Воронцова Ю.Н.
Учитель истории
МКОУ НГО «Павдинская СОШ»
Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме «Путешествие в город Толерантность»
Вступление
Здравствуйте!
Что такое «Здравствуй?»
Лучшее из слов
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!»
– А для чего люди здороваются? – желают друг другу здоровья. Давайте еще раз поприветствуем, друг друга и пожелаем всем здоровья.
– В разных странах люди по разному приветствуют друг друга. Давайте поприветствуем друг друга как эскимосы или японцы, или тибетцы, и пожелаем друг другу здоровья. Как это делают в нашей стране?
Эскимосы, приветствуя друг друга, потирают свой нос о нос друга.
Японцы, делают поклоны.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык.
И я очень рада видеть вас – веселых, бодрых, здоровых.
А я хочу вам зачитать отрывок из любимой сказки многих детей. И Давайте вместе разберемся, о какой сказке идет речь.
Учитель читает:
«Что и говорить! Серый утенок и впрямь не был красавцем. Правда, он ел больше своих братьев и рос быстрее, чем они. А плавал хоть куда! Да что толку? С ним никто не хотел играть – такой он был неуклюжий и неловкий. И все над ним смеялись. Даже петух однажды клюнул его:
- Экий увалень! Ко-ко-ко!
А гуси зашипели:
- Ш…ш…што за птица такая? Не поймеш..ш..шь
И только мама-утка порой утешала его:
- Бедный мой сыночек! Почему ты не такой, как все?!»
Вы, конечно узнали, что это за сказка? О каком герое идет в ней речь?
вопрос:- Почему его все обижали и над ним смеялись? (ответы детей)
Посмотрите на доску и прочитайте ключевую фразу нашего занятия.
Слайд № 1 «Мы все такие разные, но мы вместе»
У. Ребята, а как вы понимаете слова: «Мы все такие разные, но мы вместе»? (Ответы детей)
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
- Встаньте ребята, которые любят спорт.
- А теперь – те, кто больше любит музыку, танцы, пение.
Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)
Слайд № 2. Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные.
Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим танцевать и есть конфеты, ездить на природу и гулять.
1. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Чтобы узнать волшебное слово, отражающее тему нашего занятия, надо отгадать ребус.
У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.
т о л е р а н т н о с т ь
41-40 15-13 33-30 20-16 17-12 12-6 3+4 2+6 7+2 5+5 5+6 8+4 10+3
Обсуждение понятия толерантность.
Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
2. Толерантность – это проявление………………………
независимо, дружбы, личности, от, сострадание, понимания, любви, другого, уважения, терпимости, человека, каких-либо отличий.
терпимости, дружбы, понимания, любви, сострадания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
3.Динамическая пауза.
Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
4.Работа к микрогруппах. А сейчас попробуем решить некоторые ситуации.
Ситуации.
• В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
• Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
• Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
• Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
5. Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
6. Игра. «Толерантны ли вы?»
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
• Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
• Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
• С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
• Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
• Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. 2. Ты идешь с ними гулять.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
7.Толерантность в мультфильмах
Хотите узнать, кто они?
1. Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд)
2. Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)
3. Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)
4. Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)
5. Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка)
Подведение итогов. Ребята, а я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаю лепестки со словами – сострадание, нетерпимость, милосердие, доброта, злость, чуткость, уважение, доверие, понимание, эгоизм, равнодушие, грубость, непонимание, а они выбирают те лепестки, которые подходят к цветку толерантности.)
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!
Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках! В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Использованные ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2011/09/07/stsenariy-meropriyatiya-puteshestvie-po-strane
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-v-klasse-s-prezentaciey-puteshestvie-v-gorod-tolerantnost-603020.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/fotler-svetlana-vladimirovna/strana-tolerantnost.html