СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Сын полка. Образ Вани Солнцева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сын полка. Образ Вани Солнцева"»

Тема: В. П. Катаев. «Сын полка». Образ Вани Солнцева. Война и дети.



Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: 1. Дать понятие героического характера.

2. Выявление черт характера главного героя, через анализ глав произведения В.П. Катаева «Сын полка».

3. Воспитание патриотизма, чувства долга и ответственности перед павшими сохранить историческую правду о священной войне.

Задачи:

-продолжить знакомство с произведением В.П. Катаева «Сын полка»;

-формировать умение анализировать текст, находить ответ в тексте (прогнозировать содержание, отвечать на вопросы по содержанию);

-учить представлять и интерпретировать образ и поступки героев, выделять черты их характера:

-учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;

-совершенствовать навык осознанного и выразительного чтения вслух и про себя;

-способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

-понимать главную мысль (тему) произведения и сюжет в целом;

-представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст;

-развивать учебные и читательские умения;

-отрабатывать навык чтения вслух, молча и по ролям.

Метапредметные:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной целью;

-уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Личностные:

-проявлять познавательный интерес и творческую активность.

Методы и приемы: буктрейлер, письмо от героя, работа в группах, графический кластер, карточка

Средства: текст художественного произведения В.П. Катаева «Сын Полка».

Ресурсы

Выставка книг, музыкальная композиция Слайды №1,2


Я родом не из детства – из войны.

Юлия Друнина





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь мысленно пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.





Приветствуют учителя, друг друга.



Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

-Ребята, вашим домашним заданием было подготовить краткий пересказ глав повести, а так же рисунки по теме «Дети войны» и «Великая победа».

Оформлена выставка рисунков по темам задания.

Просмотр буктрейлера по произведению В.П. Катаева «Сын полка».


Сменяют друг друга весны. Время неумолимо бежит вперед. Вот уже 79-ая весна, когда радостно поют птицы, земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, и наступает святой для нашего Отечества день – день Победы. Давайте оглянемся назад, в далекий 1941 год и постараемся представить, каким был первый день войны. А было воскресенье… 22 июня… Выходной… Обычный теплый летний день…


Звучит музыка, дети импровизируют мирную жизнь, затем раздается вой сирены, взрывы, начинается паника, звучит голос Левитана о начале Великой Отечественной войны, девочки становятся по краям, мальчики выстраиваются в 2 шеренги, надев пилотки, уходят на войну и все садятся на места. Дети, заранее подготовленные читают стихи о войне – 4 учащихся.






































-Какому событию посвящена данная постановка?

-О ком говорится в стихотворениях?

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством В.П. Катаева и прочитали его произведение «Сын полка». Слайд№3 Как же связано данное произведение с мальчиками – солдатами?

Предположите.

-Скажите, ребята, а как мы с вами, нынешнее поколение, узнаем о событиях той страшной войны.

Представлена выставка книг, посвященная детям, участникам Великой Отечественной войны. Слайды № 4,5

-Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Они очень старались. Они безумно хотели вернуться назад. Туда, где их ждали, туда, где о них молились. Но жестокая война смешала с землей, развеяла пеплом, разбросала по госпиталям, разлучила миллионы жизней. Детство целого поколения поглотила война…История военного сиротства для той поры была не просто злободневной, она была всенародной драмой. Тысячи детей, потерявшие родителей, бродили по дорогам войны, иногда они прибивались к воинским частям и становились маленькими солдатами. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги.Слайды№6,7

Представляют домашнее задание.
















Читают стихи.

1 ученик:

-Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами...

2 ученик:

-Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести...

3 ученик:

-Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

4 ученик:

-Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.





Великой Отечественной войне.

О мальчиках – воинах.

Высказывают предположения.




Из воспоминаний ветеранов, песен, книг, из телевизионных программ, художественных фильмов.

Смотрят на выставку книг, посвященную детям, участникам Великой Отечественной войны.


Формирование новых знаний и умений (постановка цели урока). Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Прием «Письмо от героя». Слайд№8










-Как вы думаете, о судьбе какого мальчика хочет узнать автор письма?

-Сегодня на уроке мы поговорим о нем. Слайд№9

-Какова тема урока?

-Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Они воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы, что закалило их характер.

-В произведении В.П. Катаева «Сын полка» скрыто много черт характера главного героя, которые помогли ему пройти все испытания, преподнесенные войной. Скажите, какую цель мы можем поставить перед собой на данный урок?

Физкульминутка.

Читает письмо. (1 учащийся)

На дорогах войны, однажды, у меня произошла встреча с одним мальчиком, лет 11-12 на вид. Это было у штаба, в лесу. Сначала мне он показался довольно подозрительным гражданином, уж очень много вопросов задавал. А когда узнал, что я солдат гвардейской кавалерии (хотя мне в ту пору было всего 14 лет), очень расстроился, потому что его артиллерийские разведчики не оставили у себя, а отправили в тыл. Как звали его, не успел спросить, но очень хочу узнать, что с ним произошло потом, и как сложилась его судьба.

Ефрейтор гвардейской кавалерии Вознесенский


-О Ване Солнцеве.



-Образ Вани Солнцева. Война и дети.











-Выявление черт характера главного героя, через анализ глав произведения В.П. Катаева «Сын полка»


Выполняют движения под песню «Дети войны».

Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации (конструктивные)

-Восстановите Информацию о мальчике от сержанта Егорова. (работа по карточке)


















-А теперь предлагаю вам отправиться в разведку группами с определенными заданиями, чтобы собрать необходимые сведения о характере и образе Вани Солнцева. При этом у каждой группы своё задание. Класс делится на две группы.
- Охарактеризуйте героя. Что должно включаться в характеристику? (портрет, речь, поступки, что говорят другие, авторское отношение) Слайды №10,11



Цель Вани – найти родных (выполнена), стать хорошим солдатом (еще нет) И хотя Ваня, надев гимнастерку с погонами, почувствовал «гордое сознание, что с этой минуты он уже не простой мальчик, а солдат Красной Армии», настоящим солдатом он еще не стал.












































- Образ Вани статичен? Или он меняется?

Покажите ступени, по которым Ваня поднимался, чтобы стать хорошим солдатом.

  1. Разведка. Почувствовал ужас, когда натолкнулся на немцев, даже закрыл голову руками, но поборол страх, справился с гневом, хотел кинуться на немцев, но сдержался, так как мог подвести разведчиков.

  2. Совершил ошибку, проявив самостоятельность, попался, но на допросе ничего не сказал, вытерпел побои. На ошибках учатся.

  3. Попав к артиллеристам, старался замечать, как работают другие, выполнял отлично свои обязанности, понял, что удачный выстрел зависит от слаженной работы всего расчета.

  4. Спал на лафете, зажав в руке дистанционный ключ. Осознал, что война – тяжелые будни, а не геройство.

  5. В бою сам знал, что надо делать, не ждал приказа, самостоятельно отбил ключом крышку ящика, схватил патроны и побежал к орудию.

  6. Ни за что бы не ушел с поля боя, не оставил товарищей, если бы не приказ капитана Енакиева, который догадался об этом (в бою нет взрослых и детей – есть только бойцы).

  7. Беспрекословно повиновался приказу и отправился в суворовское училище, тем более что этого хотел капитан Енакиев.


-Как вы думаете, как повлияла война на характер Вани?











- Повлияла ли она на выбор профессии?

- Будет ли Ваня достойным воспитанником училища?


Дело известное, товарищ капитан,— сказал Егоров.

— Отец ………….. в первые дни войны.
Деревню ………. немцы. Мать ………... Бабка и маленькая сестрёнка …................ Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор.
Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом — чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года ………... Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами.

1- группа:

А) Портрет.

Худенькое горло, густые ресницы, синие глаза, светлые волосы. Пастушок. Почему пастушок? (соломенные взъерошенные волосы, синие глаза, босой, с холщовой торбой)

Ладный солдатик получился.

Что первое изменилось в Ване? Исчез страх в глазах.

2- группа:

Б) Речь.

Премного благодарны. Много вами доволен. Хороший харч. (крестьянская семья)

1- группа:

В) Как отзывались о нем разведчики?

(Смышленый, самостоятельный, хорошо ориентируется, шустрый, прирожденный разведчик, душа воинская, солнышко).

Что говорили артиллеристы?

(Толковый, стоящий, прирожденный наводчик).

Мнение автора? (Мы понимаем, что он любит Ваню).

Названные черты характера уже были у Вани Солнцева. Как они проявлялись в поступках? Что нового он приобрел?

2- группа:

Г) поступки.

1. старался есть не спеша (чувство собственного достоинства)

2. помыл за собой посуду (аккуратность, работящий, не белоручка)

3. сбежал от Биденко, т.к. хотел вернуться в новую семью.

Искал начальника, который может приказать капитану его оставить.

Встреча с мальчиком доказала, что это возможно (целеустремленность, настойчивость. Слово «приказ» для него ничего еще не значит).







Меняется





















(стал более ответственным, дисциплинированным, научился преодолевать свой страх, сдерживать себя, научился работать в команде, не упускать мелочи, чтобы освоить все тонкости военной науки, стал патриотом, т.к. думал уже не о мести за свою семью, а о судьбе страны. Это доказывает эпизод, когда Ваня выстрелил из орудия).


(Да. Осознал нужность и важность профессии военного).


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

При организации защиты работы групп, в ходе обсуждения составляется кластер «Ваня Солнцев» графически в виде солнца, каждый луч – это черта характера главного героя.

Выходят к доске, составляют солнце.




Информация о домашнем задании, инструктаж о его проведении

-Да, Ване Солнцеву посчастливилось остаться в живых. И у нас есть с вами возможность написать либо письмо, либо поздравительную открытку, но с поправкой, что сейчас это ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Солнцев. В своем письме выразите свои чувства от прочитанной повести, поделитесь с пожилым человеком своими переживаниями, которые вы испытывали во время чтения произведения, задайте главному герою вопросы, которые вас интересуют. Не забудьте про цитаты. Объем работы- 1 лист.

-Те, кто будут писать поздравительную открытку, найдите теплые слова - поздравления и пожелания. Слайд №12

Слушают.

Рефлексия (подведение итогов урока)

-В наше время проходят боевые действия, в которых задействованы солдаты Российской армии – отцы, старшие братья, дяди, защищающие рубежи нашей Родины, проявляющие героизм на полях сражений. Некоторые из них погибают, выполняя свой долг.

Любой вооружённый конфликт беспощаден к детям. Пулям, снарядам, ракетам и бомбам абсолютно безразлично кого убивать – стариков, женщин или детей. История Донбасса в этом смысле уникальна. Здесь практически вся территория – смертельно опасное для ребёнка место сражения. В Донецке появилась Аллея ангелов с именами погибших детей. 

-А сейчас я предлагаю вам продолжить предложения:

-Солдат России - это…

-Я понял, чтобы быть солдатом России…

-Я уважаю солдат России, потому что… Слайд №13

-Давайте же почтим минутой молчания всех солдат, которые воевали за светлое будущее своих потомков, чтобы мы с вами могли жить под мирным небом над головой.












Высказывают свои предположения.




Минута молчания.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!