СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие образования в России в XIX веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие образования в России в XIX веке"»

Паспорт проекта



Название проекта: Развитие образования в России в ХIX веке.

Руководитель проекта: Прудковских Мария Сергеевна

Автор проекта: Пронова Анастасия, 10 класс

Учебная дисциплина: История

Тип проекта: исследовательский

Цель проекта: изучить, проанализировать развитие образования

России в XIX веке.

Задачи работы:

-рассказать об образовании России в ХIX веке;

-изучить характерные особенности системы образования в разные

исторические периоды жизни нашей страны;

-провести анкетирование учащихся 10 класса;

Вопрос проекта: Как развивалось образование в России на

протяжении ХIX века?

Краткое содержание: в своём проекте я предоставлю информацию об

образовании в России в XIX веке, что поможет студентам и просто

интересующимся людям лучше понять развитие образования в России

в XIX веке.

Результат проекта: тематический урок истории в 10 классе.

Реализация проекта: проведение урока истории в 10 классе.










Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4

ГЛАВА 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (исследование) 11

Вывод анкетирования: 13

Заключение 14

Список литературы 15

Приложение 1 16

Приложение 2 18






Введение

1. Краткое описание сути проекта Каждый человек продолжает развиваться и учиться чему-либо всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить возникшие у него проблемы, применяя свои знания, умения и навыки. Получая образование, мы знакомимся со своей историей и культурой, перенимая опыт поколений. Образование делает человека более интересным собеседником. Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний.

2. Актуальность проекта. Современная система образования, играет важную роль в жизни каждого человека, а своими корнями она уходит глубоко в прошлое, но современная нам система начала формироваться в XIX веке, поэтому наша тема актуальна.

3. Цель- изучить, проанализировать характеристику развития образования России в XIX веке.

4. Задачи:

-рассказать об образовании России в XIX веке;

-изучить характерные способности системы образования в разные исторические периоды жизни нашей страны;

-провести анкетирование 10 класса ;

5. Объект моего исследования – развитие образования в России в XIX веке.

6. Предмет исследования - процесс организации деятельности детского оздоровительного лагеря.

7. Методы исследования - информация интернет ресурсов, книг и дополнительной литературы.

8. Практическая значимость и польза – практическая значимость работы определяется возможностью применения отдельных выводов и информации при организации учебных занятий по истории и открытых уроков, ознакомлением учащихся с развитием образования в России в XIX веке.








ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Система образования любого государства является важнейшим инструментом формирования личности гражданина. Влияние государства на систему образования бесспорно. В XIX веке система образования в России принимает новые формы. Необходимость образования для широкого круга населения страны становится необходимостью. С этой целью в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которому подчинялась вся система народного образования, кроме учебных заведений для женщин, которые находились в подчинении ведомству императрицы Марии Федоровны. При Министерстве было создано Главное управление училищ. Члены Главного управления училищ в 1804 году разработали законодательный акт «Предварительные правила народного просвещения».

Согласно правилам были опубликованы такие документы, как:

- «Устав университетов Российской империи»

- «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

В соответствии с этими документами обучение объявлялось бесплатным и бессословным (исключение — крепостные крестьяне). А так же устанавливалась преемственность между различными типами образовательных учреждений:

- приходские училища — один год обучения;

- уездные училища — два года обучения;

- гимназии в губерниях — четыре года обучения;

- университеты — четыре года обучения (у врачей пять лет).

В идеале это означало, что любой человек, пройдя все ступени обучения, мог получить высшее университетское образование. Но реформа не предусматривала обучение в гимназиях и университетах детей крепостных крестьян и женщин. Страна была поделена на 6 образовательных округов, во главе которых находились университеты. В каждом округе были назначены попечители из числа членов Главного управления училищ, которые следили за делами в отведенном ему округе, получал отчеты о деятельности образовательных учреждений, отвечал за организацию университета и проводил в жизнь образовательную политику государства. В каждом округе при университете были созданы Училищные комитеты, которые руководили деятельностью образовательных учреждений в своем округе. «Цель каждой системы образования заключалась в том, чтобы подготовить учеников к обучению на более высокой ступени и дать законченное образование тем, кто не смог или не хотел получать дальнейшее образование».

Императорский Дерптский университет (с 1802), Императорский Юрьевский университет (с 1893) — один из старейших университетов Российской империи, ныне Тартуский университет в Эстонии.

Императорский Александровский (Гельсингфорсский) университет — основан 21 октября 1827 года указом императора Николая I путём переноса университета из финского города Або в Гельсингфорс. Университет получил название Александровский[1] в честь покойного брата императора — Александра I. В 1832 году была окончена постройка главного здания для университета по проекту архитектора Карла Энгеля. Реорганизован в 1917 году, ныне Хельсинкский университет в Финляндии.

Императорский Московский университет (ИМУ, в 1755—1917 годах) — старейший из университетов Российской империи, учреждённый 12 (23) января 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны «Об учреждении Московского университета и двух гимназий», согласно проекту, выработанному меценатом и вельможей И. И. Шуваловым при участии М. В. Ломоносова[2]. После революции 1917 года переименован в Московский государственный университет.

Императорский Московский университет, учреждённый в 1755 году, стал первым классическим российским университетом[3]. Создание университета стало возможным благодаря сотрудничеству М. В. Ломоносова с И. И. Шуваловым, просвещённым вельможей, фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. В результате их совместной работы в июне—июле 1754 года был написан Проект об учреждении Московского университета, одобренный 19 июля Правительствующим сенатом. Среди причин, по которым университет планировалось открыть именно в Москве, его создатели называли «великое число в ней живущих дворян и разночинцев», центральное положение Москвы в Российском государстве, доступность жизни в Москве для приезжих и дешевизна их содержания, потребность жителей Москвы и окружающих губерний в хорошем образовании для своих детей. После принятия принципиального решения об открытии Московского университета указом Елизаветы Петровны от 8 (19) августа 1754 ему был передан «Аптекарский дом» у Воскресенских ворот Китай-города — первое из зданий Московского университета. Подготовку здания проводил архитектор князь Дмитрий Ухтомский, которому из средств Статс-конторы была выделена одна тысяча рублей. Торжественное открытие университета планировалось в том же (1754) году[4], однако из-за задержки с ремонтом здания было перенесено на начало следующего года

Обучение в приходских училищах предусматривало двоякую цель: во-первых готовило к поступлению в уездные училища и во-вторых давало детям первоначальные знания. Здесь обучали читать, писать, считать, основам природоведения, гигиены и Закона Божьего. А также изучалась книга «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все занятия проводились одним учителем, это был приходской священник. Специальных учебников не существовало и каждый учитель учил детей на своё усмотрение.

После восстания декабристов в стране произошел пересмотр результатов реформы. От образования требовался поворот на укрепление патриархальных устоев. Поэтому в 1826 году был создан Комитет устройства учебных заведений, который постановил запретить произвольное обучение.

В 1828 году Комитетом принят новый документ: «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому документу упразднялась преемственность между учреждениями. Теперь каждое учреждение должно было давать законченное образование.

Приходские училища предназначались для детей крестьян, мещан и ремесленников. По мнению членов Комитета для каждого сословия предназначался свой уровень образования, необходимый им в силу выполняемых ими обязанностей. Впервые заговорили о значимости воспитательной работы в школах.

В начале второй половины XIX века произошло событие, реформа 1861 года, которая принесла с собой не только отмену крепостного права, но и породила большой интерес общественности к вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Помимо этого отмена крепостного права принесла с собой проблему несправедливого деления школ по сословному и половому признакам.

В 1861 году особая комиссия представила «Проект общего устройства народных училищ» в котором предусматривалось появление новых общеобразовательных учреждений. При этом сохранялись и приходские и уездные училища. Стали открываться народные училища, прогимназии и гимназии, которые, в свою очередь, подразделялись на филологические и реальные.

К 1864 году был разработан и принят новый устав для средних школ. Этот документ провозглашал бессословное обучение всех детей, независимо от профессии или верования родителей. Главное, чтобы родители были способны оплатить обучение. От оплаты могли быть освобождены только дети малоимущих родителей, но их количество в общеобразовательном учреждении регламентировалось — не более 10 %.

«Положение о народных училищах», принятое в 1864 году объявляло о бессословности школ, давало право открытия начальных школ земствам, органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, которые сами решали вопрос об оплате за обучение.

«Цель народных училищ — „утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания“. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение».Прогимназия являлась начальной ступенью гимназии. Предполагала четырехлетний курс обучения. Реформой предполагалось в статус прогимназии перевести уездные училища и двухлетние приходские школы.

Уставом 1864 года были созданы два типа средних школ: классическая гимназия и реальная гимназия. В свою очередь классическая гимназия имела деление на классические гимназии с изучением двух древних языков и классические гимназии с изучением одного древнего языка, чаще всего это был латинский язык. Обучение в этих учреждениях позволяло в дальнейшем продолжить обучение в университете. В реальных гимназиях древние языки не преподавались и их окончание не позволяло продолжать обучение в университете, но открывало возможность поступить в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

В классических гимназиях курсы математики и естествознания были уменьшены, в реальных гимназия увеличивается курс естествознания, вводится черчение и дополнительно преподаются два новых иностранных языка. По желанию руководства и обучающихся вводились курсы пения, музыки, гимнастики, танцев. Обучение предполагало семилетний курс.

Новый устав придавал большое значение личного примера учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения; были отменены телесные наказания. Так же учителю было позволено самостоятельно составлять учебные планы, выбирать учебники из утвержденного Министерством народного просвещения списка.

Между народными училищами и гимназиями преемственности не было, таким образом, дети низших сословий не имели возможность получать полное классическое образование. Доступ им в высшие учебные заведения был полностью перекрыт.

Ещё одним важным достижением реформ 1864 года стало учреждение женских всесословных училищ. В 1870 году стали появляться женские гимназии и прогимназии. Они были всесословными, но платными.

«Основными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, всеобщая и русская география и история, главнейшие понятия из естественной истории и физики со сведениями по домашнему хозяйству и гигиене, французский и немецкий языки, музыка, пение танцы»

С 1872 года появились частные женские гимназии, обучение в которых проходило по программам, утвержденным Министерством народного просвещения, и приближались по уровню обучения к мужским гимназиям. Для получения аттестата экзамены сдавались в мужских гимназиях.

В 1866 году Министерство народного просвещения возглавил Граф Дмитрий Андреевич Толстой. Он отличался очень консервативными взглядами на систему образования в целом. При его руководстве Министерством были ограничены свободы университетов, введен жесткий контроль за школьными программами. Являясь одновременно и обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он противился открытию земских школ и всячески приветствовал церковно-приходские школы, уровень обучения в которых было на порядок ниже. Одновременно с усилением влияния церкви на школы в 1869 году Д.А. Толстой вводит должность инспектора народных училищ в каждой губернии Российской Империи. А в 1874 году появились должности директоров народных училищ. Так усиливался контроль за деятельностью учителей народных училищ.

Очередные нововведения вступили в силу в 1871 году. Благодаря проекту публицистов Михаила Никифоровича Каткова и Павла Михайловича Леонтьева исчезло деление гимназий на классические и реальные. Была полностью пересмотрена программа преподавания. Теперь в гимназиях более 40 % учебного времени отводилось изучению древних языков. Отводилось больше учебных часов на изучение математики, физики, математической географии. Естествознание и химия теперь не преподавались вообще, а количество часов на рисование, черчение, чистописание и историю значительно сократилось.

Бывшие реальные гимназии по реформе 1871 года были переименованы в реальные училища с профессиональным уклоном. Обучение было шестилетним, но предполагалось и обучение в дополнительном седьмом классе, где можно было дополнительно обучаться на механико-техническом, химико-техническом и общеобразовательном отделениях. Обучение в реальном училище не позволяло продолжить обучение в университетах, но зато удовлетворяло потребности промышленности в квалифицированных инженерных кадрах.

16 марта 1882 года пост министра народного просвещения занимает Иван Давыдович Делянов. В 1884 году при его непосредственном руководстве выходит новый проект переустройства церковно-приходских школ, предложенный ещё одним видным политическим деятелем второй половины XIX века — Константином Петровичем Победоносцевым. Целью этого нововведения было вернуть под контроль церкви все церковно-приходские училища, которые в 1870-х годах были у церкви изъяты. «Правила о церковно-приходских школах» предусматривали, что церковно-приходские школы "имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания. Церковно-приходские школы должны были на местах заменять министерские училища и земские школы.

А в 1887 году вышел новый документ Министерства народного просвещения — «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях
и изменении состава оных» — так назывался доклад И.Д. Делянова, который был издан 18 июня (1 июля) 1887 года. Доклад получил довольно печальное название — «Циркуляр о кухаркиных детях». В нем министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов призывал принять меры в учебных заведениях «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Также в 1887 году в гимназии и прогимназии Российской Империи распоряжением министра просвещения был ограничен прием евреев, закрыты приготовительные классы при гимназиях. Таким образом приводились в действие слова министра об ограничении образования для низших сословий.

Но не всё было так грустно. Министерство народного просвещения под давлением либеральных общественных кругов периодически ослабляло давление и надзор на школы. Однако всё более стремилось уйти от материалистических тенденций, царивших в обществе, к классическим и привычным формам обучения. Министерство всецело поддерживало создание церковно-приходских школ, в том числе и финансами. Так с 1896 года из государственного казначейства выделялось по 3 миллиона 279 тысяч рублей ежегодно на развитие системы церковно-приходских школ, содержание учителей. Таким образом церковно-приходская школа фактически становится государственной.

Отличие земской школы от церковно-приходской школы выражалось в содержании обучения. В церковно-приходских школах учителями являлись, прежде всего, священники. В учебном плане преобладали такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, чтение церковных книг — на это отводилось до 46 % учебного времени. Тогда как в земских школах, не отвергая религиозную составляющую, расширялось обучение географии, истории, естествознанию.

Последняя четверть XIX характеризуется началом борьбы за народную школу между земствами и правительством. Правительство стремилось содержание школ взвалить на плечи земства, но при этом хотело всецело контролировать учебный процесс. Земства же стремились к независимой от правительства школе.

В этот же период педагогическая общественность сама начинает проявлять большую активность. Образуются различные педагогические комитеты и общества, содействующие образованию. Одним из главных занятий этих обществ являлась разработка новых учебных пособий. Хотя недостатка в учебной литературе не наблюдалось, не все учебники были написаны профессиональными педагогами.

В целом сеть общеобразовательных учреждений в Российской Империи в начале XX была достаточно разнообразна. Чехов Николай Владимирович, видный педагог XIX-XX веков, выделил более семнадцати типов одноклассных и двуклассных училищ, находящихся не только в ведении Министерства народного просвещении, но и различных ведомств. «И все эти 17 типов представляли часто огромные отличия друг от друга и по задачам, и обстановке, и по способам обеспечения и фактического управления. Различались они и по постановке учебной части, а  следовательно и фактическими программами своего курса».

















ГЛАВА 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (исследование)

Я провела социальный опрос, связанный с образованием в Росси в XIX веке, среди учащихся 10 класса, ниже предоставлены результаты.

  1. Знали ли вы, что Императорский Царскосельский лицей считался высшим учебным заведением для дворян этого периода?

Посмотрев на диаграмму, я поняла, что многие ученики знали об Императорском Царскосельском лицее.

  1. Знали ли вы, что в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория?



Большинство проголосовавших ответили, что они не знали о Пулковской обсерватории.



  1. Знали ли вы, что в тот период было 20% грамотного населения?



Посмотрев на диаграмму, я поняла, что многие участники опроса знают о количестве грамотного населения на тот период.


  1. Знали ли вы, что в 1862 году в Москву была открыта Публичная библиотека?



Большинство проголосовавших ответили, что они не знали о Публичной библиотеке.





  1. Знали ли вы, что в 1755 году был открыт Московский университет?



Посмотрев на диаграмму, я поняла, что многие участники опроса знают

о Московском университете.


Вывод анкетирования:

Я провела опрос на тему «Развитие образования в России в XIX веке».

Всего в этот опрос входило 5 вопроса:


1 . Знали ли, что Императорский Царскосельский лицей считался высшим учебным заведением для дворян этого периода?

2. Знали ли вы, что в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория?

3. Знали ли вы, что в тот период было 20% грамотного населения?

4. Знали ли вы, что в 1862 году в Москве была открыта Публичная библиотека?

5. Знали ли вы, что в 1755 году был открыт Московский университет?


Многие участники отметили значительные усилия, предпринятые правительством в области образования, включая создание новых школ и университетов.




Заключение


Изучив и проанализировав материалы об образовании, я могу с уверенностью сказать, что нельзя недооценивать роль образования в жизни человека. Развитие человечества и образования отражает потребности времени и страны. Изменяется общество - изменяется образование и наоборот.
Если мы обратим свой взгляд в прошлое, то увидим, что многовековое развитие человеческого сообщества переживало разные этапы развития образования. Но в тех учебных заведениях, где педагогика шла гуманным путем, где она способствовала развитию мышления, помогала становлению благородной личности, из тех учебных заведений выходили гении, созидавшие национальные культуры, такие как, например, А.С. Пушкин.
Образование прошло долгий исторический путь, отражая в себя все особенности определенного времени, вобрав в себя все лучшее от известных педагогов. На данный момент мы имеем школы, оснащенные компьютерами, учителей, обладающими ИКТ и другими передовыми технологиями, детей живых, раскрепощенных и целеустремленных, желающих учиться (хотя, бывают и исключения).


Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что школьники справятся со сложностями, с которыми приходится сталкиваться на пути получения новых знаний. Тяжело в учении - легко в бою!


Моя работа может быть в дальнейшем использована как материал для уроков истории, а также для самостоятельного ознакомления.


Мне понравилось работать над проектом. Я научилась находить недостающую информацию, анализировать и оценивать собственную деятельность.




Список литературы



1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты: историческая литература / Е. В. Анисимов. – М.: Питер, 2015. – 592 с.


2. Великая Отечественная война 1941-1945 годов: в двенадцати томах. Т. 12 : Итоги и уроки войны / В. А. Золотарев [и др.]. – М.: Кучково поле, 2015. – 863 с.


3. Великая Отечественная война 1941-1945 годов: в двенадцати томах. Т. 11 : Политика и стратегия победы: стратегическое руководство страной и вооруженными силами СССР в годы войны / А. В. Усиков [и др.]; р ед. В. В. Герасимов. – М.: Кучково поле, 2015. – 863 с.


4. 18 век в мировой и отечественной истории: лекция. Методические указания по самостоятельной работе студентов / Т.С. Волкова. – Пермь: ФГБО ВПО Пермская ГСХА, 2015. – 16 с.


5. Егорова, Н. И. История холодной войны, 1945-1991 гг : учебник для вузов / Н. И. Егорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 219 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447836.— Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст : электронный.


6. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 528 с.


7. Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Ч. 1. До ХХ века : учебное пособие для вузов / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 352 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491573. — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст : электронный.


8. Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Ч. 2. ХX век — начало XXI века : учебное пособие для вузов / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 257 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471498. — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст : электронный.


Приложение 1


Анкета «Развитие образования в России XIХ веке».


Добрый день! Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на предоставленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет нам, в проведении исследований. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики.


Цель: узнать есть ли у людей представление об образовании в России в XIX веке.


1 . Знали ли, что Императорский Царскосельский лицей считался высшим учебным заведением для дворян этого периода?

  1. Да 2) Нет


2. Знали ли вы, что в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория?

1) Да 2) Нет


3. Знали ли вы, что в тот период было 20% грамотного населения?

1) Да 2) Нет


4. Знали ли вы, что в 1862 году в Москве была открыта Публичная библиотека?

1) Да 2) Нет


5. Знали ли вы, что в 1755 году был открыт Московский университет?

1) Да 2) Нет


Спасибо за Ваши ответы!









ОТЗЫВ

на проектную работу обучающегося 1­­­­­­­­­ класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №2 им. И.Г.Петровского г. Севска

______________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество)


по теме: ________________________________________________________

_______________________________________________________________

(название темы проектной работы)

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: проектная работа_______________________________________________________

(фамилия, инициалы ученика)

по теме: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(название темы)

отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите. (нужное подчеркнуть)


Руководитель проектной работы _________________________ ___________________

ФИО (подпись)

«_____» ______________ 20___ г


Приложение 2


Рисунок 2

Рисунок 1




Рисунок 4

Рисунок 3



Рисунок 5



Рисунок 6



Рисунок 7

Рисунок 8




Рисунок 9


Рисунок 10


Рисунок 11

Рисунок 12





Приложение 3


Я решила провести тематический урок среди учеников 9 А класса на

тему «Развитие образования в России в XIX веке».

Целью нашей работы было проанализировать характеристику развития

образования России в XIX веке.


Связи с этим ставились задачи:


1. Рассказать об образовании России в XIX веке.

2. Изучить характерные способности системы образования в разные

исторические периоды жизни нашей страны.


Я считаю, что я выполнила цель и проанализировала характеристику

развития образования в России в XIX веке.


Ученикам понравился урок, полученную информацию обучающие

могут применить на уроках истории.




(1-2 Слайд)


Добрый день, уважаемые члены жюри. Меня зовут Пронова Анастасия Дмитриевна. Я являюсь ученицей 10 класса. Представляю вашему вниманию проект по истории на тему: «Развитие образования в России в XIX веке». Мой руководитель Прудковских Мария Сергеевна.

Тема моего проекта актуальна, потому что современная система образования играет важную роль в жизни каждого человека, а своими корнями она уходит глубоко в прошлое, но современная нам система начала формироваться в XIX веке.



(3 Слайд)


Моя цель работы: проанализировать характеристику развития образования России в XIX веке.

Задачи:

  1. Рассказать об образовании России в XIX веке.

  2. Изучить характерные способности системы образования в разные исторические периоды жизни нашей страны.

  3. Провести анкетирование 10 класса.



(4 Слайд)

В начале XIX века в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 году для управления ею было создано. Министерство народного просвещения. По приказу в каждом губернском городе появились гимназии, а в каждом уездном городе училища. В сельских местностях создавались приходские училища. Для крепостных детей были доступны только училища, в гимназии им было не попасть. В 1811 году для детей дворян был открыт Царскосельский лицей, в котором обучались представители высшего общества. Правительство начало уделять больше внимания высшему образованию, и на фоне этого за первые два десятилетия XIX века были созданы пять новых университетов.

(5 Слайд)

Было всего 4 этапа обучения в России в 19 веке:

  1. Приходские училища;

  2. Уездные училища;

  3. Гимназии;

  4. У ниверситеты.



(6 Слайд)

Приходские училища- один из основных типов начальной школы в Российской Империи в 19 веке. Срок обучения - 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и «назубок».











(7 Слайд)

У



ездные училища – это начальные школы в России, которые были второй ступенью образования после приходских училищ. Срок обучения - 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию. Их состояние было несколько лучше, чем приходских. Здесь было 15 предметов: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание. Все предметы вели два учителя.





(8 Слайд)

В гимназиях срок обучения - 4 года. Цель обучения- подготовить дворянских детей к поступлению в университет. Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей.



(9 Слайд)

Заканчивая гимназию, обучающие поступали в университет- срок обучения – 3 года. В конце XIX века в России действовало 10 университетов: Московский (с 1755 г.), Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Санкт-Петербургский (1819), Александровский в Гельсингфорсе (1827), Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888).















(10 Слайд)

С мужским образованием было проще, у них было отдельное обучение. В основном юноши учились в училищах и гимназиях.



(11 Слайд)

В опрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми. Так появились институты благородных девиц.



(12 Слайд)

В целях проверки я провела социальный опрос у десятиклассников связанный с образованием в России в 19 веке. Всего в этот опрос входило 5 вопроса. Многие участники отметили значительные усилия, предпринятые правительством в области образования, включая создание новых школ и университетов.



(13 Слайд)

Изучив и проанализировав материалы об образовании, я могу с уверенностью сказать, что нельзя недооценивать роль образования в жизни человека. Развитие человечества и образования отражает потребности времени и страны. Изменяется общество - изменяется образование и наоборот. Если мы обратим свой взгляд в прошлое, то увидим, что многовековое развитие человеческого сообщества переживало разные этапы развития образования.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что школьники справятся со сложностями, с которыми приходится сталкиваться на пути получения новых знаний. Как говорится «Тяжело в учении- легко в бою!»

Моя работа может быть в дальнейшем использована как материал для уроков истории, а также для самостоятельного ознакомления.

М не понравилось работать над проектом. У меня получилось то, что я хотела. Я научилась находить недостающую информацию, анализировать и оценивать собственную деятельность.



(14 Слайд)

Работая над проектом, я обращалась к следующим источникам информации, они предоставлены на слайде.

Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.





24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!