СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мышления обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела»

Развитие мышления обучащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела

Развитие мышления старших школьников на уроках швейного дела относится к числу сложных задач трудового обучения. У большинства из них недостаточно сформировано наглядно-образное и логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый объект. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического).
 Источник развития наглядно-образного мышления, как у нормальных, так и у умственно отсталых детей - практическая деятельность. Развитие мышления умственно отсталых школьников - трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно - логическому обобщению.
Конкретность материала, строгая определенность в способах его использования, наглядность, доведенная до очевидности, возможность умозаключать всегда от конкретного, доступного непосредственному восприятию - вот условия для развития практических ориентировок в среде, качества, столь важного для умственно отсталого ребенка. Четкость представлений создает условия для развития мышления - сравнений, обобщений, выводов. При занятии швейным делом развивается последовательность мышления. Ведь изготовление каждой вещи требует определенной последовательности. Эта последовательность в воспроизводящем процессе корригируется изготовляемой вещью, поделкой, еще предварительно осмысленной учащимися. В основе деления лежат аналитико-синтетические процессы мышления и творческого воображения.
Получая задание, ученица должна его осмыслить, это значит, во-первых, она должна представить себе целое, затем это целое разложить на детали (анализ), продумать те технологические операции, при помощи которых эти детали будут выполняться, а затем изготовленные детали соединить в одно целое (синтез). Таким образом, единый аналитико-синтетический процесс, все время проверяемый действием, является стержнем производственного процесса.
На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках швейного дела в учебных мастерских.
Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности.                                                                                                    Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда отмечают, как протекают у человека эти мыслительные операции. На уроках швейного дела для исследования мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью используются психодиагностические методики, такие как: «Сравнение понятий», «Установление последовательных событий», «Исключение понятий», «Умение следовать инструкции», «Комбинаторика», «Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями» и т.д.
Основными методами, развивающими мышление учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приемами.
Также для развития мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела используется компьютер. Видеопрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке швейного дела было интересно. В этом плане особое место принадлежит занимательности, оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от знаний, способностей и интересов.
Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. Активизация наглядно-образного мышления достигается соответственно постановкой вопросов, в которых обращается внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках швейного дела: игры, упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьезы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д. способствуют развитию наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела, располагает к выполнению даже тех заданий, которые кажутся невыполнимыми. При организации коррекционно-развивающей работы необходимо четко сформулировать цели, выбрать формы работы с детьми, подобрать и систематизировать игры и упражнения, спланировать длительность и содержание каждого коррекционного занятия, подготовить необходимый материал и оборудование.
Развитие наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела будет осуществляться эффективно, если использовать в коррекционно-развивающей работе специальные приемы и упражнения, направленные на формирование наглядно-образного мышления учащихся.
С целью контроля знаний  использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить свои знания по теме. При этом задействуются все мыслительные операции.
В результате анализа литературы по формированию мышления у детей старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью на уроках трудового обучения можно сделать следующие выводы: трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средствами адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно выявить, насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности, в частности на уроках труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!