Урок 33. Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. |
Урок 34. Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога: картины подневольного труда. Величие народа-созидателя, сочетание реальности и фантастики, особенности поэтических интонаций. |
Концепция: показать, что настоящим строителем железной дороги являлся не граф Клейнмихель, а многострадальный русский народ.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи:
- продолжить знакомство с биографией Н.А.Некрасова;
- проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»; - настроить учащихся на восприятие нового произведения;
- формировать навыки анализа лирического произведения; -дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о роли пейзажа в художественном произведении; -совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.
Развивающие задачи:
-развивать умения и навыки анализа лирического стихотворения, речь учащихся - развивать навыки самостоятельной работы - развивать чувство слова
- развивать мышление
- развивать внимание
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу. - воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методы: частично-поисковый и репродуктивный
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальное сообщение, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.
Наглядность: 1 – ученическая презентация (проект «Жизнь поэта Н. А. Некрасова»); 2- презентация учителя – «Заочная экскурсия по некрасовским местам»
Предварительные задания:
-подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" (индивидуальное задание); -познакомиться с материалами учебника о биографии поэта; -познакомиться со стихотворением «Железная дорога», выписав в тетрадь толкование непонятных слов; -подготовить выразительное чтение 1 части стихотворения; -подготовить защиту проекта «Жизнь поэта Н. А. Некрасова».
Структура урока:
1 этап - организационный
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- организация внимания
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.
- проверка домашнего задания
- актуализация ранее полученных знаний
- постановка учебной цели.
3 этап - обучающий
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.
4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту. Изучая творчество Н.А.Некрасова, вы познакомились уже с многими произведениями поэта. Вспомните их..( «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др.) Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда.
3. Защита проекта «Жизнь НА Некрасова»
4. Заочная экскурсия по Некрасовским местам
5. Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Вначале я бы хотела взять у вас интервью: - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
- Почему вам было грустно? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство) Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.
Словарная работа
ядрёный - свежий, здоровый
кочи - кочки
обаяние - незнание правды, неведение
- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)
лопата - заступ
подрядчик - лицо, нанявшее рабочих
лабаз - помещение для хранения муки или зерна;
лабазник - торговец, владелец лабаза
присадистый - приземистый, плотный
недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.
6. Работа сэпиграфом
- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»? С эпиграфа.
- Что такое эпиграф?
(слайд)Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Посмотрите на эпиграф Некрасова.
- Чем он необычен? -Что обычно в качестве эпиграфа? - А что у нас?
Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне .Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной основе носили только генералы. А кучерский армячок – свидетельство генеральского “народолюбия”. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим демократическим отношением к простому мужику.
(слайд) Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения.
Стихотворение является откликом на разговор в вагоне. -Кто строил дорогу? Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор. Что же возмутило автора в ответе отца? - По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.
7. Историческая справка «......Содержание стихотворения опровергает это мнение. На конкретных фактах автор показывает правду о строительстве дороги.» (слайд) 8. Анализ стихотворения
(слайд) - Что представляет собой 1 часть? (Осенний пейзаж. изображение осенней природы) Каким настроением он проникнут? (Настроением бодрости, ясности, покоя. Поэт восхищается окружающим миром.) - Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа?
Эпитеты – усталые силы
Студеная речка, морозные ночи
Ясные, тихие дни.
Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный
Безобразье в природе
Олицетворение - воздух бодрит
Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;
Листья, как ковер
Повтор - славная осень!
Инверсия – на речке студеной;
Лечу я; по рельсам чугунным
-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы?
-Какой можно сделать вывод? Он любит свою Родину- Русь.
- Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.
(слайд) Вывод: И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Отрадна картина осени, видится янтарная осень, слышится шорох листьев, чувствуется первый заморозок, узнается всюду родимая Русь. Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.
Ритм стихотворения так естественно сочетается с его содержанием, словно слышишь перестук колес: “та'-та-та, та'-та-та”.
Некрасов мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились раскатистые “р”, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
А далее повторяются гласные “у”, “ю”, помогающие вообразить монотонное движение поезда, гул встречного ветра, паровозный гудок.
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
- Давайте попробуем прочитать эту часть, передав великолепие природы. (Читают)
- Дайте оценку работе чтеца.
Ответить на вопрос (проблемные): Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? ):.(Красота и гармония природы оказывается поводом поговорить о мире людей, в котором в отличие от природы всё строится на угнетении и подневольном труде.)
- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть - Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. На следующем уроке отправимся и мы в путешествие по железной дороге с героями нашего произведения и послушаем поэта - рассказчика, который стремится показать правду умному Ване.
VI. Итоги урока.
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание (слайд) Инструктаж: подготовить выразительное чтение 2 -4 частей стихотворения; ответить на вопрос : какая из частей наиболее трагична?