СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя  и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования.

Просмотр содержимого документа
««Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся»»



«Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся»





Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».

Цель коучинга: рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся», «профессиональная компетентность учителя».

  2. Выявить тенденции и предпосылки развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.

  3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.

Ожидаемый результат – понимание деятельностного смысла понятия «функциональная грамотность как адаптация к жизни». 







Ход проведения:

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап (5-7 минут)

  1. Деление участников семинара на группы.

2. Листы рефлексии (Эдвард де Боно) поэтапная или блочная.

По ходу проведения коучинга, участники заполняют таблицу:

Этапы

(+) понравилось

(-) не понравилось

(!) интересно

Организационный этап





Теоретический блок






Практический блок






Заключительный этап

Выводы (моё отношение)




Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте, что каждый день мы получаем в банке 86 400 $. Причем потратить деньги можно только в этот день, а перенести покупки на завтра уже нельзя. Что же делать в таком случае?

Конечно же, скорее тратить эти деньги!

У каждого из нас в жизни есть такой банк, и он называется ВРЕМЯ. Каждое утро он выдает каждому 86 400 секунд. И каждый вечер он подводит итог, несмотря на то, что ты уже сделал или не успел сделать.


Если хочешь узнать, чего стоит год, спроси об этом у студента, который провалил поступление в институт.


Если хочешь узнать, чего стоит месяц, спроси у женщины, которая ждет ребенка.


Если хочешь узнать, чего стоит неделя, спроси об этом у редактора еженедельной газеты.


Если хочешь узнать, чего стоит час, спроси у влюбленных, которые ждут встречи.


Если хочешь узнать, чего стоит минута, спроси у человека, который опоздал на поезд.


Если хочешь узнать, чего стоит секунда, спроси у человека, который чудом избежал аварии.


Если хочешь узнать, чего стоит миллисекунда, спроси у спортсмена, получившего серебряную медаль на Олимпийских играх, вместо золотой.


Каждый день мы получаем 86.400 секунд. И вечером этого дня, они пропадают.
Зря или нет – зависит только от каждого из нас.



-Распределите на часах время вашей занятости в течение суток.

-Какому занятию вы отвели максимальное количество времени?

-Какому… минимальное?

-Какое время у вас заняла область на самообразование и общение с коллегами?

В настоящее время мы имеем возможность чаще встречаться на семинарах, форумах, коучингах, делиться мнениями, что-то узнавать, делать выводы, пробовать применять на практике, обучать по-новому. Такая возможность продиктована нашими потребностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными.

Какую SMАRT цель вы поставите перед собой,находясь на данном мероприятии?

Напоминаю:

В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей:

  • Specific - конкретная;

  • Measurable - измеримая;

  • Achievable - достижимая;

  • Realistiс - реалистичная;

  • Timed - определенная по времени.

Любую цель необходимо проверить по пяти описанным критериям:

  1. Конкретная. Цель должна быть четкой, конкретной. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д., обязательно указать, на сколько (рублей, минут, процентов и т.д.).

  2. Измеримая. Результат достижения цели должен быть измеримым. «Стать счастливой» - трудно измеримый результат (и не конкретный тоже). А вот «выйти замуж» - вполне измеримый; достаточно одного взгляда в паспорт.

  3. Достижимая. Вы должны быть способны достичь этой цели, хотя бы в потенциале. Должны обладать ресурсами (внешними и внутренними) для ее достижения, либо быть способными эти ресурсы обрести.

  4. Реалистичная. Необходимо реально оценивать свои ресурсы по достижению цели. Это не означает, что цель не должна быть амбициозной, как раз наоборот. Если цель не является реалистичной, разбейте ее на несколько реалистичных целей. Также должна согласовываться с другими целями, не противоречить им. Ставя цель раньше вставать, нам придется и раньше ложиться для того, чтобы высыпаться, либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления.

  5. Определенная по времени. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет.

Заполните таблицу по организационному этапу проведения (1-2 минуты)

II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (25 минут)

В очередном послании глава нашего государства подчеркнул ()

«Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Проект Государственного стандарта ориентирован на реализацию модели компетентностного образования, упор делается, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни».

Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».

Важнейшей отличительной особенностью подготовки современного учителя является её ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения учебного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний, информационности на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта.

Компетентностный подход в образовании понимается как достижение компетентности через приобретение компетенций.

Компетенция - способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».



Назовите ключевые слова данной темы? (компетентность учителя, формирование ФГ уч-ся)

Работа по группам

Сейчас я предлагаю обсудить эти понятия в группах.

1 группа - Педагогические компетенции.

Обсудив тему, ответьте на вопрос: Какими компетенциями должен обладать учитель?

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Профессиональная компетентность качество действий учителя, обеспечивающих:

• эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

  • владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, приемами снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами; их постоянное совершенствование;

  • использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися; осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Коммуникативная компетентность качество действий учителя, обеспечивающих:

  • эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

  • установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе;

  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

  • умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.

Информационная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:

  • эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировку учебной проблемы различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;

  • использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;

  • регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;

  • использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;

  • ведение школьной документации на электронных носителях.

Правовая компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:

  • эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.


2 группа - Функциональная грамотность

Обсуждая вопрос, раскрыть понятие ФГ, виды ФГ, условия, необходимые для формирования и развития ФГ школьника

Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.
На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.
Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...». Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность. Иначе говоря, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);

  • учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);

  • учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

  • учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

  • школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.



3 группа:

Раскрыть смысл читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Дать характеристику уровневых показателей функциональной грамотности.

При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:

* читательская грамотность — способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

Главный показатель оценки навыков чтения – понимание значения текста, которое может варьироваться от понимания значения каждого слова до уяснения главной темы развернутого повествования.

Кроме этого, Программа предполагает, что человек должен быть способен сформировать свое мнение о прочитанном материале, оценить его с точки зрения информативности и пользы для решения конкретной задачи, а также как художественный объект.

* математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

Функциональная Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Такое поведение включает в себя навыки решения проблем в реальной жизни посредством использования математической информации, включающей в себя: количества и числа, размерные величины, схемы и диаграммы, связи данных, вероятность и др. Три составляющие математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

* естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.


Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:
1) целепологание:

  • осознание учеником потребности и способности к самореализации;

  • возникновение учебно-познавательного интереса;

  • владение приемами самостоятельной работы;

  • осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование:

  • способность ориентироваться в условиях задачи;

  • выделение алгоритма поиска необходимой информации;

  • принятие решения:

  • выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

  • анализ планов деятельности;

3) принятие решения:

  • выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

  • анализ планов деятельности;

4) выполнение:

  • умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5) оценка результатов:

  • самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.


Презентация работ. Картинная галерея.

Группа назначает спикера, который раскрывает суть выполненной работы. Все участники, проходя по выставке, знакомятся с каждой работы, при необходимости задают вопросы.

Вывод. Побывав на выставке работ и ознакомившись с информацией, подведём итог работы.


В форме таблицы: «Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности учащихся и профессиональной компетенции учителя».




Уровневые показатели функциональной грамотности учащихся

Показатель профессиональной компетенции учителя

1

целепологание:

осознание учеником потребности и способности к самореализации;

возникновение учебно-познавательного интереса;

владение приемами самостоятельной работы;

осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности


2

планирование:

способность ориентироваться в условиях задачи;

выделение алгоритма поиска необходимой информации;

используются продуктивные формы групповой работы

3

принятие решения

выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;

предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели

4

выполнение

умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели

5

оценка результатов

самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ

правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса


Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; используются продуктивные формы групповой работы.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


Оцените работу теоретической части в листе рефлексии (1-2 минуты)


III. ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (20 минут)

Образец выполнения задания для учителей по формированию читательской грамотности учащихся

Задание 1.

Прочитайте текст. Выполните задания. Составьте свой вариант заданий (по два тестовых задания (всего шесть заданий) на проверку каждого читательского умения. Укажите верный ответ. Составьте по два традиционных по форме вопроса (всего шесть) на проверку каждого читательского умения. Укажите в скобках ожидаемые ответы.

ПЛУТОН

До августа 2006 года считалось, что вокруг Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Все эти девять небесных тел существуют и сейчас, ничуть не изменившись. Однако в августе 2006 года Международный астрономический союз принял решение исключить Плутон из числа планет. Теперь его называют карликовой планетой.

Почему же так произошло? Просто изменились представления о том, что такое планета. Теперь, чтобы иметь право называться планетой, небесное тело должно удовлетворять трём условиям:

1) Оно должно обращаться по орбите вокруг Солнца.

2) Оно должно быть достаточно большим для того, чтобы под воздействием силы тяжести приобрести форму, близкую к шару, и сохранять её.

3) Обращаясь вокруг Солнца, оно должно притягивать к себе почти все объекты, находящиеся поблизости, чтобы его путь был свободен от других тел.

Согласно новому определению, Плутон не может считаться планетой. Обращается ли он вокруг Солнца? Да. Он похож на шар и сохраняет эту форму? Да. Расчистил ли он себе путь вокруг Солнца? Нет! По его орбите летает много разных объектов. А это значит, что, в отличие от остальных восьми планет, третье условие Плутон не выполняет.







Читательское умение




Тестовые задания на проверку читательского умения



Верные ответы

Найти и извлечь информацию из текста

К какой группе небесных тел относят Плутон с 2006 года?

а) планеты

б) естественные спутники планет;

в) карликовые планеты.


Как называется организация, принявшая решение об исключении Плутона из числа планет?

в) карликовые планеты

Организация, принявшая решение об исключении Плутона из числа планет, называется Международный астрономический союз.


Интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Что из этих утверждений не является истинным?

1) Плутон обращается по орбите вокруг Солнца;

2) Плутон под воздействием силы тяжести приобрел и сохраняет форму, близкую к шару;

3) Путь Плутона вокруг Солнца свободен от других тел, потому что он притягивает к себе почти все объекты, находящиеся поблизости.


Утверждение 3) «Путь Плутона вокруг Солнца свободен от других тел, потому что он притягивает к себе почти все объекты, находящиеся поблизости» не является истинным.

Осмыслить и оценить сообщение текста

Из предложенного перечня небесных тел выберите планеты.

а) Уран; б) Нептун; в) Плутон; г) Луна.


а) Уран; б) Нептун;


Оцените практическую часть в листе рефлексии (1-2 минуты)

Заключительный этап (3-5 минут)

Время пролетело незаметно и наш коучинг подошёл к своему завершению. Как незаметно для нас тикали часы «Тик-так» Я вам предлагаю сыграть в игру, разделившись на команды - ТИК и ТАК.

Тик. Рождение услышь. Так. На попу сел малыш.
Тик. За кошкою бегом. Так. Дорога. Школа. Дом.
Тик. Поход. Костер. Дымок. Так. В подъезде быстрый чмок.
Тик. Диплом. Работа. Сон. Так. Мартини. Мендельсон.
Тик. Июль. Сентябрь. Снег. Так. Родился человек.
Тик. Бежит тугая нить. Так. Спеши любить и жить.

Заполнить графы «заключительный этап» в листе рефлексии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!