СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие художественных способностей и эстетического вкуса у детей со сниженным интеллектом с помощью техники «Ковровая вышивка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей идеей данной программы является: развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественных способностей и эстетического вкуса у детей со сниженным интеллектом с помощью техники «Ковровая вышивка»»

Развитие художественных способностей и эстетического вкуса у детей со сниженным интеллектом с помощью техники

«Ковровая вышивка»

Горохова О.В. воспитатель


Ковровая вышивка является частью декоративно-прикладного искусства. Текстильные панно, выполненные в технике ковровой вышивки, называют нетканым гобеленом, то есть выполненным не в традиционной для гобелена технике. Несколько лет назад возник миниатюрный гобелен. Именно эта ветвь нашла наибольшее распространение в обучении детей, ее виды и характер композиции. Основы его понимания, в процессе обучения, выявляют содержательные корни этого вида искусства, его познавательную и воспитательную функцию, позволяют определить его как важнейшую часть декоративно-прикладного искусства. Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяются пряжей. Эстетическое воспитание на занятиях творческого объединения является немаловажным дополнением к основному образованию. Любовь к прекрасному, чувство гармонии и красоты окружающего мира и предметов, желание самому создать что-либо похожее, прекрасное, повышает творческую активность формирующейся личности.


Дети в свободное от учёбы время должны заниматься интересной и занимательной деятельностью. Именно она формирует у них чувство радости, уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняет его интересным содержанием.

Декоративно – прикладное искусство и народное творчество наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно, поэтому выработка у детей способности чувствовать и понимать эстетическое начало декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта, культуры труда, культуры человеческих отношений.

Вышивка, имитирующая ковровую поверхность – это доступный способ воплотить в жизнь свои творческие фантазии и подчеркнуть свою индивидуальность, так как в магазинах для этого вида вышивки не продают ни схем, ни методических пособий, детям необходимо самим научиться находить схемы для вышивок, и правильно подбирать цвета пряжи. Вышивка развивает в детях терпение, аккуратность, внимание, художественный вкус.

Новизна. Ведущей идеей данной программы является: развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности.

Программа обучения нетканым ковровым гобеленам состоит, в основном, из практических занятий, где педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой детям предоставляется возможность самостоятельного выбора своего сюжета или композиции. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей у воспитанников. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают обучающимся глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. С этой целью используется демонстрация слайдов, репродукций, образцов выполненных работ.

Особенность программы заключается в том, что ее реализация целесообразна в системе дополнительного образования, так как для занятий требуются специальные ковровые иголки и вспомогательное оборудование для каждого обучающегося.

 

Акутальность. Занимаясь ковровой вышивкой дети имеют возможность не только овладеть умениями и навыками данной техники, но и в полной мере реализуется их творческий потенциал и формируется эстетический вкус.

Чтобы пробудить у детей интерес к ковровой вышивке, способствовать развитию творческих способностей, формированию художественного вкуса, необходимы специальные занятия во внеурочное время.

Цель- создание условий для художественно-эстетического развития детей, а также обеспечение всестороннего, в частности нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой для самостоятельной трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Формирование художественного вкуса

  2. Развитие художественно-творческих способностей

  3. Привитие любви к творчеству

  4. Обучение практическим навыкам и приемам техники «ковровая вышивка»







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сентябрь 2023г.

Раздел 1. Введение в образовательную программу

Тема: Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

Теория: Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством. Инструкция по ТБ.

 

Раздел 2. «Азбука» ковровой вышивки

Тема: Волшебные истории иголочки, самотканочки.

Теория: Знакомство с инструментом и материалом. Краткие исторические сведения о ковроделии, история развития промысла, характерные особенности, художественные традиции, ассортимент изделий.

 Октябрь 2023г.


Тема: Основы цветоведения.

Теория: Восприятие цвета. Физическая природа цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Основные характеристики цвета: тон, насыщенность, светлота. Контраст. Нюанс. Колорит.

Тема: Первые шаги иголочки. Практическое знакомство с техникой самотканочки. Практическое знакомство с техникой "ковровая вышивка".

Теория: Знакомство с устройством специальной ковровой иглы. Приемы подготовки иглы к работе. Правила работы специальной иглой в процессе изготовления изделий. Критерии оценки работы. Знакомство учащихся с последовательностью работ на изделии. Схемы заполнения элементов, основные технологические правила. Приемы заполнения ковровой вышивкой элементов различной конфигурации. Новые специальные формулировки: обводка, контрольная линия, "фоновая нитка".

Тема: Оформление изделий. Способы оформления края ковровых изделий.

Теория: Выбор окантовки зависит от назначения ковра. Ковер можно подшить потайным швом, можно обвязать крючком, можно окантовать косой бейкой или тесьмой. Организация рабочего места для проклеивания. Подготовка клея ПВА для работы.


Ноябрь 2023г.

Раздел 3. Узоры и орнаменты

Тема: Ветки смородины.

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Бережное отношение к инструменту и материалам. Рациональное использование рабочего места. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

Тема: Цветы.

Теория: Инструктаж по организации рабочего места. Безопасность труда. Бережное отношение к инструменту и материалам. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

Тема: Народные мотивы.

Теория: Инструктаж по организации рабочего места. Безопасность труда. Бережное отношение к инструменту и материалам. Народные мотивы. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

 Декабрь 2023г. – Май 2024г.


Раздел 4. В мире животных

Тема: Олененок.

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Бережное отношение к инструменту и материалам. Рациональное использование рабочего места. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

Тема: Радуга .

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Бережное отношение к инструменту и материалам. Рациональное использование рабочего места. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

Тема: Медведь.

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Бережное отношение к инструменту и материалам. Рациональное использование рабочего места. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

Раздел 5. В мире цветов

Тема: Белые цветы.

Теория: Инструктаж по организации рабочего места. Безопасность труда. Бережное отношение к инструменту и материалам. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

 

Тема: Подсолнухи.

Теория: Инструктаж по организации рабочего места. Безопасность труда. Бережное отношение к инструменту и материалам. Выбор рисунка, подбор цветовой гаммы.

 

Тема: Защита проектов готового изделия.

Практика: Защита проектов готового изделия.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

В результате обучения по ковровой технике дети:

Будут уметь:

· владеть инструментом для изготовления изделий в технике "ковровой вышивки";

· организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда;

· выполнять мелкие элементы на коврах;

· выполнять ковровые изделия с сюжетной композицией на рамках;

· самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;

· самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;

· оформлять край ковра различными способами;

 

Будут знать:

· как осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.

· как пользоваться технологическими картами.

 

Будут иметь представление:

· как самостоятельно выполнить работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с разными материалами;

· как самостоятельно подбирать эскиз по тематике, составлять сюжетно-тематические композиции;

Расширит представления о декоративно-прикладном творчестве.

 

Овладев основными приёмами и навыками работы с разными материалами

Будут сформированы:

· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

· адекватное понимание причин успешности/ неуспешное творческой деятельности.

· активная жизненная позиция;

· позитивное отношение к труду и людям труда;

· уважительное отношение к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России;

· общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность

Будут воспитаны:

· морально-волевые и нравственные качества;

· любовь к родному краю.

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Гигиенические требования:

- непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

- использование разных форм работы;

- контроль за положительной атмосферой на занятиях.

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет, организованный в соответствии с САНПиН;

- учебные столы, стулья, учебная доска, шкафы, мультимедиа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!