СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье размещены задачи развития речи и принципы развития.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у дошкольников»

Развитие речи у дошкольников


Задачи речевого развития:

- овладение речью, как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- развитие связной речи;

- грамматически правильной диалогической и монологической речи

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. Наша связная речь состоит из двух частей –диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы...» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.

Развитие речевого творчества–работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно!

И ещё одна задача речевого развития формирование звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

Принципы развития речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

- принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи;

- принцип развития языкового чутья;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления:

- развитие словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- формирование элементарного осознания явлений языка и речи;

- воспитание любви и интереса к художественному слову.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделены в чётком соответствии задачам речевого развития. Каким же содержанием они будут наполнены, решают сами педагоги. Решают, возможно, по-разному, используют и различные формы, методы и приёмы.

Пути решения, действительно, могут быть различны, главное –достижение цели. Но всё же конкретизируем структуру основных методов.

Методы развития речи:

- наглядный;

- словесный;

- практический.

Наглядный метод включают в себя два больших компонента: непосредственное наблюдение и его разновидности, и опосредованное наблюдение. К первому относятся наблюдения в природе, наблюдения за животными и людьми, экскурсии и т.п. Ко второму –изобразительная наглядность: рассматривание предметов, игрушек, картин, слайдов, фотоизображений и рассказывание по результатам наблюдения за ними.

Словесный метод – это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практический метод – это дидактические игры, дидактические упражнения, игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры, детское словотворчество и т.п.

Средства развития речи:

- общение детей и взрослых;

- культурно – языковая среда;

- обучение родной речи в процессе организованно – образовательной деятельности;

- художественная литература;

- изобразительное искусство;

- музыка, театр.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как:

- процесс взаимодействия людей;

- информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом);

- средство и условие передачи и усвоения социального опыта;

- отношение людей друг к другу;

- процесс взаимовлияния людей друг на друга;

Сопереживание и взаимопонимание.

Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, с помощью языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, и, соответственно, зависит от уровня культурно-языковой среды.

Она является средством развития речи в широком смысле: подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Являясь средством развития речи, обучение в процессе организованно – образовательной деятельности предъявляет к педагогу личные требования: его речь, обращённая к ребёнку должна быть грамотной, чёткой, понятной–то есть доступной возрастному уровню, содержательной и одновременно точной, логичной, лексически, фонетически, грамматически правильной.

Образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная, но не чрезмерная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам –вот критерии, на которые должен ориентироваться педагог, пользуясь речью во взаимодействии с ребёнком. И, естественно, совершенно недопустимо употребление ненормативной лексики.

И художественная литература, а также такие виды искусства, как музыка и театр являются мощнейшим средством по развитию речи дошкольников. Художественная литература является важнейшим источником развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей: эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровье сберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности

  • технология исследовательской деятельности

  •  информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном - образовательном пространстве ДО ,компьютерные программы ,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология портфолио дошкольника и воспитателя

  • игровая технология

  • технология «ТРИЗ» и др.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!