Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка были актуальны всегда. В школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается нарушение режима двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме. Исследования свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Статичное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия от недостаточной активности проявляется так же в сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Недостаточная двигательная активность на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может спровоцировать процесс ожирения.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы опорно-двигательного аппарата. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых и организованная физическая активность.
Двигательный режим школьника должен складываться в основном из утренней зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Только систематические занятия способны сформировать правильное представление о пользе двигательной активности для организма каждого учащегося.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» регулярных физических упражнений стремится к регулярному занятию ими.
Здоровье - это не только отсутствие болезни, это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Основная и важнейшая задача школы в области физического воспитания детей - формировать интерес к физкультуре и спорту, создать положительное отношение к регулярным занятиям различными видами физической активности!
Дартс, боулинг, настольный теннис, катание на коньках, бег на лыжах, плавание в бассейне или на открытых водоёмах….
Все эти перечисленные виды двигательной активности могут быть средством досуга, а, следовательно, способны помочь сформировать правильную здоровую привычку: «Физкультура – норма жизни».
Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие задачи:
• Формировать гармонично развитую личность учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активно приобщать к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями, в том числе, своим личным примером;
• Укреплять здоровье средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
• Обучать жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
• Развивать двигательные качества;
• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, нравственные и волевые качества;
• Формировать основы знаний о физической культуре и спорте;
• Создавать условия и содействовать к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию. Это позволяет вовлекать в активную деятельность на уроке не только «сильных», но и физически менее развитых, медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков, что имеет огромное значение в процессе социализации и поведения ребенка в коллективе. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого– победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка.
В своей работе я применяю личностно – ориентированное обучение. Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях – в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры проводятся на открытом воздухе. В январе-феврале дети ходят на лыжах. Уроки на свежем воздухе закаливают организм и повышают уровень общей физической подготовленности учащихся.
Мой девиз в работе: «Чтобы помочь стать ребёнку умным и рассудительным, необходимо помочь стать ему крепким и здоровым.»
Позиция Президента РФ В.В. Путина: «Результатом нашей работы должно стать осознание молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни…. Каждый должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех.»