Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровых технологий ( Новосадова О.В.)
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:
развитие устной научной речи
развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное
взаимодействие.
К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ». Ко второму направлению формированию коммуникативных умений относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Планируемые результаты формирования коммуникативной компетентности в обучении математике формулируются на уровнях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
В качестве эффективной формы развития коммуникативной компетентности рассматриваются деловые учебные игры.
В учебниках Виленкина Н.Я. Математика 5-6 класс предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике.
Для примера рассмотрим урок в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты».
В проведении деловой игры можно выделить следующие основные этапы:
1 этап: Организационно-подготовительный Имитируется деятельность работников различных отраслей рынка труда. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый группа становится специалистом определенного профиля.
2. этап Игровой – этап непосредственно внутри командной выработки стратегии по решению предложенной проблемы и ее решение. Будут представлены задачи, решение которых помогут ориентироваться в мире торговли, сельского хозяйства, образования и математики. Каждой группе необходимо решить задачи по своей отрасли.
Специалисты в сфере сельского хозяйства (номера задач из учебника: 1567, 1570)
Специалисты в сфере торговли (номера задач из учебника 1566, 1570)
Специалисты сферы предприятий (номера задач из учебника 1578,1579)
Специалисты в сфере образования (номера задач из учебника 1580, 1585)
3. этап Межгрупповое взаимодействие – кульминация игры. Далее каждая команда представляет совместно найденное решение игровой задачи. В ходе дискуссии, вырабатывается конечный, оптимальный по мнению участников, вариант решения предложенной проблемы.
4 этап оценочно-рефлексивный – этап оценки деятельности и ее результата каждой команды, возможно отдельных ее членов, а также происходит рефлексия хода игры и ее результатов.
Таким образом, коммуникативные умения , которые формируются посредством игровых технологий – это умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывать позицию собеседника. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах