СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков критического мышления в процессе обучения чтению на английском языке у обучающихся 5 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается опыт применения технологии развития критического мышления при обучении чтению на английском языке.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков критического мышления в процессе обучения чтению на английском языке у обучающихся 5 класса.»

Шишлянникова Вера Ивановна,

учитель английского языка,

МАОУ «Школа № 21»,

Г.о Балашиха,

тел.: 8-985-151-08-42,

эл.почта:[email protected]


Развитие навыков критического мышления в процессе обучения чтению на английском языке у обучающихся 5 класса.

Аннотация: в статье рассматривается опыт применения технологии развития критического мышления при обучении чтению на английском языке.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, чтение, вызов, осмысление содержания, рефлексия

Shishlyannikova Vera Ivanovna,

an English language teacher,

School № 21,

Balashikha,

tel.: 8-985-151-08-42,

e-mail: [email protected]



The development of critical thinking skills while teaching reading in the 5th form

Abstract: the article deals with the experience of using the technology of critical thinking through English reading.

Key words: technology of critical thinking development, reading, evocation, realization of meaning, reflection


Работа муниципальной методической площадки «Школа современного учителя английского языка: эффективные практики реализации требований обновленных ФГОС в предметной области «Английский язык» под руководством Некрасовой М.Ю. и Худойназаровой Н.Н. позволила учителям английского языка расширить горизонты перспективного развития, осваивая новые формы работы. Будучи стажером данной площадки, делюсь опытом применения технологии развития критического мышления у обучающихся 5 класса при обучении чтению на английском языке.

В рамках функционирования новых государственных образовательных стандартов приоритетной задачей при обучении английскому языку является формирование у школьников универсальных учебных действий.

Данная педагогическая технология призвана способствовать решению поставленной задачи. Развитие УУД непосредственно связано с развитием критического мышления.

Технология развития критического мышления включает в себя три стадии:


1. Вызов. На данной стадии инициирую актуализацию имеющихся у обучающихся знаний, вызов интереса к получению новых и постановку цели. Считаю целесообразным использовать следующие приемы:

«корзина идей», «кластер», «фишбоун», «концептуальное колесо», «мозговой штурм».

«Корзина идей» позволяет выявить уже имеющиеся у обучающихся знания. На доске прикрепляю изображение корзины, в которую условно собираются «плоды»-детские знания по изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как самостоятельно ставить цель, формулировать задачи по ее достижению, выражать свои мысли, формировать навыки смыслового чтения.

Приём «кластер» включает в себя выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в систематизации имеющихся знаний обучающихся. Он связан с приёмом «корзина идей». Делая записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые. Рисую модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Этот приём применяю для систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Приём «фишбоун» позволяет обучающимся “разбить” общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приема похоже на «рыбную кость». Работа проводится индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы:

а) в нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы;

б) путем анализа источников, текстов и т.д., обучающиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения;

в) анализируя связки «причины-аргументы» ребята синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Прием «концептуальное колесо». Обучающиеся подбирают синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписывают в секторы колеса. Например: слово “Love” – like, to be fond of, enjoy, get pleasure with и т.п. Ключевая фраза записывается на доске, а потом располагаем все идеи вокруг нее.

«Мозговой штурм. Ключевая фраза записывается на доске, а потом располагаем все идеи вокруг нее.


2. Осмысление содержания. Создаю учебные условия, характеризующиеся получением новой информации, корректировкой поставленных целей обучения и постепенного расширения информационного поля. Наиболее эффективными приемами считаю различные методы активного чтения, поиск ответа на поставленный вопрос, составление таблиц и кластеров, разметку текста, «say true, false or don’t know», постановку «тонких» и «толстых» вопросов, прием «пирамида», приём «дерево желаний».

Приём разметка текста «Insert» позволяет обучающимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков:

It’s well-known (V), It’s new and interesting (+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Цель приема – перейти от интуитивного к информационному и связать их. Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

Упражнения типа «Say true, false or don’t know» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. Таблицу «тонких» и «толстых» вопросов использую на любой из трёх стадий урока. Если этот приём используется на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые ребята хотели бы получить ответы при изучении темы. Обучающимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее записываю на доске ряд вопросов и прошу ребят (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, обучающимся предлагается прочитать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Прием «пирамида»: выстраивается «пирамида» из слов текста (на первой строке – одно слово, на второй строке – два слова и т.д.), по которой обучающиеся смогут рассказать основное содержание текста.

Ann

a girl, seven

has got parents

lives in a town, Russia

can skate, skip, play tennis.

Приём «дерево желаний» использую при работе с сюжетными текстами. На стволе записываю вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ребята записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, обучающиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.


3. На стадии рефлексии использую такие приемы как: заполнение составленных таблиц и кластеров, ответы на поставленные вопросы и написание синквейнов, кратких стихотворений, направленных на синтез новой информации и развитие способности обучающихся резюмировать информацию, кратко и ясно излагать свои мысли, прием «шесть шляп мышления»,

Одна из художественных форм письменной рефлексии – «синквейн».

«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева).

Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Заявляется тема или предмет (одно существительное).

Дается описание предмета (два прилагательных или причастия).

Характеризуются действия предмета (3 глагола).

Приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету.

Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Прием «шесть шляп мышления» является одним из интересных приемов в технологии критического мышления, основатель которого – Э. де Боно. «Шесть шляп мышления» – это возможность высказывать свои предположения независимо от предположений других: все точки зрения будут разными, так как «роли», распределенные между участниками, заведомо разные. Это дает возможность подумать об альтернативных взглядах на проблему, обсудить разные точки зрения, и если какое-то предположение окажется оспоренным, то ученик не будет чувствовать в этом ошибку, ведь он всего лишь сыграл роль. Прием хорошо проводить на начальном этапе развития рефлексии, чтобы раскрепостить детей. При такой форме организации рефлексии учитель получает от учеников различные точки зрения по обсуждаемому вопросу. У обучающихся нет опасений высказывания ошибочных предположений.


4.Работая по технологии «Критическое мышление», обучающиеся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучаются способам своей собственной деятельности.

Теоретически все просто, а на практике я столкнулась с определенными трудностями: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, нет никаких готовых методических разработок, не на каждом уроке технология применима, обсуждения вопросов могут увести далеко за пределы темы урока, нет инструментариев для оценивания уровня сформированности критического мышления у обучающихся. Но при этом использование данной технологии открывает огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!