"Степени сравнения прилагательных"
Цели урока: дать понятие о степенях сравнения прилагательных; показать синтаксическую роль прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени; формировать представление о синтаксической синонимии; развивать навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: знание степеней сравнения прилагательных, способов их образования, грамматических и синтаксических особенностей прилагательных в разных формах сравнительной и превосходной степени; умения различать сравнительную и превосходную степень сравнения прилагательных, образовывать простую и составную формы степеней сравнения, пользоваться в речи синтаксической синонимией, объяснять языковые явления, работать с тестами, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Пересказ описаний природы из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина.)
- Самоопределение к деятельности
Только что мы услышали пересказы описаний природы из произведений классиков нашей литературы. Удивительно, как словами передаются едва заметные изменения в природе, тончайшие чувства человека, как в нашем сознании возникают образы – картины природы, картины жизни.
Давайте рассмотрим одно из предложений.
(Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях.)
«Да где же это я?» - повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей.
- Из какого произведения взято это предложение?
- Дайте устную синтаксическую характеристику предложения.
- Подчеркните прилагательные как члены предложения.
- Объясните лексическое значение прилагательных. Укажите способ их образования.
- Обратите внимание на прилагательное умнейшая. Что вы можете сказать о нем?