СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Учимся аргументировать

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для 8 класса (уч.Русская речь.Никитина Е.И.)

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Учимся аргументировать»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Учимся аргументировать».

Цели: закрепить умения и навыки при построении тезиса, развивать внимательность, письменную и устную речь учащихся, воспитывать аккуратность.

Ход урока:

Как аргументировать свою позицию?

Памятка

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что...

Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что...

На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...

Я считаю необходимым возразить автору…

Мне кажется, автор не вполне прав…

Как выразить согласие с позицией автора:

Я полностью согласен с автором…

Я тоже считаю, что…

Трудно не согласиться с автором…

Я разделяю чувства автора (негодование, неприятие, восторг) и думаю…



В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) аргументация (доказательства, доводы);

3) вывод (общий итог).

Тренировочные упражнения.

Таким образом, здесь нужно выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, и привести доказательства, подтверждающие правоту этого мнения.

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:

1) прочитать текст и разделить его на структурные части;

2) ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;

3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы, потому что, так что, поскольку и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Аргументацияэто приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: «Потому что…».

Например:

Тезис: Чтение художественной литературы необходимо.

Аргументы:

1) чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке;

2) чтение художественных произведений пробуждает эмоции;

3) чтение приносит людям утешение;

4) художественная литература рождает в человеке добрые чувства;

5) художественная литература воспитывает человека, делает людей лучше;

Вывод: Художественная литература – это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.

Например:

Тезис: Иван Петрович – хороший учитель.

Аргумент 1: Во-первых, он хорошо знает свой предмет.

Иллюстрация к аргументу 1: На его уроках всегда можно узнать много интересных фактов…

Аргумент 2: Во-вторых, он хорошо преподает свой предмет.

Иллюстрация к аргументу 2: Он понятно и доступно излагает материал…

Аргумент 3: В-третьих, он справедлив в своем отношении к ученикам.

Иллюстрация к аргументу 3: Например, у него никогда не бывает «любимых» или «нелюбимых»...

Вывод: Обучаясь у И.П., действительно, можно получить глубокие знания и объективные оценки.



Прочитаем текст:

В наши дни профессионализм почему-то отождествили с высокой квалификацией и высоким качеством выполняемых работ и оказываемых услуг. А это неверно. Все врачи – профессионалы, но мы прекрасно знаем: есть среди них и плохие, и хорошие. Все слесари – профессионалы, но и они бывают разные. Короче говоря, профессиональное – это не обязательно гарантирующее высокое качество, но обязательно выражающее определенное отношение между производителем и потребителем, между исполнителем и заказчиком. Профессионал – это работник, который за плату, дающую ему средства к существованию, обязуется исполнить заказ любого обратившегося к нему клиента.

Вот почему я с грустью смотрю на людей, называющих себя профессиональными политиками.

«Э-эх! – думаю я. – Чем ты гордишься? Тем, что готов за деньги выполнить политический заказ любого обратившегося к тебе клиента? Но достоинство ли это?» (По Г.Смирнову).

Фрагмент сочинения по тексту:

Я не вполне согласен с позицией автора: я считаю, что профессионализм – это не только принадлежность к определенной профессии, но и профессиональное мастерство. Например, плохого врача язык не повернется назвать профессионалом. Если врач не может поставить правильный диагноз и его лечение может повредить человеку, как же такой «профессионал» может сдержать клятву Гиппократа?! Конечно, кроме профессионализма, существуют честь, совесть, человеческое достоинство, однако все эти качества только направляют человеческие умения в должное русло. По моему мнению, многие беды нашей страны связаны с нехваткой профессиональных врачей, учителей и политиков, а также с неумением государства ценить труд настоящего профессионала.

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

Например: Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается ученых) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны.

Итак, ваши аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми все соглашаются. Конечно, убедительность аргумента – понятие относительное, поскольку зависит от ситуации, эмоционального состояния, возраста, пола адресата и других факторов. В то же время можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

Приведенный перечень больше подходит для подготовки публичного выступления.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

*ссылки на цитаты из их трудов, из художественных произведений;

*пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

авторитетных людей, факты, события;

*примеры из личной жизни и жизни окружающих;

*примеры из художественной литературы.



Тезис: Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности.

Аргумент: В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по Стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся с темными силами вместе с Гарри Поттером.



Приведем еще пример.

Тезис: Фашизм должен быть искоренен.

Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма. Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нем личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности.

Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует нацизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены.

И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом. Но, если тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую еще предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости какой теперь трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабженный словами уверенности.







ЗАДАНИЕ: Напишите схему сочинения-рассуждения на тему «Какого человека можно назвать другом?»

Тезис:

Аргументы:

1) …

2) …

3) …

Вывод:



Количество аргументов определите самостоятельно. Один пример-аргумент приведите из художественной литературы, а второй – из Вашего жизненного опыта, остальные – по желанию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!