СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса к чтению у детей посредством семейного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации родителям о том, как развить интерес к чтению у детей в домашних условиях. Статья поможет библиотекарям в работе с родителями по вопросам семейного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к чтению у детей посредством семейного чтения»

Развитие интереса к чтению у детей посредством семейного чтения

Иванчогло Стефанида Ивановна -

ТЛ им. С. И. Барановского с. Копчак

Заместитель директора по ВР

Учитель гагаузского языка и литературы

Библиотекарь

Возможно ли вернуть школьника к чтению и к книге в век цифровых технологий и стремительного развития интернет информированности?

Кризис детского чтения - признанная проблема современности. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Много лет назад так сказал Дени Дидро - французский мыслитель. Сегодня вызывает тревогу снижение интереса у детей к чтению.

Ю. Шаров в исследовательской работе “Взаимосвязь читательской потребности, мотивации и интереса в процессе формирования юного читателя” отмечает важность учета взаимосвязи читательской потребности, мотивации чтения и читательского интереса для усиления эффективности процесса формирования и поддержания устойчивой потребности в чтении.

В становлении потребностей в чтении устойчивыми большая и важная роль отводится семейному чтению - фундаменту какого бы то ни было вида чтения ребенка.

Процесс заинтересованности в чтении, любовь к книге начинают формироваться в раннем возрасте с чтения в семье. Потому и роль семьи в формировании отношения к книге и к чтению чрезвычайно велика. Решение проблемы кризиса детского чтения в возрождении традиции семейного чтения.

Семейное чтение - это взаимодействие семьи с книгой, совместный выбор и чтение книг, взаимодействие детей и родителей по поводу прочитанного. [https://www.google.com/]

Семейное чтение предполагает связь "родители - книга- ребенок"

Благодаря рассказам, сначала устным, затем прочитанным вслух, первая встреча ребенка с книгой происходит в семье. Задолго до изучения алфавита, ребенка уже вводят в мир книжной культуры. С древних времен это являлось одним из способов воспитания человека, в том числе и как читателя. Навыки чтения и читательская культура формируются сначала на основе слушания, а затем - говорения.

Чтение книг в семье играет важную и особую роль. Посиделки с книгой, совместное прочтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям, оценка их поступков сближает и объединяет членов семьи. Я. Корчак говорил: “Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души”.

В раннем возрасте популярны громкие чтения. Они развивают способности, которые станут основой для восприятия художественных образов. Это далеко не простое дело. Чтение вслух требует от читающего большого творчества. Родителю придется быть артистом, который одновременно и повествователь и исполнитель ролей персонажей произведения. Восприятие художественных образов невозможно без наглядных представлений, умений переживать радости и печали персонажей. Это театр одного актера, где только гениальное исполнение способно проникнуть в глубину души и оставит в памяти содержание произведения. Эмоции ребенка - зрителя, его взгляд, реакция позволят наиболее полно и углубленно обсудить прочитанную книгу и вызвать интерес к очередному спектаклю. Именно это дарит родитель ребенку и это же становится источником собственного вдохновения.

Ни один телевизор и ни один компьютер не заменят живого слова, не помогут поплакать или посмеяться вместе. В. Г. Белинский отмечал, что поэзия слова влияет на детей как музыкальное произведение, идет прямо через сердце, минуя голову, для нее ещё наступит своё время.

В старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, научившись читать, ребенок может сам уже выбрать себе круг чтения. Как правило, выбираются книги по картинкам, по красочности, по размеру шрифта. Чтобы чтение ребенка не стало неуправляемым и не пропал интерес к чтению вовсе, родителям надо в этот период внимательнее относиться к традициям семейного чтения. Идеально, если у ребенка появится собственная библиотека. Следует с этого времени читательский интерес сделать направленным. Для этого подойдут приемы, как: недочитывание вслух концовок, остановка громкого чтения на самом захватывающем месте, совместное чтение в два голоса или по ролям и игровые приемы с обязательным результатом в виде дочитанной до конца книги. Чтобы ребенок не читал через силу и по принуждению, поможет творчески, с интригой построенное обсуждение книги, применение прочитанного на практике, сравнительные характеристики. Такой метод семейного чтения покажет ребенку познавательность и полезность прочитанного произведения. И. И. Тихомирова высказывает мысль, что для развития интереса к чтению нужны методы, как: рисунок по следам прочитанных произведений, рисунок дает возможность выразить то, что ребенок представлял в момент чтения; литературные игры; театрализация. Дети легко вживаются в образ, раскрывают каждый свой опыт и фантазию, личный образный смысл. В этом и есть волшебная сила художественного произведения. Помочь детям не только побывать в разнообразных образах, но и вместе с героями произведения переживать их жизненные испытания, радости и огорчения. И тут самое место домашнему театру. А если попеременно меняться ролями, ребенок сможет примерить к себе ситуации всех героев книги. Именно из книг ребята берут примеры, строят свои отношения, развивают умения и навыки. У них начинают формироваться привычки. И важно, чтобы сформировалась привычка читать. Может в этом возрасте ребенку и сложно сделать правильный выбор книги, зато у него будет потребность в чтении и это уже достижение.

Когда дети становятся старше, становится сложнее собираться для совместного прочтения любимой книги. Здесь уже необходимы другие методы семейного чтения. Применимо самостоятельное прочтения одной книги с последующим обсуждением. Этот метод хорош тем, что каждый высказывается и слушает мнения других. Ребенок научится взвешивать собственные слова и поступки, будет переживать об их влиянии на чувства и настроение других людей. Можно совместно отобрать книги, по которым впоследствии взрослые подготовят викторину. Дети любят подарки, потому победителя стоит поощрить. Учитывая, что чтение становится более самостоятельным, неплохо бы определить временные рамки для прочтения выбранной книги. Дети в этом возрасте склонны быстро отвлекаться. У них рассеянный интерес. Потому такой метод дисциплинирует и приучает к ответственности. Тогда ребенок точно прочтет книгу к сроку.

Если стали уходить общие интересы, полезно использовать те интересы, которые у ребенка развились индивидуально. В зависимости от того, какая область деятельности стала кругом интересов, из такого раздела книги и нужно с ним читать и обсуждать. Если это техника и конструирование - читаем научно - познавательную литературу. Если появилось желание ухаживать за животными - читаем о животных. Не важно какое желание, важен правильный подбор литературы. Выбор производится адекватно возрастным особенностям.

Чтобы поддержать интерес к чтению, используем и то, что уменьшает этот интерес - средства массовой информации. Здесь на помощь приходит кинематограф. Используем экранизированные произведения, в которых недостатка нет. Сравнение фильма и книги. Чем не мотивирование к чтению.

Методы, способы и приемы для чтения найдутся - это не проблема. Но работают они и результативны, если у ребенка читающий родитель. И вообще замечательно, если это не только читающий, а вместе с ребенком читающий родитель!

Когда родители дружат с книгой, то и дети тоже читают.

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой" писал В.А.Сухомлинский.

Духовно - нравственное воспитание, художественно - эстетическое, эмоциональное восприятие, эффективная и успешная социализация - вот далеко не полный перечень того, что дает ребенку семейное чтение. А еще - это формирование семейного круга, установление тесного контакта, совместное хобби и теплые, уютные домашние вечера, которые запомнятся на всю жизнь.

Семейное чтение - традиция, которую необходимо возродить, развивать и поднимать на новый уровень - культурной нормы развития ребенка.

Библиография:

1. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

2. Карпова Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.

3. Блинова О. Ф., Данильчук Т. П. Семь вечеров с книгой или час семейного чтения//Школьная библиотека. - 2017.-№ 3. - С. 47 - 54.

4. http://bibl-140.blogspot.com/

5. https://nsportal.ru/

6. https://infourok.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!