СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего мира с помощью игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья результат исследования,проведенного на преддипломной практике.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего мира с помощью игровых технологий»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В связи с быстротечными изменениями возникающими в мире, появляются новые требования к образовательному и воспитательному процессу. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от «17» декабря 2016 г. № 1897 представлен портрет выпускника: заинтересованный в познании мир, осознающий важность образования и способный применять полученные знания на практике . Эти характеристики предъявляют к учащимся повышенные требования , вследствие этого возникают естественные причины потери у них интереса к обучению. Поэтому так важно дополнять учебный процесс новыми формами и приёмами работы, потому что содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов.

Содержание знаний несёт в себе важный стимул познавательного интереса, такой как осознание и понимание практической роли познания. Следует отметить, что формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы

Цель - на основе психолого-педагогической и методической литературы определить и экспериментально проверить возможность использования игровых технологий, как средства развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и структуру понятия “познавательная активность”.

  2. Рассмотреть условия формирования познавательной активности.

  3. Проанализировать уровни познавательной активности

  4. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.

  5. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.

  6. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, апробация, анализ и обработка данных апробации.

В главе I мы рассмотрели такие понятия , как : «игра», «игровые технологии», « познавательная активность», а именно определения следующих докторов педагогических наук и академиков: Петрусинского В. В., Сорокина А. И., Газмана О. С., Селевко Г. К. Далее мы рассмотрели основные проблемы при внедрении в процесс обучения игровых технологий. Выявили необходимую взаимосвязь между реализацией личностно-ориентированной  модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Затем изучили информацию о методиках работы с учащимися на уроках с применением игровых технологий. Мы рассмотрели основные принципы и этапы работы над повышением познавательной активности.

Во II главе мы рассмотрели возможности использования материала рифмовок, написания сочинений, составления кроссвордов и уроков-экскурсий при работе над повышением познавательной активности на уроках окружающего мира.

. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации, значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. В развивающих играх в этом заключается их главная особен­ность — удалось объединить один из основных принципов обуче­ния — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, ког­да ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!