, о которых Некрасов узнавал от крестьян. Поэт очень любил родную усадьбу, однако, когда отец в 1861 году предложил поэту навсегда обосноваться в Грешневе, он отказался.

в 1864 году, господский дом в Грешневе сгорел по неосторожности сторожа.

6 От грешневской усадьбы Некрасовых сохранилось только одно здание — «музыкантская», в котором по преданию проживали крепостные музыканты. При Некрасовых это была одноэтажная каменная постройка, сооруженная в середине XIX веке. В 1870-х здесь размещался трактир «Раздолье», Титов надстроил второй деревянный этаж. В таком виде здание дошло до сегодняшнего дня. До 2001 года в здании была расположена экспозиция музея, рассказывающая о ярославском имении Некрасовых.

Неподалеку от «музыкантской» сохранился усадебный пруд, липовые аллеи и кедр, посаженные во второй половине XIX века.

В саду можно увидеть несколько очень старых лип, посаженных, как гласит семейное предание, еще матерью поэта. На месте барского дома возвышается двухэтажная школа И учатся в ней потомки тех самых крестьянских ребятишек, которых так любил поэт.

7Здесь им были созданы поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В последний раз Некрасов посетил Карабиху в 1875 г. В этот приезд он навестил могилу матери в Аббакумцеве, осмотрел основанную им школу. Побывал в Грешневе, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир. Больше Некрасов сюда уже не возвращался.

Некрасову давно хотелось иметь свой уголок для отдыха и охоты. В апреле 1861 года он писал отцу и просил его разузнать о продаже какой-либо усадьбы. Поэт собирался шесть-семь месяцев в году проводить в деревне и работать там. Вскоре он приобрел имение Карабиха, расположенное в 15 верстах от Ярославля, неподалеку от теперешнего Московского шоссе. Усадьба, купленная поэтом у наследников князя Голицына, стояла на высоком холме, с которого хорошо были видны окрестности. Мечта поэта проводить шесть-семь месяцев в деревне не сбылась: не позволяли дела, связанные с изданием „Современника". Но на полтора-два месяца Некрасов приезжал в Карабиху почти каждый год. С 1862 по 1875 год он побывал в Карабихе десять раз и прожил здесь в общей сложности около двух с половиной лет.

8 В Карабихе жил младший брат поэта Федор Алексеевич, жена которого, Наталья Павловна, оставила интересные воспоминания. «После обеда мы уходили в парк, - вспоминала Наталья Павловна, - гуляли по его аллеям, спускались к пруду или на родник, питавший его, где широкая прозрачная струя холодной воды, вытекая с горы, невидимо откуда, попадала в желоб и оттуда каскадом, с шумом и брызгами, падала на землю и ручьем по песку и камням устремлялась в пруд. Из пруда по другому ручью вода бежала в речку Которосль - приток Волги. В самую жаркую пору у родника было прохладно, Под вековыми деревьями стояла скамейка, на которой поэт любил посидеть и выкурить сигару". В Карабихе поэт не только отдыхал и ходил на охоту, но и много трудился. Здесь Некрасов создал поэмы „Мороз, Красный нос", „Русские женщины", „Дедушка", стихотворения „Калистрат", „Орина, мать солдатская", „Возвращение" . . . Здесь же Николай Алексеевич работал над поэмой „Кому на Руси жить хорошо".

9 Когда поэт садился писать, в Карабихе, как вспоминала Наталья Павловна, воцарялась особая атмосфера. „Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату и сказал: „Пойдем в парк под кедр, я буду вам читать „Русские женщины": я написал конец". Мы пошли, и поэт своим немного глухим голосом прочел нам всю поэму. Мы слушали с затаенным дыханием и не могли удержаться от слез. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по их взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив". Последний раз Некрасов приезжал в Карабиху в 1875 году

10-13 Карабихский музей-усадьба Н. А. Некрасова привлекает к себе множество туристов не только со всех концов России, но и из-за рубежа. Посетители ходят медленно, разговаривают шепотом. Отсюда уходят с особым чувством личной приобщенности к жизни поэта. Здесь все - и конторка с начатой рукописью, и портреты, и безделушки на письменном столе в кабинете Николая Алексеевича, и ружья, висящие на стене, и книги за стеклами старинных шкафов - создает впечатление, что поэт куда-то вышел и вот-вот вернется.






Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Николай Алексеевич Некрасов 1821-1877

Николай Алексеевич

Некрасов

1821-1877

Цель: познакомиться с судьбой Н. А. Некрасова  и выяснить, повлияли ли факты биографии на его творчество

Цель: познакомиться с судьбой Н. А. Некрасова

и выяснить, повлияли ли факты биографии

на его творчество

О матери писал поэт в глубоко проникновенных стихотворениях «Родина»; «Рыцарь на час»; «Баюшки-баю»; «Затворница»;  в незаконченной поэме «Мать».

О матери писал поэт в глубоко проникновенных стихотворениях

«Родина»;

«Рыцарь на час»;

«Баюшки-баю»;

«Затворница»;

в незаконченной поэме «Мать».

Картины подневольного труда и жизни крепостных, тягостный труд бурлаков, тянущих гружёные баржи по Волге,- всё это запало в детскую душу Некрасова.  Товарищами его были дети крестьян, хотя отец запрещал ему водить знакомство с ними. Волга вблизи села Грешнево

Картины подневольного труда и жизни крепостных, тягостный труд бурлаков, тянущих гружёные баржи по Волге,- всё это запало в детскую душу Некрасова.

Товарищами его были дети крестьян, хотя отец запрещал ему водить знакомство с ними.

Волга вблизи села Грешнево

Ярославская гимназия

Ярославская гимназия

Воля и труд человека  Дивные дивы творят… Н.А.Некрасов Я поклялся не умереть на чердаке, я убивал в себе идеализм, я развивал в себе практическую сметку.  Из воспоминаний А.С.Суворина

Воля и труд человека

Дивные дивы творят…

Н.А.Некрасов

Я поклялся не умереть на чердаке, я убивал в себе идеализм, я развивал в себе практическую сметку.

Из воспоминаний А.С.Суворина

Встреча с В.Г.Белинским. В.Г.Белинский Редакция журнала «Современник» И.И.Панаев

Встреча с В.Г.Белинским.

В.Г.Белинский

Редакция журнала

«Современник»

И.И.Панаев

Я вижу все… А рано смерть идет, И жизни жаль мучительно. Я молод, Теперь поменьше мелочных забот, И реже в дверь мою стучится голод: Теперь бы мог я сделать что-нибудь. Но поздно…  «Последние песни». «Н.А.Некрасов в период «Последних песен»» И.Н.Крамской.

Я вижу все… А рано смерть идет,

И жизни жаль мучительно.

Я молод,

Теперь поменьше мелочных забот,

И реже в дверь мою стучится голод:

Теперь бы мог я сделать что-нибудь.

Но поздно…

«Последние песни».

«Н.А.Некрасов в период «Последних песен»» И.Н.Крамской.

И через века он с нами- Каждым словом, Необходимым сердцу и уму…  И. Смирнов Живи лишь в песне… Спасибо сердечное, Скажем тебе мы за доброе, вечное, Наш незабвенный поэт!..  Е.Нечаев

И через века он с нами-

Каждым словом,

Необходимым сердцу и уму…

И. Смирнов

Живи лишь в песне…

Спасибо сердечное,

Скажем тебе мы за доброе, вечное,

Наш незабвенный поэт!..

Е.Нечаев

Вывод: Н.А.Некрасов был первым, кто  заговорил о тяжелой участи рабочих,  голоде, о детях-рабах на фабриках и заводах. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени  присуща способность чувствовать чужое страдание,  боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую  жизнь народа и обличают крепостное право.

Вывод: Н.А.Некрасов был первым, кто

заговорил о тяжелой участи рабочих,

голоде, о детях-рабах на фабриках и заводах.

Некрасову как поэту и человеку в высшей степени

присуща способность чувствовать чужое страдание,

боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую

жизнь народа и обличают крепостное право.

Список использованной литературы:   Литература: Учеб. для 6 класса в 2-х ч. (1 ч.) / Коровина В.Я., Полухина В.П. – 14 изд. - М.: Просвещение, 2010. Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с. Электронные ресурсы:

Список использованной литературы:

  • Литература: Учеб. для 6 класса в 2-х ч. (1 ч.) / Коровина В.Я., Полухина В.П. – 14 изд. - М.: Просвещение, 2010.
  • Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.

Электронные ресурсы:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM . – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.
  • Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004.
  • http://www.nekrasov.ru
  • http://www.museum.ru
  • http://images.yandex.ru

Просмотр содержимого презентации
«экскурсия»

"Всему начало здесь,

в краю моем родимом!"

Заочная экскурсия по некрасовским местам

Грешнёвская земля Все рожь кругом, как степь живая,  Ни замков, ни морей, ни гор. . .  Спасибо, сторона родная,  За твой врачующий простор!   Н.А.Некрасов.

Грешнёвская земля

Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор. . . Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Н.А.Некрасов. "Родина"

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,  н о я нигде так сладко не дышал,  к ак в Грешневе…   Усадьба в Грешнёве Музыкантская в Грешнево(20-е годы)

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, н о я нигде так сладко не дышал, к ак в Грешневе…

Усадьба в Грешнёве

Музыкантская в Грешнево(20-е годы)

Речка Самарка около Грешнева

Речка Самарка около Грешнева

Охота, труд - жизнь правильно идет,  Устав писать - иду я на охоту,  Устав бродить, вновь сяду за работу . . .

Охота, труд - жизнь правильно идет, Устав писать - иду я на охоту, Устав бродить, вновь сяду за работу . . .

Бывшая музыкантская филиал Карабихского музея

Бывшая музыкантская

филиал Карабихского музея

Карабиха

Карабиха

Ручей Гремиха В парке

Ручей Гремиха

В парке

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата),  которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата),

которое автор помещает перед произведением,

чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является откликом на разговор в вагоне. Автор счёл нужным вмешаться в диалог и затем устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

Эпиграф играет роль повода

для написания стихотворения.

Стихотворение является откликом

на разговор в вагоне. Автор счёл нужным вмешаться в диалог и затем устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

«Ремонтные работы на железной дороге» К.А.Савиций Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.  «Железная дорога»

«Ремонтные работы на железной дороге» К.А.Савиций

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

«Железная дорога»

У Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой,  возникает настроение свежести, душевного подъема. Отрадна картина осени, видится янтарная осень, слышится шорох листьев, чувствуется первый заморозок, узнается всюду родимая Русь. Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя  на высокую думу о родине, о народе, о труде.

У Некрасова с первых строк чувствуется

очарованность осенней природой,

возникает настроение свежести,

душевного подъема.

Отрадна картина осени, видится янтарная осень,

слышится шорох листьев,

чувствуется первый заморозок,

узнается всюду родимая Русь.

Так еще ни слова не сказав о том,

кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя

на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение 2 -4 частей стихотворения. Ответить на вопрос : какая из частей наиболее трагична?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение

2 -4 частей стихотворения.

Ответить на вопрос :

какая из частей наиболее трагична?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!