Развитие пространственного мышления у младших школьников
Наибольшие возможности для развития творческого воображения предоставляет такой вид работы, как конструирование по замыслу.
На уроках труда необходимо прежде всего развивать у детей умения и навыки планировать свою работу на основе инструкционной карты, чертежа или хотя бы рисунка. Постоянно работа с чертежами вырабатывает умение, навык и привычку читать и выполнять предъявляемый условия, т.е. помогает овладеть одной из важнейших функций конструктора: оперировать графическими средствами любого уровня абстрагирования от реальных свойств объектов и их отношений в пространстве, переводить условные изображения в наглядные. Иными словами, главным на уроках является не столько степень овладения техникой выполнения графических работ, сколько умение мысленно преобразовывать образно-знаковые модели, обладать динамичным пространственным воображением, мышлением и технической наблюдательностью.
Для определения уровня развития пространственного мышления учащихся начальных классов существуют некоторые «жизненные» показатели. Перечислим их:
интерес к трудовой деятельности, в которой оперирование пространственным образами выступает как самостоятельная задача;
успешность занятия (в особенности при конструировании по замыслу и техническом моделировании);
стремление решать все более сложные пространственные задачи.
Тематика уроков трудового обучения в начальной школе широка и разнообразна.
Она представлена тремя большими блоками: конструирование, техническое моделирование и сельско-хозяйственный труд. На уроках трудового обучения ребята сгибают и складывают бумагу, режут её ножницами, склеивают; занимаются лепкой, чеканят, выпиливают и т. Д.
В зависимости от материала, применяемого при изготовлении изделия, выделяют работу с бумагой и картоном, с глиной и пластилином, с тканью, древесиной, металлом, искусственными губчатыми материалами, природными материалами и т.д.
По цели, практическому назначению детские поделки также образовывают некоторые группы: учебные пособия, ёлочные игрушки, подарки к праздникам, карнавальные костюмы, предметы для игр и спорта и т. Д.
Учителю предоставлено право выбора задания, изделия в соответствии с его личными предпочтениями и интересами учащихся, оснащенностью мастерской (с учётом количества часов, отведённых в программе на определённый вид труда).
Ниже предлагается примерный перечень видов работ и поделок с использованием геометрических фигур по годам обучения (для трёхлетней начальной школы).
I класс
Работа с пластилином: репа, яблоко, апельсин, помидор, вишня (в форме шара), пирамида из колец (в форме тора).
Работа с бумагой:
сгибание и складывание;
вырезание – снежинки (поэтапное выполнение действий под руководством учителя);
аппликация – геометрический орнамент «узор в полосе» (чередование двух фигур по размеру и форме), «узор в круге» (метод равноудаления деталей от центра и друг от друга), простейшие стилизованные предметы из геометрических фигур (ракета, ель, домик и т.п.) игра «танграм»;
плетение – панно, закладка;
конструирование – разъемные цепи из полосок бумаги, гирлянды двойных флажков в форме геометрических фигур, елочные игрушки;
моделирование – мебель из бумаги (стол, табурет).
Работа с пластмассовым конструктором:
модели геометрических фигур (ломаной, линии, треугольника, многоугольников);
наблюдение за «взаимопереходом» форм (квадрат – ромб – квадрат );
техническое моделирование (изготовление знакомых предметов, окружающих детей).
Работа с проволокой:
Работа с разными материалами:
каркасы куба и тетраэдра из спичек и пластилина;
пенал для счетного материала из спичек коробков;
кормушка для птиц из бумажных пакетов (форме прямоугольного параллелепипеда).
II класс
Работа с пластилином – стилизованные фигурки животных, знакомые детям предметы.
Работа с бумагой:
сгибание и складывание;
вырезание – снежинки (самостоятельное планирование результата по образцу);
аппликация – геометрических орнамент «узор в полосе» (чередование по форме и размеру трех фигур), «узор в круге и квадрате» (с использованием осевых линий);
конструирование из плоских геометрических фигур – ребристый шар из 8 деталей (равносторонний треугольник, вписанный в окружность) и шапочка из 6 аналогичных деталей;
изготовление моделей геометрических тел (куба, тетраэдра, цилиндра и конуса по разверткам);
выполнение поделок на основе этих моделей – складная коробочка для карточек, бумажный стаканчик (в форме цилиндра и призмы), гирлянда к празднику из кубиков, модель из бумаги (шкаф, кресло, диван), модель башни цилиндрической формы;
моделирование из композиции геометрических тел.
Работа с пластмассовым конструктором - наблюдение за «взаимопереходом форм» (прямоугольник – параллелограмм - прямоугольник).
Работа с проволокой – каркасы геометрических тел.
Работа с разными материалами:
шар – глобус или мяч из папье-маше;
чеканка;
ваза для цветов из футляра (или банки) цилиндрической формы, украшенной пластилином, семенами растений и пр.
III класс
Работа с пластилином – сложные композиции.
Работа с бумагой:
сгибание и складывание:
аппликация – игра «Пифагор», геометрический орнамент «узор в прямоугольнике, овале, ромбе», сюжетное конструирование из плоских геометрических фигур;
моделирование – здания в форме прямоугольного параллелепитеда, бесседка в форме пирамиды, легковые и грузовые автомобили и т.д.
Работа с пластмассовым конструктором - модели машин (в том числе реальное воплощение самостоятельного замысла).
Работа с разными материалами – реализация совместной идеи по разработке проекта и изготовлению общеклассной поделки (например: зоопарка, детского городка и т.п.).
Литература.
Начно-методический журнал Школа и производство №1, 1999.
Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. М., 1969.
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Альбом по математике и конструированию. М., 1994.
Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М., 1988.
О.С. Якунина,
ст. научный сотрудник Института
педагогических инноваций РАО