СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие интереса к урокам трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему «Развитие интереса к урокам трудового  обучения в школе для обучающихся с ОВЗ». В данной разработке описываются формы и методы, которые позволят развить интерес к курокам трудового обучения.

Просмотр содержимого документа
««Развитие интереса к урокам трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»














Выступление

на ЦМК учителей трудового обучения,

СБО, физкультуры.





Доклад: «Развитие интереса к урокам трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ»











Учитель технологии:

Колесов В.В.





2021-2022

учебный год

Профессиональное трудовое обучение в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит своей целью подготовку учеников к самостоятельной жизни. Школа должна воспитывать у детей стойкое положительное отношение к труду, интерес к своему делу, своей профессии. Привить стойкий интерес и любовь к урокам трудового обучения можно только лишь, опираясь на все виды учебной деятельности. Надо помнить, что труд в школе  выступает не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей, как средство преодоления дефектов ребенка.

Привитие интереса к предмету начинается еще в начальных классах, когда ученики знакомятся с различными видами труда. Одним из приемов этого ознакомления является экскурсия в школьные мастерские. Это посещение должно быть заранее спланировано, продумано, чтобы оставить положительное впечатление у маленьких экскурсантов. В результате осмотра у ребят должно возникнуть желание учиться в этих мастерских труду. Дети должны представлять себе, что делают в слесарной и швейной мастерских. Я показываю, как из листового металла получаются привлекательные и полезные вещи, используя при показе предметную карту. У ребят возникает желание поработать, попробовать свои силы.

С первых уроков в мастерской я воспитываю у учащихся организационные умения и навыки. Ученик должен научиться входить в мастерскую, надевать спецодежду, занимать свое место за верстаком. И тут важно вовремя и правильно подмечать и оценивать действия каждого ученика. И вот здесь надо отразить специфику слесарного дела, что повышает интерес к предмету. Обучению помогает использование на уроках игровых форм, загадок, ответ на которые дети могут дать хором:

Мы для птичек строим дом,

Там, где нужно, гвоздь забьем.

Если слышен стукоток,

Значит, в деле … (молоток).


Программа по трудовому обучению построена с усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, что возможно делать, применяя различные виды инструкций: словесные, письменные, графические и их сочетания.

Большую роль в формировании стойкого положительного отношения к трудовому обучению как к предмету играет постоянно действующая выставка работ учащихся. 

Выставка позволяет видеть развитие умений учащихся. Экспонаты вызывают живой интерес и желание научиться работать также качественно.

В каждом классе есть ученики, у которых снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Учитель должен знать, какому ученику, какой инструктаж нужен. Одного можно отослать к учебнику, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему необходим неоднократный показ приемов работы. 

Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия.

Познавательные игры повышают умственную активность учащихся. С этой целью используются кроссворды. Кроссворды заставляют думать над ответом. Запоминание осуществляется здесь как бы само – собой, непроизвольно. К кроссвордам я прибегаю при изучении отдельных тем программы, инструментов, приспособлений. Занимательным для учащихся является сам процесс запоминания кроссворда. Использование кроссвордов повышает интерес учащихся к учебной деятельности, формирует у них положительное отношение к теоретическому этапу знаний. Задание, с которыми сталкиваются дети при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы.

В гармоническом развитии личности наших учащихся большую роль играют общетрудовые умения и навыки, формируемые у них в процессе трудового обучения. В процессе трудовой деятельности учащиеся овладевают умениями и навыками самоконтроля, планирования, переноса ранее усвоенных знаний и опыта в новые условия труда. Эти умения и навыки нужны в любом виде труда и при частом их использовании становятся привычками, оказывающими положительное влияние на развитие личности. Очень важную роль в развитии общетрудовых умений и навыков школьников играет их отношение к учебной деятельности. Если ученик проявляет живой интерес к тому, что он делает, то это побуждает его к активным самостоятельным действиям, способствуя развитию обобщенных форм деятельности.

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления недостатков, присущих нашим учащимся в трудовой и познавательной деятельности. Это обуславливается тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.

Профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Для этой цели используется ряд задач. Задача исправления недостатков является специфической для нашей школы. Общая задача содержит также ряд частных задач организационного характера, создание специальных, имеющих коррекционную направленность методов и приемов обучения. Одним из методов является развитие интереса к урокам трудового обучения. Учитывая отличительные черты многих наших учащихся, такие как неустойчивость внимания, неуверенность в своих словах, пассивность в работе, а главное – стойкое нарушение познавательной деятельности, приходится отбирать посильные задачи, поддерживать интерес получаемыми результатами.

Показ готового изделия и рассказ учителя о том как его можно сделать, показ процесса работы и совместная работа учителя с учащимися и, наконец, выполнение отдельных посильных заданий с постепенным усложнением процесса изготовления – это основные приемы обучения. Некоторые учащиеся долго нуждаются в помощи учителя и лишь постепенно переходят к самостоятельному выполнению доступных им операций.

Учитель не должен забывать и о необходимости стимулирования детей к труду. Методы стимулирования могут быть различными: похвала, хорошие оценки, выставка экспонатов, карточки во время повторения, внеклассные мероприятия.

Может практиковаться и премирование хорошо работающих учеников (можно подарить сделанную ими вещь). Для развития интереса учащихся к урокам труда можно применять тренировочные упражнения по разметке изделия и последующего раскроя заготовок .

С целью привития интереса к предмету можно проводить познавательные и дидактические игры (цепочка, домино, лото, сбор деталей изделия или самого изделия из разрезанных частей по образцу). Часто использую дополнительный материал, например, знакомлю детей с художественными промыслами России. 

Суть игры «Цепочка» состоит в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включать элемент соревнования между группами учащихся. Например, на уроке ставиться задача, назвать в правильной последовательности обработку металлической заготовки. Учащиеся одной группы называют начало работы, следующий пункт обработки заготовки называет член другой группы, потом из первой и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой группе. Выигрывает та группа, у которой было меньше разрывов в цепочке, больше правильных ответов.

Психика ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Осознание полезности своей работы, признание ее ценности, развивает у школьников интерес к работе, побуждает их к активной деятельности. Таким образом, надо сказать, что важная задача школы – формирование у школьников правильного отношения к труду, чтобы дети осознавали, что труд играет огромную роль в жизни человека.







 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!