СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фунциональной грамотности на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

сборник задач для развития читальской, математической и естественно научной грамотности на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Развитие фунциональной грамотности на уроках физики»

Приложение 1



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

(для 6-11 классов образовательных организаций)









2022

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Общая характеристика программы по профориентации «Билет в будущее»

Цели и задачи изучения курса по профориентации «Билет в будущее»

Место и роль курса по профориентации «Билет в будущее» во внеурочной деятельности

Содержание курса по профориентации «Билет в будущее»

Планируемые результаты освоения курса по профориентации «Билет в будущее»

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Тематическое планирование






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

Примерная программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее» (далее — Программа) составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее — ФГОС ООО), в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»), с учетом проекта Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 24.06.2022 г.), Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021 N АБ-33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (вместе с «Методическими рекомендациями о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»).

Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе материалов Всероссийского Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование». Оператором проекта выступает Фонд гуманитарных проектов (далее – Оператор).

Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного комплекса, в рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению содержательного досуга детей через организацию комплексной профориентационной деятельности. Рекомендовано в рамках внеурочной деятельности осуществлять мероприятия, направленные на создание и функционирование системы мер по ранней профориентации обучающихся 6-11 классов. Одним из вариантов реализации профориентационной работы в школе является участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее»

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.

Задачи:

  • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;

  • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;

  • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

  • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды.

  • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.


МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». [1]

Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию программы (педагогов-навигаторов). [2]

Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). Рекомендуемая учебная нагрузка – 24 часа (аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа), с учетом основной активности проекта в периоды: сентябрь – декабрь, март – апрель (ежегодно).

Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой, методическими рекомендациями о реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы «Билет в будущее», материалами Всероссийского проекта «Билет в будущее», доступными для ознакомления педагогам проекта, зарегистрированным на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.

Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне основного и среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:

Темы программы

Количество часов

1.

Профориентационные уроки «Увлекаюсь»

4

2.

Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя»

3

3.

Профориентационная выставка «Лаборатория будущего». «Узнаю рынок»

4

4.

Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»

6

5.

Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»

3

6.

Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»

4


1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)

Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).

Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным?

Тематический профориентационный уроки по классам (рекомендуется проводить после стартового урока):

6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе:

  • «ХОЧУ» — ваши интересы;

  • «МОГУ» — ваши способности;

  • «БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. 1

Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельностинапример, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях . Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений.

7 класс: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие.

Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование системного представления о мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование представлений о современных компетенциях, которые сегодня предъявляются к специалистам из различных отраслей.

8 класс: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На уроке раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования).

Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.

9 класс: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития.

10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности:

  • Естественно-научное направление.

  • Инженерно-техническое направление.

  • Информационно-технологическое направление.

  • Оборонно-спортивное направление.

  • Производственно-технологическое направление.

  • Социально-гуманитарное направление.

  • Финансово-экономическое направление.

  • Творческое направление.

Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора.

11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся к вопросам самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации в организации высшего образования (ВО, вузы) или в организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути.

2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)

Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.

Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:

  • методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.

Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.

  • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.

Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.

Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).

3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)

Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.

4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»

(6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)

Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации высшего образования), организаций дополнительного образования. Определение профессиональных проб. Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная.

5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»

(3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)

Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.

Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:

  • методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.

Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.

  • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.

Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.

Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).

6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»

(4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)

Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых результатов у обучающихся, а именно:

Личностные:

• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Метапредметные:

• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, рягулятивные);

• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.



Трудовые:

• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;

• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема, раздел курса

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Профориентационные уроки "Увлекаюсь"

Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).


Стартовый урок (открывает программу курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным?

Актуализация процессов профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны. Формирование представлений о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам из различных отраслей. Повышение познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной траектории развития.

Урок направлен на то, чтобы в интерактивной игровой форме познакомить учеников с тем, какие отрасли и профессии востребованы в России сегодня, какие открываются перспективы развития, какие навыки потребуются для эффективной реализации себя в профессиональной сфере, что важно сейчас и будет нужно, когда ребята окажутся на рынке труда. Сегодня Россия добивается больших успехов и рекордных значений во многих отраслях экономики. Самым важным во всех этих цифрах являемся мы – жители страны. Россия – это более 145 миллионов жителей и возможности, которые перед нами открываются. Эти данные очень тесно связаны с различными отраслями экономики и профессиональной деятельностью, а значит, и с возможностью себя реализовать.


Комплект методических материалов для проведения урока представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).



Тематический профориентационный урок для 6 класса (рекомендуется проводить после стартового урока): Тематическое содержание Урока построено на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе:

  • «ХОЧУ» — ваши интересы;

  • «МОГУ» — ваши способности;

  • «БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.

Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда вообще (формирование системного представления о мире профессий, например, как различные качества или навыки могут по-разному воплощаться в разных профессиях). Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы и развивать возможности. Поиск дополнительных занятий и увлечений.

Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в рамках которого обучающиеся дискутируют, смотрят видеоролики, выполняют практические задания.

В конце каждого блока обучающимся предлагается раздаточный материал (чек-лист) с рекомендациями (его можно использовать в качестве домашнего задания).

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

  • Как распознать свои интересы?

  • Какие способности могут пригодиться при освоении профессии, и как их развивать?

  • Какие бывают личностные качества, и почему они важны для выбора карьерного пути?

  • Как стать в будущем востребованным специалистом?

Комплект методических материалов для проведения урока представлен на платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).



Тематический профориентационный урок для 7 класса (рекомендуется проводить после стартового урока): В основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие. Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование системного представления о мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование представлений о современных компетенциях, которые сегодня предъявляются к специалистам из различных отраслей.

В уроке используются демонстрационные ролики, интерактивные форматы взаимодействия, дискуссии и обсуждения, рефлексивные упражнения и задания для самостоятельной работы.

В конце урока обучающиеся будут понимать:

  • знание каких предметов необходимо в тех или иных современных профессиях и отраслях;

  • какие профессии востребованы сегодня и станут востребованы в будущем;

  • зачем школа даёт широкий круг знаний и как их можно применить во взрослой профессиональной жизни;

  • какие шаги для выбора профессионального пути можно делать учащимся уже сейчас.


Комплект методических материалов для проведения урока представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).



Тематический профориентационный урок для 8 класса (рекомендуется проводить после стартового урока): урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На уроке раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.

Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в рамках которого обучающиеся обмениваются мнениями, смотрят видеоролики, выполняют практические задания.

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

  • Что такое профессия?

  • Насколько разнообразен мир профессий?

  • Какие существуют профессиональные направления?

  • Как выбрать соответствующий профессиональным запросам уровень образования?


Комплект методических материалов для проведения урока представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).



Тематический профориентационный урок для 9 класса (рекомендуется проводить после стартового урока): Формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития.

Урок для учащихся 9 классов рассказывает о видах образования, которые может выбрать выпускник 9 класса для построения своего персонального профессионального пути. Урок раскрывает преимущества обучения как в организациях высшего образования (вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО).

  • В ходе урока учащимся будут показаны примеры профессиональных направлений по линии ВО и линии СПО. Под профессиональным направлением понимается комплексное направление дальнейшей профессиональной деятельности выпускника.

  • В рамках урока для различных профессиональных направлений будут подобраны примеры профессий, которые можно получить в СПО и вузах. Во время подготовки к уроку педагоги получают доступ ко всем представленным профессиональным направлениям, однако для проведения одного Урока рекомендуется выбирать не более трёх согласно приоритетным интересам и направлениям обучения конкретных классов.

На уроке учащиеся смогут узнать на реальных примерах:

  • как стать специалистом того или иного направления;

  • как работает система получения профессионального образования;

  • о базовом наборе качеств и навыков, необходимых в той или иной образовательной траектории;

  • какие перспективы открывает любое направление после получения профессионального или высшего образования.


Комплект методических материалов для проведения урока представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).



Тематический профориентационный урок для 10 класса (рекомендуется проводить после стартового урока): В ходе урока обучающиеся получают подробную информацию со следующими направлениями профессиональной деятельности:

  • Естественно-научное направление.

  • Инженерно-техническое направление.

  • Информационно-технологическое направление.

  • Оборонно-спортивное направление.

  • Производственно-технологическое направление.

  • Социально-гуманитарное направление.

  • Финансово-экономическое направление.

  • Творческое направление.

Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представлений о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора.

Знакомство с направлениями осуществляется в формате видео-обзоров и интервью с состоявшимися представителями каждой из представленных сфер (профессионалов в области), которые поделятся актуальной информацией об отраслях и покажут, как можно добиться успеха. В рамках урока ученикам будут предложены задания и упражнения, позволяющие лучше понять интересующие их сферы. Урок завершается домашним заданием.


Комплект методических материалов для проведения урока представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).



Тематический профориентационный урок для 11 класса (рекомендуется проводить после стартового урока): Урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях.

Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся к вопросам самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации в организации высшего образования (ВО, вузы) или в организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути.

В уроке используются демонстрационные ролики, интерактивные форматы взаимодействия, дискуссии и обсуждения, рефлексивные упражнения и задания для самостоятельной работы.

Выпускники будут знать:

  • при любых результатах экзаменов, им откроются новые интересные перспективы;

  • специализация в течение жизни может меняться, люди имеют право учиться и перепрофилироваться всю жизнь;

  • есть эффективные способы справляться с волнением как перед экзаменами, так и непосредственно в момент сдачи.


Комплект методических материалов для проведения урока представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).

2.

Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя»

Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) помогает сформировать индивидуальную траекторию обучающегося в мероприятиях Проекта с учетом его профессиональных склонностей.

Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:

  • методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.

Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.

  • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.


Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.

Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.

Первая часть профориентационной онлайн-диагностики обучающихся в новом учебном году. Осуществляется для навигации по активностям проекта Билет в будущее. Обучающемуся будет предложены варианты диагностических методик на основании опыта предварительного участия в проекте, данный уровень определяется на платформе автоматически. Диагностика осуществляется в онлайн формате, предоставляется возможность проведения как в образовательной организации, так и в домашних условиях.

Варианты:
1. Онлайн диагностика «Мой выбор».
2. Онлайн диагностика «Моя готовность».

3. Онлайн диагностика «Мои таланты».


Результаты:

  • рекомендация по маршруту проекта «Билет в будущее»

  • видеозапись консультации по результатам профориентационной диагностики

  • рекомендации по обсуждению результатов тестирования с родственниками и специалистами.





3.

Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок»

Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.

  • Экскурсия на площадку исторических парков «Россия – моя история» (очно в 24 субъектах РФ, по предварительной записи на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/)

  • Знакомство с выставкой на базе образовательной организации в рамках отдельного урока с использованием специализированного мультимедийного контента выставки на интернет-платформе https://bvbinfo.ru.

Задачи выставки:

  • знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора;

  • вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;

помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться дальше.

4.

Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»

Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации высшего образования), организаций дополнительного образования.
Определение профессиональных проб. Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.
Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы.
Виды: базовая и ознакомительная.

Запись на участие в профессиональной пробе.

Участие в профессиональных пробах в онлайн формате.

Оценка участников своего опыта участия в профессиональных пробах.

Активность проводится на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных пользователей).

Участие в профессиональных пробах в онлайн формате на региональном уровне по согласованию с Оператором. Реализуется на вебинар-площадках, сервисах видеоконференций и т.п.

Участие в очных профессиональных пробах на региональном уровне по согласованию с Оператором. Реализуется на базе организаций-партнеров.

Результаты:

  • Формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.

  • Развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности обучающегося.

  • Готовность обучающегося к выбору профессии.

5.

Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»

Проведение повторной диагностики для рефлексии опыта, полученного по итогам профессиональных проб. Рекомендации по дальнейшим вариантам получения образования, а также перспективным отраслям и профессиям.

Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.

Вторая часть профориентационной онлайн диагностики. Осуществляется для подведения промежуточных итогов (рефлексии) с учетом участия обучающегося в мероприятиях профессионального выбора. Обучающемуся будет предложен набор диагностических методик на основании опыта предварительного участия в проекте, данный уровень определяется на платформе автоматически. Диагностика осуществляется в онлайн формате, предоставляется возможность проведения как в образовательной организации, так и в домашних условиях.

Варианты:

1. Онлайн диагностика «Мой выбор».

2. Онлайн диагностика «Моя готовность».

3. Онлайн диагностика «Мои таланты».

Результаты:

  • Рекомендация по построению образовательно-профессионального маршрута.

  • Рекомендации по развитию

  • видеозапись консультации по результатам профориентационной диагностики.

Рекомендации по обсуждению результатов тестирования с родственниками и специалистами.

6.

Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»


Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам всех проведения профориентационных мероприятий): Разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей). Стратегические цели - долгосрочная перспектива (профессии и отрасли, которые интересуют учеников, варианты профессионального образования в случае средних классов).

Тактические цели - краткосрочная перспектива и что позволяет прийти к стратегическим целям (профили обучения в школе, тематики дополнительного образования, уровни обучения в случае 8-9 классов и пр.).

Сценарий урока построен вокруг обсуждения опыта, полученного в ходе участия в проекте, рекомендаций по диагностикам и внедрения рекомендаций в образовательные планы обучающихся.

Задачи:

  • Разбор и обсуждение рекомендаций диагностики - рефлексии 5 этапа (по возрастам).

  • Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий.

  • Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических).

  • Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развитиям (последовательность реализации целей).


Урок проводится в групповой форме, но при необходимости на нем можно разобрать и примеры индивидуальных рекомендаций учеников. По итогам урока каждый ученик должен отметить наиболее подходящие ему варианты из предложенных рекомендаций, в том числе с использованием функционала платформы.


Результаты урока:

  • Ученики понимают и ориентируются в полученных рекомендациях

  • Ученики выбрали из подходящей своей возрастной группе те приоритетные варианты рекомендаций, которые их заинтересовали больше всего

  • Ученики отметили на платформе варианты образовательных вариантов и профессиональных целей, которые их заинтересовали и по которым они дальше планируют получать дополнительную информацию и пробовать себя.

Все материалы для проведения урока доступны на интернет-платформе: https://bvbinfo.ru/






[1] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная Правительством Российской Федерации, Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р).

[2] Педагог-навигатор - (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) – специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования.



1 Основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф.Родичева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!