СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие креативного мышления на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая мастерская. Ссылка на видео https://youtu.be/Xbu8Zfwju7U 

Просмотр содержимого документа
«"Развитие креативного мышления на уроках музыки в общеобразовательной школе"»



Тема выступления: «Развитие креативного мышления на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Подготовила: Анучина Людмила Викторовна, учитель музыки МБОУ СОШ № 4 г.о. Балашиха

Добрый день, уважаемые члены жюри. Давайте познакомимся. Я учитель музыки средней школы № 4 г. Балашиха. Хочу предложить вашему вниманию презентацию, которая раскроет основные содержательные аспекты моей методической мастерской.

(слайд 1)

Вы видите на слайде видеоряд, состоящий из нескольких картинок. Каким одним словом-понятием можно объединить этот видеоряд?

(творчество)

(слайд 2)

Теперь вашему вниманию предлагается другой видеоряд. Вопрос аналогичный – каким словом-понятием можно объединить все эти картинки?

(креативность)

(слайд 3)

Творчество и креативность – это синонимы?

Обратимся к понятиям.

Творчество —это создание человеком новых ценностей во всех сферах жизнедеятельности.


Креативность – это способность человека нестандартно мыслить, решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.


В чем же отличие креативности от творчества?

Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, культурных традициях и создании ценностей. Если говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент.

(то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями).

Поэтому творчество совсем не есть креативность.



Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели.

Креативность вне творчества невозможна.

Креативность – это своего рода технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились.

Отсюда можно сделать следующий вывод: в условиях информационного общества стал возможным синтез творчества и креативности.

(слайд 4)

Современный мир - это мир стремительных изменений во всем. Чтобы жить в таком мире содержательно, гармонично и результативно, необходимо формировать у подрастающего поколения такие компетенции и навыки, которые были бы созвучны духу времени.

Модель4-х К – критическое мышление, креативное мышление, кооперация, коммуникация, объединяет набор, так называемых, мягких навыков, которые необходимы для жизни в 21 веке и становятся частью образовательного процесса и интегративными компонентами функциональной грамотности.

(слайд 5)

Одной из стратегических линий в современном образовательном процессе выделяется формирование функциональной грамотности, которое закреплено в обновленных ФГОС НОО и ООО.

Общеизвестно, что элементами ФГ являются читательская грамотность, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Каждое из направлений ФГ проецируется в различных предметах учебного плана.

Мой предмет- музыка, и в контексте обозначенных задач он напрямую связан с креативным мышлением. Поэтому тема моей методической мастерской «Развитие креативного мышления на уроках музыки в общеобразовательной школе»

(слайд 6)

«Тематическая» модель развития креативного мышления, разработанная институтом стратегии развития образования Российской Академией Образования, состоит из двух компонентов: креативное самовыражение и получение нового знания. На каждом уроке музыки самовыражение ребенка идет через исполнительскую деятельность, пластическое интонирование, различные виды импровизации, игры-драматизации на сюжет музыкального произведения. Во внеурочной деятельности креативное самовыражение происходит через участие в концертах, конкурсах, внутришкольных и внешкольных мероприятиях.

А получение новых знаний на уроках идет через освоение музыкального языка, средств музыкальной выразительности, теории и истории музыки и слушания музыкальных произведений (фото).

(слайд 7)

Основу креативного мышления в формате урока музыки составляют творческие способности. Наиболее эффективным разделом урока, в котором формируются творческие способности, является вокально-хоровая работа. Как показывает практика, наиболее эффективными приемами являются:

- группа приёмов, которые развивают чувство ритма (боди-перкуссия, ритмическая работа с предметами, ритмический оркестр, исполнение заданного ритмического рисунка хлопками, щелчками, топание ногами, использование предметов и т д. – способ исполнения зависит от выбора учащегося).

Дыхательные упражнения: элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, упражнения – игры, такие как, надуваем шарик, змея, стоп-кран и другие.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата:

-артикуляционная гимнастика: рыбка, лошадка, футбол, чистка зубов, улыбка-уточка, эмоциональные маски: радость, грусть, страх, удивление.

Упражнения на дикцию: машина, поезд, самолёт, скороговорки различной степени сложности.

Интонационные упражнения: на одном звуке, на трезвучии, звукоряд вверх и вниз и другие.

(слайд 8)

Урок музыки не имеет жёсткого регламента при выборе методов и форм проведения урока, а также при подборе музыкального материала, что позволяет учителю проявить свои личные творческие способности, сделать каждый урок уникальным.

Особое место в моей методической мастерской я отвожу творческим заданиям, которые делают урок интересным, разнообразным, повышают интерес к предмету, а значит повышают и результат знаний, умений и навыков. Во время творческих заданий креативность детей активизируется, включается воображение и ассоциативное мышление.


(слайд 9)

Методы Дмитрия Борисовича Кабалевского и Лилии Васильевны Горюновой, которые я использую при организации творческих заданий:


- Метод создания композиций направлен на объединение разных форм общения, учащихся с музыкой при исполнении одного произведения, в процессе которого дети сами разрабатывают исполнительский план песни, подбирают оркестровку, создают пластические образы, что, несомненно, ведет в активизации креативности учащихся.

 - Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, окружающий их мир, жизненные ситуации). Учащиеся проявляют креативность в свободном подборе ассоциативного ряда, в продуцировании необычных идей, в умении выйти за рамки привычного языка музыкальных образов, чтобы видеть новые грани музыкального произведения.

- Метод «сочинение сочиненного» направлен на виртуальное сочинение музыки. Прежде чем познакомиться с произведением композитора, дети «предсочиняют» это произведение, определяя основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до еѐ завершения в звуковом пространстве, и потом сравнивают, насколько совпали их представления с оригиналом.




(слайд 10)


Особое место в развитии креативного мышления я отвожу методу размышления о музыке.

Он направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем предъявление ее для самостоятельного решения ученикам, ведет к музыкально-педагогическому диалогу между учеником и учителем, между учеником и музыкой, между сверстниками. Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, известных на практике, но ранее осознававшихся истин.


(слайд 11)

В заключение хотелось бы сказать, что человек, который знает семь нот, чувствует и слышит мир по-другому. Это другая реальность, в которой отражаются все основные параметры жизни: время, пространство, глубина, темпоритмы жизни людей, их эмоции. Семь нот способны в человеке укоренить человеческое и проложить путь в его жизни не только к пониманию прекрасного, но и к очень важным личностным проявлениям: сочувствию, сопереживанию, содействию, сотворчеству.

(слайд 12)

Благодарю за внимание
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!