СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие пространственного мышления у младших школьников.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены перечни видов и поделок на уроках технологии с использованием геометрических фигур по годам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие пространственного мышления у младших школьников.»

Развитие пространственного мышления у младших школьников

Наибольшие возможности для развития творческого воображения предоставляет такой вид работы, как конструирование по замыслу.

На уроках труда необходимо прежде всего развивать у детей умения и навыки планировать свою работу на основе инструкционной карты, чертежа или хотя бы рисунка. Постоянно работа с чертежами вырабатывает умение, навык и привычку читать и выполнять предъявляемый условия, т.е. помогает овладеть одной из важнейших функций конструктора: оперировать графическими средствами любого уровня абстрагирования от реальных свойств объектов и их отношений в пространстве, переводить условные изображения в наглядные. Иными словами, главным на уроках является не столько степень овладения техникой выполнения графических работ, сколько умение мысленно преобразовывать образно-знаковые модели, обладать динамичным пространственным воображением, мышлением и технической наблюдательностью.

Для определения уровня развития пространственного мышления учащихся начальных классов существуют некоторые «жизненные» показатели. Перечислим их:

  • интерес к трудовой деятельности, в которой оперирование пространственным образами выступает как самостоятельная задача;

  • успешность занятия (в особенности при конструировании по замыслу и техническом моделировании);

  • стремление решать все более сложные пространственные задачи.

Тематика уроков трудового обучения в начальной школе широка и разнообразна.

Она представлена тремя большими блоками: конструирование, техническое моделирование и сельско-хозяйственный труд. На уроках трудового обучения ребята сгибают и складывают бумагу, режут её ножницами, склеивают; занимаются лепкой, чеканят, выпиливают и т. Д.

В зависимости от материала, применяемого при изготовлении изделия, выделяют работу с бумагой и картоном, с глиной и пластилином, с тканью, древесиной, металлом, искусственными губчатыми материалами, природными материалами и т.д.

По цели, практическому назначению детские поделки также образовывают некоторые группы: учебные пособия, ёлочные игрушки, подарки к праздникам, карнавальные костюмы, предметы для игр и спорта и т. Д.

Учителю предоставлено право выбора задания, изделия в соответствии с его личными предпочтениями и интересами учащихся, оснащенностью мастерской (с учётом количества часов, отведённых в программе на определённый вид труда).

Ниже предлагается примерный перечень видов работ и поделок с использованием геометрических фигур по годам обучения (для трёхлетней начальной школы).

I класс

Работа с пластилином: репа, яблоко, апельсин, помидор, вишня (в форме шара), пирамида из колец (в форме тора).

Работа с бумагой:

  • сгибание и складывание;

  • вырезание – снежинки (поэтапное выполнение действий под руководством учителя);

  • аппликация – геометрический орнамент «узор в полосе» (чередование двух фигур по размеру и форме), «узор в круге» (метод равноудаления деталей от центра и друг от друга), простейшие стилизованные предметы из геометрических фигур (ракета, ель, домик и т.п.) игра «танграм»;

  • плетение – панно, закладка;

  • конструирование – разъемные цепи из полосок бумаги, гирлянды двойных флажков в форме геометрических фигур, елочные игрушки;

  • моделирование – мебель из бумаги (стол, табурет).

Работа с пластмассовым конструктором:

  • модели геометрических фигур (ломаной, линии, треугольника, многоугольников);

  • наблюдение за «взаимопереходом» форм (квадрат – ромб – квадрат );

  • техническое моделирование (изготовление знакомых предметов, окружающих детей).

Работа с проволокой:

  • кривые линии;

  • фигурки людей и животных из линий в форме спирали.

Работа с разными материалами:

  • каркасы куба и тетраэдра из спичек и пластилина;

  • пенал для счетного материала из спичек коробков;

  • кормушка для птиц из бумажных пакетов (форме прямоугольного параллелепипеда).

II класс

Работа с пластилином – стилизованные фигурки животных, знакомые детям предметы.

Работа с бумагой:

  • сгибание и складывание;

  • вырезание – снежинки (самостоятельное планирование результата по образцу);

  • аппликация – геометрических орнамент «узор в полосе» (чередование по форме и размеру трех фигур), «узор в круге и квадрате» (с использованием осевых линий);

  • конструирование из плоских геометрических фигур – ребристый шар из 8 деталей (равносторонний треугольник, вписанный в окружность) и шапочка из 6 аналогичных деталей;

  • изготовление моделей геометрических тел (куба, тетраэдра, цилиндра и конуса по разверткам);

  • выполнение поделок на основе этих моделей – складная коробочка для карточек, бумажный стаканчик (в форме цилиндра и призмы), гирлянда к празднику из кубиков, модель из бумаги (шкаф, кресло, диван), модель башни цилиндрической формы;

  • моделирование из композиции геометрических тел.

Работа с пластмассовым конструктором - наблюдение за «взаимопереходом форм» (прямоугольник – параллелограмм - прямоугольник).

Работа с проволокой – каркасы геометрических тел.

Работа с разными материалами:

  • шар – глобус или мяч из папье-маше;

  • чеканка;

  • ваза для цветов из футляра (или банки) цилиндрической формы, украшенной пластилином, семенами растений и пр.

III класс

Работа с пластилином – сложные композиции.

Работа с бумагой:

  • сгибание и складывание:

  • аппликация – игра «Пифагор», геометрический орнамент «узор в прямоугольнике, овале, ромбе», сюжетное конструирование из плоских геометрических фигур;

  • моделирование – здания в форме прямоугольного параллелепитеда, бесседка в форме пирамиды, легковые и грузовые автомобили и т.д.

Работа с пластмассовым конструктором - модели машин (в том числе реальное воплощение самостоятельного замысла).

Работа с разными материалами – реализация совместной идеи по разработке проекта и изготовлению общеклассной поделки (например: зоопарка, детского городка и т.п.).

Литература.


Начно-методический журнал Школа и производство №1, 1999.

Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. М., 1969.

Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Альбом по математике и конструированию. М., 1994.

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М., 1988.

О.С. Якунина,

ст. научный сотрудник Института

педагогических инноваций РАО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!