Негосударственное образовательное учреждение
«Католическая гимназия г. Томска»
Разработка внеклассного мероприятия
«Осенние явления в жизни растений»
Разработали:
Дульзон Е. В. – учитель биологии
Веригина О.П. - учитель химии
Потаенко Н.И. - учитель географии
Октябрь 2018
Интегрированный урок –экскурсия по географии, биологии, химии для учащихся 6-8 классов
Осенние явления в жизни растений
Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся при формировании общих представлений об осенних явлениях в жизни растений; формировать более точное и образное представление об общей картине мира, установить связи с ранее усвоенными знаниями и умениями о природных явлениях, бережном отношении к природе.
Задачи.
Обучающие:
Обеспечить в ходе урока усвоение общих представлений об осенних явлениях в жизни растений, используя межпредметные знания.
Развивающие:
Создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы при работе с природным материалом.
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Формировать личностную позицию о важности естественнонаучных познаний.
Формировать заботливого хозяина Земли, воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Способствовать формированию компетенций саморазвития и самообразования
Формировать умения учиться, постоянно пополнять объем знаний.
Познавательные УУД
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять их причины и следствия.
Развивать логическое мышление.
Находить необходимую информацию, используя окружающие растения.
Формировать навыков практического применения и систематизации знаний.
Коммуникативные УУД
Уметь отстаивать свою точку зрения.
Уметь принимать позицию другого.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные результаты:
Расширить знания по вопросам разнообразия растительного мира.
Выявлять и объяснять причины изменений в осенней жизнедеятельности растений.
Формировать умение понимать смысл естественно - научных терминов.
Оборудование
1.Таблицы с формулами пигментов.
2.Колбы, спиртовка, тертмос. спирт- ддя получения хлорофилла.
3. Садовая лопатка (для извлечения корней растений)
Форма урока: урок – экскурсия.
Ход урока
Организационный момент
Блок биологии
Я снова с осенью встречаюсь,
К лицу ей бархатный наряд.
Я каждый год в нее влюбляюсь,
Я каждый год быть с нею рад.
Рашид Алибеков
Ребята! Посмотрите вокруг. Нас окружают деревья, травы, цветы. Осенью они особенно красивы. Мы восхищаемся буйством осенних красок. Сегодня мы поговорим с вами о том, что происходит с растениями осенью, откуда вдруг появляется такое буйство красок и почему после «переодевания» растения сбрасывают листву.
Но сначала давайте ответим на ряд вопросов:
Какие живые организмы мы называем растениями?
Как называется раздел биологии изучающий растения?
Посмотрите вокруг, к каким отделам относятся окружающие нас растения?
- Голосеменные- сосна сибирская (кедровая),- Моховидные, -Покрытосеменные (Цветковые)
Сегодня мы подробнее поговорим о покрытосеменных растениях.
Назовите основные признаки отдела Покрытосеменных.
А какие жизненные формы1 Покрытосеменных растений мы с вами видим вокруг нас? - Деревья, кустарники, травы.
У каждого вида растения своя продолжительность жизни. На какие группы делятся растения по продолжительности жизни? Посмотрите вокруг. Приведите примеры.
- Многолетние (клен, шиповник, пырей ползучий),-Двулетние (лопух),- Однолетние
Все цветковые растения состоят из органов. Давайте осторожно выкопаем одно растение. Рассмотрим его и вспомним, из каких органов оно состоит:
- побег (стебель с расположенными на нем листьями и почками, цветок, плод, корень).
Уделим особое внимание листьям. Рассмотрим лист дуба и шиповника. Сравним их.
- лист дуба простой, черешковый
- лист шиповника: сложный, непарноперистый.
Рассмотрим и сравним лист дуба и березы. Обращаем внимание на форму и край листовой пластинки.
Скажите какую функцию выполняют листья?
- ответы детей о функциях листа.
Листья выполняют очень важную функцию: обеспечение растения питательными веществами.
Осень. С деревьев облетают листья. И скоро начнется настоящий парад разноцветных листьев- листопад.
А теперь подумаем над вопросами:
Что такое листопад?
Почему листопад начинается осенью?
Что является причиной листопада?
Чтобы ответить на эти вопросы, выясним, представляет ли листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья.
Задача. Если мы летом пересадим в горшок с землей молодую березку и поставим ее в комнате или оранжерее, сохранит ли она осенью свой зеленый наряд?
- Нет. Листья неизбежно пожелтеют и облетят.
Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с циклом зимнего покоя входит в сам цикл развития растения.
Есть и другой способ убедиться в том, что листопад- процесс биологический. В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую листовую подушечку.
Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющегося (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отслаиваются друг от друга. К началу листопада связь между ними нарушается, и лист остается висеть на дереве благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Однако наступает момент, когда нарушается и эта связь. Часто для этого достаточно легкого ветерка. Попробуйте прикоснуться к листьям. Вы почувствуете, как легко листья отделяются от веток.
Листопад- полезное приспособление растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий. Какая же польза от листопада?
Сообщение учащегося:
Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями. Это циклическое явление в жизни растений. Оно может быть связано с различными неблагоприятными условиями, кроме холодов и засухи. Например, это может свидетельствовать о механическом повреждении, поражении вирусной инфекцией или атмосферными токсинами. Таким образом, сбрасывание листвы - защитная реакция растения.
В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.
Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега.
Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом.
При наступлении неблагоприятных условий в основании листа происходит формирование пробки. Она препятствует поступлению воды в лист. Фотосинтез становится невозможен, вследствие чего хлорофилл разрушается. Пробковая ткань, расположенная в основании листовой пластинки, делает это место хрупким. Даже небольшой ветер может заставить черешок оторваться от стебля.
Такой биологический процесс появился у растений и закрепился в процессе эволюции в определенных климатических условиях. А какие это условия мы поговорим во второй части урока.
Блок географии
Сообщение ученика:
Умеренный климатический пояс
Наша страна самая большая по площади и имеет огромную протяженность с севера на юг и с запада на восток, поэтому она расположена в нескольких климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом.
Но 80% территории России занимает умеренный климатический пояс, который находится в зоне действия западных ветров, приносящих воздушные массы с Атлантического океана. Умеренная воздушная масса характеризуется повышенной влажностью и низким атмосферным давлением. Температура воздуха всегда меняется в зависимости от сезона, а потому времена года в умеренном поясе четко выражены: зима снежная и морозная, весна — яркая и зеленая, лето — знойное и жаркое, а осень — золотая с проливными дождями и ветрами.
На территории России выделяют несколько типов климата умеренного пояса. Мы живем в континентальном климате, характерном для большей части Западной Сибири. Большая удаленность от Атлантического океана и барьер в виде Уральских гор, ослабевают влияние Атлантики. Это отражается на уменьшении годового количества осадков по сравнению с европейской частью России в 2-3 раза, что составляет 400 мм. Равнинный рельеф не препятствует проникновению арктического воздуха далеко на юг Западной Сибири. Поэтому зимы здесь очень холодные. Средняя. температура января составляет 20-24 С . Лето же довольно теплое, средняя температура июля 20- 24°С,
Это оказывает существенное влияние на растительность нашей местности.
Блок химии
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
…
И. Бунин
Свой сочный зеленый цвет листья имеют благодаря пигменту хлорофиллу2. Хлорофилл – это вещество, которое поглощает солнечный свет и, с помощью воды и углекислого газа, вырабатывает для растений полезные органические вещества. Или, как говорится, превращает неорганические вещества в органические.
Как называется этот процесс? (Фотосинтез3)
Именно в результате процесса фотосинтеза растения выделяют кислород, насыщая им воздух которым мы дышим!
Итак, летом листья зеленые благодаря хлорофиллу. А поскольку он преобладает в растениях, то и цвет зависит от него. И можно провести прямую зависимость между цветом листвы и количеством хлорофилла.
Но это еще не все. Хотя максимум непрерывного спектра солнечного излучения расположен в «зелёной» области 550 нм (где находится и максимум чувствительности глаза), поглощается хлорофиллом преимущественно синий, частично — красный свет из солнечного спектра. Это и есть та самая причина, почему мы видим листья зеленого цвета.
Готовясь к наступлению зимы, растения замедляют производство нового хлорофилла, его становится меньше, и мы начинаем видеть другие пигменты — жёлтые и красные, они там были с самого начала, но были замаскированы более сильным отражающим зеленый цвет веществом – хлорофиллом.
Опыт: Зеленый листок помещаем в толстостенный сосуд и заливаем небольшим количеством этилового спирта. После этого помещаем стеклянный сосуд с ингредиентами в водяную баню, в пламя спиртовки или в горячую воду. Через некоторое время жидкость начнет зеленеть — это выделяется хлорофилл. После того как получение хлорофилла закончено, осторожно вытащите листья. Они обесцветились, т.е. весь пигмент, придающий окраску листьям, выделился.
Оказывается, человеческому организму тоже нравится хлорофилл, хотя он и может без него обходиться.
Для крови Достаточно заглянуть в популярное издание под названием «Энциклопедия натуральной медицины», чтобы прочесть там следующее:
«Жидкий хлорофилл способствует увеличению качества и количества красных кровяных клеток (эритроцитов), поскольку его химическая формула родственна гемоглобину.
Основное различие проявляется в центральном атоме молекулы. У гемоглобина это железо, у хлорофилла – магний. В результате улучшается транспортировка кислорода к клеткам и тканям человеческого тела».
Антиоксидантное действие Наш сегодняшний объект изучения является мощным антиоксидантом. Согласно «Энциклопедии фитотерапии» прием жидкого хлорофилла снижает риск развития некоторых видов рака, а также замедляет воспалительные процессы в организме. Это позволяет использовать данную добавку не только в качестве профилактического средства от рака, но также как лекарство от артрита и воспаления миндалин, он помогает защитить организм от опасных токсинов и шлаков.
Особо следует отметить способность его молекул связывать молекулы, препятствуя их вредному воздействию на клетки.
К числу канцерогенов, с которыми успешно борется хлорофилл, относятся:
полициклические ароматические углеводороды, образуемые в результате неполного сгорания топлива;
гетероциклические амины, содержащиеся в приготовленных на гриле продуктах;
афлатоксины, вырабатываемые плесенью, живущей на продуктах питания.
Другие полезные свойства Жидкий хлорофилл также:
обладает способностью связывать и выводить токсичные тяжелые металлы из организма, например ртуть;
убивает микробы и тормозит рост новых микроорганизмов;
работает как дезодорирующее средство для пищеварительной системы;
убирает неприятный запах изо рта;
борется с чересчур резким запахом пота;
лечит герпес;
помогает справиться с болью при ревматоидном артрите;
показан при туберкулезе;
полезен при комплексном лечении доброкачественных заболеваний молочной железы.
Хлорофилл находит применение и как пищевая добавка (регистрационный номер в европейском реестре E140), однако при хранении в этанольном растворе, особенно в кислой среде, неустойчив, приобретает грязно-коричнево-зеленый оттенок, и не может использоваться как натуральный краситель. Нерастворимость нативного хлорофилла в воде также ограничивает его применение в качестве натурального пищевого красителя. Но хлорофилл вполне успешно используется в качестве натуральной замены синтетических красителей при изготовлении кондитерских изделий.
Чем обусловлен красный цвет листьев?
Пигмент, отвечающий за красный цвет в листке – это антоциан. Также он отвечает за синюю и фиолетовую окраску листьев, цветов и плодов. Антоциан, как и хлорофилл, поглощает определенные цветовые спектры. В данном случае, это зеленый цвет. Этот пигмент начинает появляться в листьях только после того, как начнет снижаться уровень хлорофилла.
Кстати, есть такие растения, которое не имеют зеленого окраса листьев или цветов. Это зависит от того, что в них отсутствует хлорофилл. А на его месте антоциан.
Какое вещество окрашивает листву в желтый?
Желтый цвет очень красивым бывает осенью, особенно в ясный и теплый день. Не зря еще осень называют золотой. Практически любое растение меняет свой окрас, начиная с желтого цвета. У одних это единственный цвет, а некоторое имеют его лишь как дополнительный.
Растениям желтый цвет дает пигмент ксантофилл.
Этот пигмент относится к группе каротиноидов. Ксантофиллы имеют жёлтую окраску различных оттенков, обусловленную характерным спектром поглощения с тремя более или менее выраженными пиками в фиолетово-синей области спектра. Находится во всех листьях и растениях. Находится в них постоянно. Просто хлорофилл как мы говорили преобладает над каротином, поэтому листья в основном зеленого цвета. А после его распада, начинают окрашиваться в другие краски.
Какое вещество окрашивает листву в оранжевый?
Оранжевый цвет также как желтый находится в листьях постоянно, просто его затмевает хлорофилл. И оранжевый цвет также начинает проявляться, когда разрушается тот самый хлорофилл. За оранжевый цвет отвечает такой пигмент, как керотин. Он тоже относится к классу каротиноидов, как и ксантофилл. Ведь эти цвета находятся на тонкой грани между собой.
Хотелось бы отметить, что морковь окрашивает именно этот пигмент. В ней его находится больше всего. Следовательно, за оранжевый цвет всех плодов и цветом отвечает именно этот пигмент. Ксантофиллы, как и другие каротиноиды, необходимы человеческому организму. Другим живым существам тоже. Поскольку они не могут его самостоятельно синтезировать, а могут получить лишь с едой.
Окрас листьев также зависит от породы самого растения. Каждый замечал, что у клена часто красноватые листья, а вот липа и береза всегда одеваются в золотистый цвет.
Непосредственно перед зимой, когда полностью разрушились все красящие пигменты, листья становятся коричневого цвета. В них уже не остается никаких питательных веществ, листья засыхают и опадают. На этом этапе становится видно клеточные стенки листьев.
Закрепление
Сегодня на уроке мы свами узнали, что многие осенние изменения, происходящие в растениях, зависят от климатических условий нашей местности. Все изменения в природе взаимосвязаны между собой и требуют от нас бережного отношения к окружающей среде. Мы с вами являемся частью природы и должны помнить, что мы в гостях у нее.
Что такое листопад?
Почему листопад начинается осенью?
Что является причиной листопада?
В каком климатическом поясе мы живем? Каковы его особенности?
Что такое фотосинтез?
Какие вещества окрашивают листья?
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Что было сложным?
С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание
Подготовить: рисунки, фотографии, поделки, стихи, отрывки или высказывания об осени, собственные стихи и сочинения для оформления выставки «Осенние явления в жизни растений».
Источники:
http://www.poleznenko.ru/xlorofill-poleznye-svojstva.html
https://heaclub.ru/kakoe-veshhestvo-okrashivaet-listvu-v-zelenyj-zheltyj-oranzhevyj-krasnyj-cvet-rastitelnye-pigmenty-pochemu-listya-menyayut-cvet-osenyu-listya-kakoj-gruppy-derevev-osenyu-krasneyut
https://www.popmech.ru/science/388902-pochemu-listya-menyayut-cvet-osenyu/
Биология: Введение в биологию. 5 класс: учебник / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - 158 с.: ил.
Биохимия растений / Г.-В. Хелдт; пер. с англ. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Домогацких Е.М. Физическая география России. М.»Русское слово», 2014г.
Евсеева Н.С. География Томской области. Изд-во ТГУ, 2001г.
Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6-7 классов.- М.: Просвещение, 1996.
Фотосинтез. Физиолого-экологические и биохимические аспекты / А.Т Мокроносов, В. Ф. Гавриленко, Т. В. Жигалова; под ред. И. П. Ермакова. — М. : «Академия», 2006.
Яковлева Г. П. Ботаника для учителя часть 1.- М.: Просвещение, 1996.-224с.
Яковлева Г. П. Ботаника для учителя часть 2.- М.: Просвещение, 1996.-336с.
Приложения
Жизненная форма — это внешний вид растения, который выработался под влиянием экологических факторов и наследственно закрепился. Это морфологическое строение растений, которое сложилось в процессе эволюции и отображает во внешнем виде приспособление их к условиям жизни.
Хлорофи́лл (от греч. χλωρός, «зелёный» и φύλλον, «лист») — зелёный пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет. При его участии происходит фотосинтез. По химическому строению хлорофиллы — магниевые комплексы различных тетрапирролов.
Фотоси́нтез (от др.-греч. φῶς — свет и σύνθεσις — соединение, складывание, связывание, синтез) — сложный химический процесс преобразования энергии света (в некоторых случаях инфракрасного излучения) в энергию химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов.