Практическая работа «Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 класса»
Составила: учитель биологии МБОУ СШ №12 г. Нижневартовска Быкова С.С.
Общая характеристика
Предмет: биология, раздел генетика
Класс: 10
Цель: задача построена на основе материала курса биологии 10 класса для изучения сцепленного наследования признаков.
Действия учащихся: задача может быть использована обучающимися для самостоятельного получения знаний по теме либо контроля знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких, как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от рисунка к словесному описанию);
• работать с рисунком (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники: учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова
Сцепленное наследование
Проблема наследования генов, расположенных в одной паре гомологичных хромосом, решена Т.Морганом. В качестве объекта для генетических исследований была выбрана плодовая мушка дрозофила. Наличие у неё только четырёх пар хромосом и большого количества ярко выраженных альтернативных признаков обеспечило успешное решение поставленной задачи.
Сцепленное наследование – это наследование разных признаков, расположенных в одной хромосоме.
Для скрещивания были взяты две чистые линии дрозофил: одна – с серым телом и нормальными крыльями, другая – с чёрным телом и редуцированными крыльями. Результаты первого скрещивания подтвердили закон единообразия первого поколения (рисунок 1). Далее проводили скрещивание гибридов первого поколения – гетерозиготную самку с рецессивной гомозиготной особью самца (чёрное тело, редуцированные крылья) по двум парам признаков. Результаты на рисунке 2. Аллели разных видов разделились, появилось сочетание генов – рекомбинация.
Рисунок 1
Рисунок 2
Задание 1.
Почему в качестве объекта исследований была выбрана дрозофила?
Задание 2.
Как проявляется закон единообразия особей первого поколения (рисунок 1)?
А) все особи F1 одинаковы по одному признаку – длине крыльев
Б) все особи F1 одинаковы по одному признаку – окраске тела
В) все особи F1 одинаковы по обоим признакам
Задание 3.
Кроссинговер – обмен генами между гомологичными хромосомами в мейозе.
Используя рис.2, решите, какие гаметы во втором скрещивании кроссоверные, а какие – нет. Распределите ответы во второй строке:
1 – кроссоверные 2 – некроссоверные
Задание 4.
Сколько процентов особей с кроссоверными гаметами появилось в F2 (рисунок 2)?
Задание 5.
Какое значение имеет кроссинговер для организма? Для эволюции?
Ответы, критерии оценивания
Задание 1 |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений Контекст: глобальный Уровень сложности: базовый Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
Система оценивания: 1 балл | указано, что у мухи всего 4 пары хромосом, альтернативные признаки ярко выражены, что удобно для исследований | 0 баллов | назван один из двух элементов ответа нет ответа | |
Задание 2 |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: повышенный Формат ответа: выбор одного правильного ответа Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
Система оценивания: 1 балл | Указан ответ В | 0 баллов | Указана любая другая буква Нет ответа | |
Задание 3 |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных для получения выводов Контекст: личный Уровень сложности: повышенный Формат ответа: распределение правильных ответов Объект оценки: анализировать, оценивать способ научного исследования данного вопроса |
Система оценивания: 2 балла | Указаны ответы 2112 только в таком порядке | 1 балл | Неверно указана одна цифра | 0 баллов | Неверно указаны две и более цифры нет ответа | |
Задание 4 |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Интерпретация данных для получения выводов Контекст: личный Уровень сложности: базовый Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: выдвигать объяснительные гипотезы, интерпретировать данные, сопоставлять и делать соответствующие выводы |
Система оценивания: 1 балл | указано, что % равен 17 | 0 баллов | Указана любая другая цифра Нет ответа | |
Задание 5 |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: понимание особенностей естественнонаучного исследования Контекст: глобальный Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления |
Система оценивания: 2 балла | Указан ответ: для организма - кроссинговер увеличивает число комбинаций генов в гаметах; для эволюции – источник появления новых признаков Нет биологических ошибок в иной, близкой по смыслу формулировке | 1 балл | Указан один из вариантов ответа Указаны оба варианта правильного ответа, но допущена одна биологическая ошибка или неточность | 0 баллов | Ответ не совпадает с образцом, искажает смысл правильного ответа, либо допущены 2 и более биологических ошибок Нет ответа | |
Умения:
Приобретение опыта использования методов биологической науки;
Научное объяснение явлений, включая применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений; использование и создание объяснительных моделей;
Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования, включая: распознавание и формулирование цели данного исследования; выдвижение объяснительных гипотез и предложение способов их проверки;
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов;
Овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы;
Определение понятий, создание обобщений, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных и по аналогии) и получение выводов.