Тема урока: Вода на Земле
Цель: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания обучающихся о воде;
- определить значение этих знаний в жизни человека;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, интерес изучению географии;
Основные термины и понятия, ключевые слова: свойства воды, гидросфера, круговорот воды, малый круговорот воды, большой круговорот воды
Оборудование: атлас, настенная карта полушарий, презентация, рисунки учебника,
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Комплекс использованных методов и приемов: интерактивная лекция, групповая дискуссия, практическая работа
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, настраивание на урок. Проверка готовности класса к уроку. Ребята, Вы пришли на самый интересный и самый загадочный урок - урок географии.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений обучающихся.
Предлагаю Вам отгадать тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку.
«С горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда - руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее …» (Вода)
- Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о воде.
Когда же на нашей планете появилась гидросфера? Ответы обучающихся
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Сообщение темы и задач урока.
Тема урока «Вода - на Земле». Запишите число и тему урока в тетрадях.
Всем живым организмам необходима вода. Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? (Ответы обучающихся. Беседа по ответам)
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть».
Антуан де Сент-Экзюпери
Ребята, а как вы думаете, много ли воды на нашей планете? (Кто считает - мало, кто считает - много. Кто прав? Вы все правы!)
Площадь всех океанов и морей составляет 71% поверхности Земли. На долю суши приходится 29%. Сколько океанов на нашей планете? Почему вода необходима для всех живых организмов?
ΙV. Изучение нового материала.
1. Свойства воды
Какие сведения о воде Вам уже известны? Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах баночки с водой.)
Посмотрите внимательно на воду.
Какая она? (Прозрачная, жидкая…)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.)
Имеет ли вода цвет? (Нет).
Бросим кусочек сахара в баночку, что происходит? (Сахар растворяется).
Бросим кусочек мела в баночку, что происходит? (Мел не растворяется).
Если переливать воду в другую баночку - она течёт. Подведём итог: вода какая?
Обучающиеся повторяют. Чтение текста учебника. Школа географа-следователя. Изучение свойства воды
2. Гидросфера - водная оболочка Земли
Продолжим наш урок. Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли? (Ответы обучающихся. Беседа по ответам)
Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана. Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый). Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.
Как мы узнали, большую часть нашей планеты - 79 % - занимает вода, и даже если углубиться в толщу земной коры, то в трещинах и порах можно обнаружить воду. Кроме того, все известные на Земле минералы и живые организмы имеют в своем составе воду.
Велико значение воды в природе. Современные научные исследования воды дают возможность рассматривать се как уникальное вещество. Она участвует во всех физико-географических, биологических, геохимических и геофизических процессах, происходящих на Земле, является движущей силой многих глобальных процессов на планете.
3. Мировой круговорот воды
Ребята, Вы когда-нибудь задумывались: «Почему реки все время текут, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?» (Ответы обучающихся. Беседа по ответам)
Вода вызвала на Земле такое явление, как круговорот воды - замкнутый, непрерывный процесс перемещения воды, охватывающий все важнейшие оболочки Земли. Движущей силой круговорота воды служит солнечная энергия, вызывающая испарение воды (с океанов в 6,6 раза больше, чем с суши). Поступившая в атмосферу вода переносится воздушными течениями в горизонтальном направлении, конденсируется и под действием силы тяжести падает на Землю в форме осадков. Одна часть их через реки поступает в озера и океан, а другая - идет на увлажнение почвы и пополнение подземных вод, которые принимают участие в питании рек, озер и морей.
В годовой круговорот вовлечено 525,1 тыс.км³ воды. В среднем за год на нашей планете в среднем выпадает около 1030мм осадков и примерно столько же испаряется (в объемных единицах 525 000 км³).
Равенство между количеством воды, поступающим на поверхность Земли с осадками, и количеством воды, испаряющей с поверхности Мирового океана и суши, за одинаковый период времени называется водным балансом нашей планеты.
V. Закрепление изученного материала
1. Школа географа-следователя. Три состояния воды.
2. Ответить на вопросы:
- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
- Как вода попадает в атмосферу?
- Каким образом вода снова попадает на сушу?
- Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?
VΙ. Подведение итогов урока.
В ходе изучения новой темы мы расширили свои знания о воде, познакомились с мировым круговоротом воды, свойствами воды, узнали и научились бережному отношению к воде и уметь экономить ее.
Огромно значение воды и в хозяйственной деятельности. Невозможно перечислить все сферы деятельности человека, в которых используется вода: бытовое и промышленное водоснабжение, орошение, получение электроэнергии и многие другие.
Исходя из того, что еще совсем недавно люди были уверены, что запасов воды хватит навсегда. Но на самом деле в связи со стремительными темпами потребления количество воды резко сокращается, и ее качество также резко уменьшилось. Поэтому одной из важнейших проблем на сегодняшний день является организация рационального использования вод и их охрана.
Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне …
Меня особенно удивило то, что …
До начала урока я думал, что …, а сейчас знаю ...
Было бы хорошо, если бы …
Оценивание деятельности обучающихся.
VΙΙ. Домашнее задание. Изучить §15, ответить на 2-3 вопросы и выполнить задание 1. Подготовить сообщения о загрязнении воды.