СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия "Рубежи и пределы"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Рубежи и пределы"»

Рубежи и пределы

Изучение нового материала самостоятельно

У России, как и у любого государства, есть свои государственные границы. О них правительство тщательно договаривается с соседями. Границы утверждаются специальными договорами и бдительно охраняются пограничниками обеих сторон.
Из истории нам известно, что государственные границы России изменялись и в различные времена выглядели по-разному. Из-за ни вспыхивали и вспыхивают войны и конфликты.
Исторические рубежи и пределы не закрепляются договорами, они совпадают с представлениями народа о своей родной земле и не всегда совпадают с границами государства.
Материальное процветание России всегда было связано с духовными устремлениями и идеалами русского человека. Они нашли свое отражение в былинах, сказаниях, песнях, литературе и искусстве, передаются из поколения в поколение.


Образы северных рубежей


Пределы нашего Отечества - от моря до моря. Северным рубежом Отечества много столетий тому назад стало восприниматься Белое море. Оно было естественной преградой для наших предков, продвигавшимся на Север.
Море отделяло свою землю, освященную, от чужой, где обитают инородцы и иноверцы. Север населяли люди, которых звали Поморами. Они понимали, что жизнь на краю русской земли требует больших физических и духовных сил.
Холодное и непредсказуемое море представлялось русским людям чужой стихией, опасным пространством. Его нужно было сделать своим, обжитым. Этому содействовало устроение в 15 веке прп-ми Зосимой и Савватием островного Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, а затем другими подвижниками – еще нескольких обителей на берегу. Тем самым море включалось в круг своей православной культуры.
Особый смысл северным рубежам Отечества придавало основание в конце 16 века города Архангельска. Новый русский город носил имя архангела Михаила, которого православные считали покровителем русских князей и воинства. Мужественным и выносливым поморам он придавал новые силы.
Важно и другое – некоторые монастыри Беломорья были не только местом уединения и молитвы, но и мощными крепостями. Рядом с Архангельском также была возведена крепость. Так твердость духа подкреплялась могуществом воинским.
Подобно Соловецкому, духовным воином-богатырем стояли на рубежах Отечества другие православные обители. Среди них с 12 века славен Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, основанный Сергием и Германом. Он расположился на островах Ладожского озера. Сила его была не в мощи и неприступности стен, а в крепости веры и молитвы монастырской братии.
А духовным символом стал образ Тихвинской иконы Божией Матери.

Так произошло чудо – на рубежах Ооечества накапливались удивительная духовная сила, и сюда, в монастыри севергного порубежья, на Соловки и Валаам, шли паломники со всей России. И возвращались просветленные разумом, прозревшие сердцем и окрепшие духом.

Образы восточных рубежей


Восточные рубежи век от века уходили дальше и дальше от центральной России. Когда-то рубежом земли русской мыслился богатый сокровищами Камень (Уральские горы), затем священный Байкал, наконец «земля льда и пламени» - Камчатка. Озеро Байкал представлялось добравшимся до него людям бескрайним морем, краем земли. Оно действительно является одним из пяти крупнейших озер на Земле, к тому же невероятно глубоким. Холодные воды озера, которые даже в жаркие дни лета не бывают у берега теплее 15о, напоминали переселенцам о студеных морях России. А во время сильных ветров Байкал становился страшной «великой пучиной». Озеро окружено скалистыми берегами и непроходимой тайгой. Оно отличается неповторимой и суровой красотой. Выразительными гранитными берегами, скалистыми островами, вкусной и прозрачной водой.
Действительным краем земли русской суждено было стать Камчатке, земле огнедышащих вулканов, трескучих морозов и бьющих из-под земли гейзеров. Первыми ее увидели в 1648 году мореходы Федота Попова, сподвижники Семена Дежнева.


Русские мореходы и промышленники на дальневосточных рубежах основали поселения, укрепленные города, морские гавани. Среди них было немало мореходов из Тотьмы, Каргополя, Великого Устюга. Отсюда их корабли уходили к островам Тихого океана и далее к берегам Аляски. На Американском континенте в конце 18 века они построили укрепленные остроги, склады, гавани, верфи. Русские монахи-миссионеры строили школы, лечили и просвещали алеутов. Так родилась Русская Америка.
Охота на морского зверя и торговля стали основой хозяйства и определили самые восточные пределы Отечества, духовным символом которых стала Казанская икона Божией Матери.

Образ являлся чудотворным со времени своего явления (1579г.), почитание ее связано со страшными временами Смуты начала 17в. Она была послана князю Дмитрию Пожарскому из Казани. Перед решающим сражением за Москву в 1612г. ополченцы держали трехдневный пост и усиленно молились, а 24 октября освободили Москву от польских интервентов. После чего прошли Крестным ходом в Кремль, неся Казанскую икону. У лобного места они были встречены Крестным ходом, вышедшим из Кремля с Владимирской иконой Богородицы.
Через несколько лет на средства кн. Дмитрия Пожарского на красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда и была перенесена Казанская икона Божией Матери, и до сих пор на одной стороне Красной площади Москвы стоит памятник нижегородцу Козьме Минину и кн. Дмитрию Пожарскому, а на другой – Казанский собор.


Образы западных рубежей


В течение многих веков западным Рубежом Отечества признавался лесной, болотистый и озерный Смоленский край. Здесь заканчивалась Русь Великая и начиналась Русь Белая. А за нею лежали земли польские и литовские – мир католический, столетиями чужой и враждебный России. Оттуда не раз приходили на Русь захватчики. Это был рубеж беспокойный, обильно политый кровью.
Один из русских царей не случайно назвал Смоленский край «ожерельем», призванным охранять русскую землю. Почему «ожерельем»? потому, что так называли не только женское украшение, но и накладную часть рыцарских лат, защищавших шею. В боях и поединках стремились всегда нанести удар в шею – своего рода дорогу жизни, соединяющую тело и голову. Именно такой и была знаменитая Смоленская дорога, ведущая от западной границы прямо к «голове» – столице России.
Смоленск стал городом-крепостью, лучшей в России. Она была сооружена в конце 16 века. Руководил строительством русский зодчий Федор Конь. Город окружала стена до 15 метров высотой и длиной 5 км. Возвышались мощные башни. Трижды в самые тяжелые годы для Отечества здесь разворачивались великие битвы – в 1609 - 1611гг., в 1812 и 1941. И каждый раз защитники Смоленска творили чудеса героизма.
Издавна верили и в то, что западные рубежи Отечества находились под духовным покровительством Псково-Печерского монастыря и Смоленской иконы Божией Матери. В монастыре более пяти веков ни на один день не прерывается молитва о «богохранимой стране нашей».
К заступничеству же Смоленской иконы Божией Матери, по преданию являющейся первой чудотворной иконой, прибывшей на Русь из Византии еще в 12 веке, всегда с верой и надеждой прибегали наши предки в дни нашествий. Известно, что накануне Бородинского сражения Богоматерь Смоленскую (так нередко называют этот образ в народе) выносили на поле битвы и перед ней служились молебны.

Образы южных рубежей


Образы южных рубежей отечества в течение веков носили грозное название Дикого Поля. Чем это объяснить? Во-первых, тем, что южнее Оки простирались лесостепные и степные районы – Поле. А во-вторых, тем, что это поле было безлюдным – Диким. В этих плодородных землях с мягким климатом никто не чувствовал себя в безопасности. Дело в том, что южнее Дикого Поля веками обитали воины-степняки, которые совершали набеги, убивали население, грабили, уводили в плен. Поэтому, как бы ни было заманчиво для земледелия Дикое Поле, оно пустовало.

Государство уже с 15 века старалось включить эти земли в свою территорию и постепенно, отдельными островками стало размещать в Поле сторожевые стрелецкие заставы и небольшие города польской украйны, что означало – расположенные у края, на окраине поля. Стремились сюда смелые люди, пробовали селиться военными общинами. Знали: один в Поле не воин.
Так, в этих порубежных землях на берегах Дона и Волги, а затем и по Днепру,Яику (река Урал) стало формироваться вольное казачество.
У казаков сложился свой яркий уклад жизни. Он отличался от принятого в России. Они сами избирали своих атаманов, бесплатно пользовались угодьями, не платили налогов. Казак с детства приучался военному делу, был прекрасным наездником, владел оружием, воспитывал в себе выносливость и дисциплину. Великое войско Донское, Войско Запорожское и другие казачьи округа были надежным щитом Отечества.
На южных рубежах долгое время не было четко очерченной государственной границы. Казаки беспрепятственно вступали в общение с порубежными народами: татарами, турками, горцами, башкирами и др. нередко брали в жены их девушек. Даже во внешнем облике казаков могли проступать черты этих народов. Заимствовались некоторые обычаи, детали одежды, например, такие как у татар широкие шаровары, папахи, бурки и газыри – как у горцев. Но самое главное – язык, вера и присяга – неразрывно связывало их с отечеством, с Россией.
Духовной покровительницей южных рубежей стала Корсунская икона Божией Матери.
Когда-то Корсунская икона Божией Матери была принесена на нашу Русскую Землю благочестивой супругою князя Димитрия Донского святой Ефросинией.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!