СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении многих лет я занимаюсь выделением эффективных видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов.Определила следующие требования к речи: правильность,ясность,чистота, выразительность.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе»

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

На протяжении многих лет я занимаюсь выделением эффективных видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов.

Определила следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

В работе над развитием речи выделяют следующие направления:

– работа над звуковой стороной речи,

– словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),

– работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи,

– развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),

– богатство и культура речи;

Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения.

Воспитание звуковой культуры речи

Уточнение словарного запаса.

Выявление уровня сформированности фразовой речи.

Совершенствование речевого общения

Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей.

– Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;

– Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

– организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения.

– проведение дидактических игр

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах. Расширение словарного запаса осуществляется на протяжении всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в 1–4 классах. С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова); подбор синонимов и антонимов и т. д.

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами и другие. Вот, например, работа со словом яблоко. Отгадывание загадок. (Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки). Показ рисунка с изображением яблока. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки). Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.) Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)

Обогащение и активизация словарного запаса учащихся осуществляется не только путём раскрытия значения неизвестного слова, но и с помощью проникновения в смысловые секреты неизвестного. Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Читаем предложение «Звенит песня жаворонка». Спрашиваю у детей: почему «звенит»? Как можно сказать иначе? Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимов) и противоположным значением (антонимов). Ученики с удовольствием «придумывают»: ходить-идти, мчаться-нестись, ходить-бегать, гореть- гаснуть, конец- начало

При чтении текстов на уроке я стараюсь не пропускать случая, который даёт возможность попрактиковаться в подборе синонимов и антонимов. Работу с синонимами и антонимами широко использую при изучении частей речи. Например: К выделенному существительному подберите слова с близким значением. Заменить словосочетание одним словом. С глаголом в скобках выбрать наиболее подходящее. (Налетел сильный ветер, но быстро (утих, стих, смолк)). Хотелось бы подчеркнуть, что синонимы и антонимы необходимо подбирать не для отдельно взятого слова, для слова, употребляемого в контексте.(впр) Постоянно на уроках применяю разные формы работы с пословицами:

– собрать пословицу из слов;

– соединить одну часть пословицы с другой;

– вставить пропущенные буквы, вспомнив орфограмму;

– найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл.

Очень важно уметь правильно в логических и грамматических отношениях строить предложение. Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д. Выделяю такие виды конструктивных упражнений: – восстановление деформированного текста;

– деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце;

–распространение данного предложения;

– то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

– соединение 2–3 предложений в одно;

– построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

– выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Детям предлагаю самые разные виды работ: Подбор сказуемого к подлежащему, подлежащего к сказуемому. Мама … бельё. Кошка …… мышку. Дописать незаконченное предложение, руководствуясь вопросам. Используя словосочетания составить предложения. За сосновый бор (Солнце спряталось за сосновый бор). К лесному озеру (Тропинка привела нас к лесному озеру). Составление текста по опорным словосочетаниям. Золотая осень, высокие ели, разноцветный лес, весёлые деньки. Восстановление деформированного текста (на первое место ставят слово, с которого начинается предложение). осенью, помогли, рабочим, дети; в, работали, колхозном, саду, ученики; они, деревьев, яблоки, снимали, с.

Для правильного восстановления деформированного предложения важно выделить, про кого или про что нужно сказать, потом назвать главные члены предложения, а затем, с учётом смысла, разместить остальные слова. Этот вид работы особенно ценен при изучении окончания, связи слов в предложении.

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности: Знакомство с текстом. Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного. Деление текста на части и составление плана его изложения. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка). Устный пересказ текста учениками. Запись текста. Сначала дети учатся излагать небольшие тексты по вопросам или по плану, который состоит из 2–3 пунктов. Самым сложным умением является умение отвечать на один вопрос несколькими предложениями. Более сложным видом работы является деление текста на части и подбор заголовка к ним (в виде вопросительных или повествовательных предложений). Когда убеждаюсь в том, что дети научились делить текст на части и давать им заголовки, предлагаю им составить план изложения самостоятельно.

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Они как бы суммируют всё, что делалось на уроках чтения и русского языка. Понятно, что на начальном этапе детям тяжело подбирать нужные слова, составлять предложения и размещать в правильном порядке. Поэтому в 1–2 классах, и даже в 3-ем, текст сочинения составляется коллективно. В своей работе я использую следующие виды сочинений: Сочинение по серии рисунков. Сочинение по картинке или картине. Сочинение на основе прочитанного произведения. Сочинение на основе собственных наблюдений. Например, написанию сочинения на тему: «9 имая» предшествовала экскурсия-возложение цветов. В ходе подготовки к сочинению были обсуждены вопросы

Готовясь к сочинению по картине, учу детей «читать» её. Они должны уметь выделить главное в картине, определить, что находится на переднем плане, обратить внимание на детали и т. д. При работе над сочинением использую следующую общую схему: Сообщение темы. Беседа с целью упорядочения материала, собранного ранее. Составление плана. Словарная работа. Написание сочинения.

Отдельные виды сочинений сочетаются с использованием опорных слов или словосочетаний; некоторые сочинения пишутся по данному началу. Может быть положен случай, который случился с учеником или с его товарищем или дети читали что-то подобное. В такой работе допускаются элементы фантазии. Например, на доске запись: «Случай в лесу». В лесу мальчики увидели старое дерево с дуплом. Интересно, кто там живёт? Коля кинул в дупло палку. Вдруг… Сначала ученики отвечают на вопросы: — Кто живёт в дупле? — Что могло случиться с мальчиками в лесу? Затем предлагаю детям рассказать свои варианты происшествия, если желающих нет, то первый рассказ мой, далее высказываются ученики. На основе всех вариантов составляем один, его и записываем. Мой опыт позволяет утверждать, что внимательный подход к каждому упражнению, к каждой работе творческого характера способствует развитию мышления и речи детей, повышению их общей речевой культуры. Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе. Работа с маленькими детьми требует от учителя постоянного поиска новых упражнений, которые он мог использовать на уроках так как на мой взгляд однообразие делает детей пассивными, что способствует худшему усвоению учебного материала. Поэтому я с удовольствием изучаю опыт работы своих коллег и многое беру на вооружение.

Планируется работа по составлению синквейнов. Синквейн — это 5 строк, которые строятся по определённым правилам. Тема задаётся определённым словом описание темы двумя прилагательными описание 3 глаголами фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы Примеры составления синквейнов: Осень Золотая, дождливая. Пришла, разукрасила, отправила. Мы любим красивую осень! Время года. Животные Растительноядные, хищные. Живут, размножаются, питаются. Живая природа. Незаменимы. Весна Молодая, долгожданная. Журчит, расцветает, поёт. Будит природу ото сна.

И ,конечно, формирование умения построить свой ответ по форме «Я думаю», «Я считаю», «Я уверен»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!