СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разучивание партитуры с хоровым коллективом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разучивание партитуры с хоровым коллективом»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)













План-конспект хорового занятия в дополнительном образовании

на тему: «Вокально-хоровая работа в детском хоре на материале песни С.Трофимова «Колыбельная России»».


















Волгодонск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст обучающихся: 16-19 лет

Дата проведения:

Тема занятия: «Вокально-хоровая работа в детском хоре на материале песни С.Трофимова «Колыбельная России

Тип занятия: доминантный

Цель занятия: развитие вокально-хоровых навыков детей посредством вокальных, дикционных и артикуляционных упражнений, а также на материале песни С.Трофимова «Колыбельная России».

Задачи:
обучающие:
- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
развивающие:
- развитие вокально-хоровых навыков и умений (звукообразование, артикуляция, дикция), посредством вокальных упражнений и на материале песни С.Трофимова «Колыбельная России»
воспитательные:
- способствовать выработке внимательности, трудолюбия.

Планируемые результаты:
предметные:
- более развитый музыкальный слух при пении в хоре, чистое исполнение в унисон.
метапредметные:
- умение слушать не только себя, но и других, подстраиваться к правильному звуку.
личностные:
- положительное отношение к музыкальным занятиям;
- умение давать оценку результата собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Методы:
педагогические:
словесный (беседа), наглядно-зрительный (работа с партитурой), наглядно-слуховой (слушание пения педагога и других ребят), практический (исполнение вокально-хоровых упражнений и вокального произведения), здоровье-сберегающий.
специального музыкального образования:
метод прямого воздействия (показ педагогом вокально-хоровых упражнений),
метод музыкального обобщения (подведение итогов), метод эмоциональной драматургии (вступление – органично сочетающиеся формы работы – исполнение произведения всеми учащимися).

Методическое обеспечение:
-
Стулова Г.П., Теория и практика работы с детским хором М.: ВЛАДОС 2002;
- Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007. (вокальные упражнения)
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/17/metodicheskie-priemy-i-soderzhanie-raboty-na-vokalno-horovyh (методические приёмы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях)
Музыкальный репертуар:
- вокально-хоровые упражнения Е.В.Емельянова;
- «Колыбельная для России» С.Трофимова.

Оборудование и инвентарь:
- т
ехнические средства: компьютер, колонки, фортепиано.
- инвентарь: раздаточный материал, партитура.

Требования СанПиН к условиям и организации обучения:
Кабинет музыки оборудуется современной аудио/видео аппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материала. Кабинет должен соответствовать новым санитарно-эпидемиологическим требованиям (СаНПиН – 2010), инструкциям по охране труда и технике безопасности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ


Тема: «Вокально-хоровая работа в детском хоре на материале песни С. Трофимова «Колыбельная России»».
Цель: развитие вокально-хоровых навыков детей посредством вокальных, дикционных и артикуляционных упражнений, а также на материале песни С. Трофимова «Колыбельная России».
Оборудование: ноутбук, колонки, фортепиано, раздаточный материал, партитура.

Этап занятия

Содержание педагогического взаимодействия

Формы, методы работы

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Организационный этап

1.1. Приветствие детей;
1.2. Настрой на работу.

Приветствие педагога. Выполнение движений физминутки.

Групповая форма работы.
Словесный, наглядно-зрительный методы

-

-


2.Основной этап

2.1 Актуализация знаний;
2.2. Введение в тему занятия;
2.3. Показ, объяснение и пение вместе с детьми вокально-хоровых упражнений.
2.4.Артикуляционная гимнастика
2.5. Работа над песней:
- повторение партии 1 голоса, пропевание его на слог «лё»;
Форма контроля: пение по цепочке
Критерии оценки:
5 – чистое интонирование, гласные округленные, не расплывчатые;
4 – относительно чистое интонирование, согласные твердые, активные;
3 – фальшивое интонирование, нечеткая дикция.
- разучивание партии 2 голоса
Форма контроля: игра «Музыкальное эхо»
Критерии оценки:
5 – чистое интонирование;
4 – относительно чистое интонирование;
3 – нечистое, фальшивое интонирование.
- повторение партии 3 голоса.
2.6. Закрепление знаний и умений :
- пропевание песни 1 и 3 голосом;
- пропевание песни 1 и 2 голосом.
2.7. Итоговое исполнение песни всеми детьми
Форма контроля: наблюдение за коллективным исполнением
Критерии оценки:
5 - чистое интонирование, мягкая атака, округленные гласные;
4 – относительно чистое интонирование, придыхательная атака, активные согласные;
3 – фальшивое интонирование, твердая атака, нечеткая дикция.



Отвечают на вопросы педагога.


Исполнение вокально-хоровых упражнений.


Пропевание мелодии первого голоса на слог «лё»

Поют по цепочке












Поют мелодию второго голоса

Пропевают мелодию второго голоса «эхом»





Поют мелодию 3 голоса.


Поют 1 и 3 голоса.
Поют 1 и 2 голоса.

Исполняют песню.


Формы работы: групповая, парная.
.
Методы:
словесный, наглядно-зрительный), наглядно-слуховой, практический, здоровье-сберегающий.
метод прямого воздействия,
метод эмоциональной драматургии



Коммуникативные:
формирование доброжелательности, умения слышать и слушать товарища.

Регулятивные:
- умение выполнять поставленную задачу, действовать по плану.

Познавательные:
развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над музыкальным произведением.


предметные:
- более развитый музыкальный слух при пении в хоре, чистое исполнение в унисон.
метапредметные:
- умение слушать не только себя, но и других, подстраиваться к правильному звуку.
личностные:
- положительное отношение к музыкальным занятиям.


3.Подведение итогов (рефлексия)


3.2. Анализ и оценка успешности достижения цели:
- заполнение карты самоконтроля.



Заполняют карту самоконтроля.

Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы работы: словесный. метод музыкального обобщения


Личностные: формирование адекватной, позитивной самооценки.

личностные:
- умение давать оценку результата собственной музыкально-исполнительской деятельности






1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжела Евгеньевна и я продолжу у вас вести музыкальное занятие.
Но для начала, я предлагаю вам переключить внимание, сменить вид деятельности и немножечко размяться.

Давайте для этого встанем. На экране сейчас будут показывать и озвучивать движения, а мы с вами будем повторять.

Молодцы! Мы немного подвигались, а теперь присаживайтесь.

2.Основной этап
Скажите, вы любите петь? А что бы нам научиться красиво петь, необходимо работать над вокально-хоровыми навыками. Скажите кто то знает, какие это навыки? Дыхание, дикция, звукообразование, ансамбль, строй. (слайд)
Сегодня на занятии мы и поработаем над некоторыми вокально-хоровыми навыками.

Все мы знаем, что перед началом пения нам необходимо распеться. До этого вы уже немного распелись, а сейчас мы продолжим распеваться но с другими необходимыми нам задачами.

Итак, примите пожалуйста правильную певческую позицию при пении сидя. Скажите пожалуйста, а какая это правильная певческая позиция при пении сидя? (слайд) Певцу необходимо сидеть прямо, не сутулиться, руки можно положить на колени, ноги поставить ровно.

Первое упражнение, послушайте пожалуйста. Оно необходимо нам для развития подвижности голоса.

вариант 1

(с до мажора до ми мажора)

Петь нужно близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следите за светлым звуком.


Следующее упражнение направлено на развитие головного резонирования и выравнивание гласных. Послушайте.

нг

При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И.

Следующие упражнения направлены на развитие дикции и артикуляции. Кто может сказать, что это такое? Дикция – четкое произнесение звуков. Артикуляция – это работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков речи – гласных и согласных.

Исполняется на одной ноте, меняя согласные. Распев: Бра-брэ-бри-бро-бру. Послушайте.
Необходимо утрировать согласные.
Меняем согласную на пэ. Пра –прэ – при –про – пру.


Следующее упражнение. При выполнении этого упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов.



И последнее вокальное упражнение это «Бык-тупогуб».

Теперь разогреем мышцы лица, языка, губ для подготовки их к дальнейшей работе – пению.

Выполним артикуляционную гимнастику. Я буду говорить, какие действия вам необходимо выполнять и делать вместе с вами. И так, начнем.

1. Покусаем зубами кончик языка (4 раза)

2. Покусаем язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.

3. Упираемся языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

4. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.

5. Вытягиваем губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек). Повторяем 5 раз.

Молодцы, мы с вами поработали над такими вокально-хоровыми навыками как звуковедение, дикция и артикуляции.

А теперь, давайте вспомним, только что, вы разучили основную мелодию песни Колыбельная России «Сергея Трофимова»
А кто нибудь знает, что такое мелодия?
- это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.

Давайте вспомним партию первого голоса сразу под минусовку, но петь мы будем на гласную а, что бы выровнять все гласные.
Так как 3 голос уже знает свою партию, вы повторяете её про себя.

А теперь споём по цепочке по фразам со словами.. Начало фразы у вас отмечено цифрами в нотах, посмотрите пожалуйста. Петь будем парами, начиная с первой парты.
Фразу пропеваем мягко и не форсируем звукоизвлечение, но четко пропеваем теперь согласные звуки.
Не забывайте следить за высокой певческой позицией и направлением звука в резонаторы.

Хорошо, молодцы! Теперь мы переходим к разучиванию 2 голоса.

У нас есть ребята, которые уже знают 2 голос, они будут петь вместе со мной. А остальные внимательно слушают.
Настройка в тональности ми минор. И…

Сейчас мы все вместе споём 2 голос на слог «лё», и будем показывать движение мелодии рукой.
1 и 3 голос не отдыхает, а мысленно пропевает свой голос с активной, но беззвучной артикуляцией, что бы я по вашим губам смогла понять слова песни.

А теперь поиграем в такую игру как «Музыкальное эхо», все знают что такое эхо? Отлично!
Те ребята которые уже знают этот голос пропевают первую фразу, а остальные повторяют точно так же за ними? Готовы?

Молодцы! А теперь попробуем под минус.
А сейчас, попробуем соединить 1 и 2 голос.

3 голос мы уже знаем, поэтому давайте вспомним его под минус. У вторых задача та же, что и была у первых, мысленно пропеваем свой голос с активной, но беззвучной артикуляцией.

А теперь пробуем соединить 2 и 3 голос.
А теперь соединяем 1 и 3.
И пробуем спеть все вместе.

3. Заключительный этап (рефлексия)
На этом наше занятие подходит к концу. Мы с вами разучили все 3 голоса песни «Колыбельная для России» Сергея Трофимова, поработали над такими вокально-хоровыми навыками как звуковедение, дикция и артикуляция. Вы большие молодцы.

Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на этом занятии с помощью карты самооценки. У кого-нибудь есть плюсы в колонке «плохо»? Мы обязательно поработаем над этим на следующем занятии, а ты постарайся быть повнимательнее.
Всем спасибо за занятие!

https://disk.yandex.ru/d/EzzaijPgo6dSrQ

https://disk.yandex.ru/d/XZ162d9kugC4uw




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!