СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие Softskills (гибких навыков) в технологии «Утренний круг».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель развития мягких навыков с раннего возраста – это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Пример проведения «Утреннего круга» в детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Развитие Softskills (гибких навыков) в технологии «Утренний круг».»

Развитие Softskills (гибких навыков) в технологии «Утренний круг».


В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или softskills. Сегодня чаще всего используется англоязычный термин softskills — в русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью.

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hardskills) — твёрдые навыки и (softskills) — мягкие навыки.

Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.

Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Главная цель развития мягких навыков с раннего возраста – это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребенка. Нам каждый день необходимо создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду. Учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты. Поэтому важно задуматься о том, что может лечь в основу развития мягких навыков? Развивать все это позволяет технология Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг». Также эту технологию называют — «Утренний круг». Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности.

Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде король Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равны. Круглый стол – это цивилизованный формат общения, в котором происходит обмен мнениями, формируются умения договариваться, слышать друг друга. Гораздо позже выражение «круглый стол» стало использоваться бизнесменами, а в образовании, трансформировавшись в термин «Круг».

Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори– занятии, которое состоит из обязательных трёх частей: «круг» (вводная часть), свободная работа (основная), работа на линии (заключительная).

Основная цель проведения утреннего круга — создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой круг:

  • развивает толерантное отношение к людям;

  • формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;

- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах— до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30).

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.

Задачи «Утреннего круга».

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

- Создаёт условия для общения детей и взрослых;

- Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность;

- Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей;

- Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми;

- Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений;

- Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично;

- Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Задачи педагога:

Планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.);

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.);

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами.

Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).




Пример проведения «Утреннего круга» в детском саду.


Цель: Создание условий для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых, проявления детской инициативы и самостоятельности.

Задачи: формировать в ходе общения коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; развить у детей способность управлять своей свободой и самостоятельно делать осознанный ответственный выбор деятельности, выдвигать идеи, обосновывать свою точку зрения, принимать решения, развивать эмпатию, умение договариваться о совместной деятельности; активизировать словарь детей; воспитывать культуру участия в беседе, чувствовать уважение к своим интересам и с уважением воспринимать точки зрения других; находить компромисс и разрешать, по необходимости, конфликты; поддерживать двигательную активность, позитивный эмоциональный настрой, атмосферу общей радости и удовольствия.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: игровая ситуация, ситуативный разговор, двигательная активность детей.

Методы и приемы: игровой – пальчиковые игры; словесный – использование поэтических, фольклорных произведений, поисковые вопросы, напоминание, поощрение; практический – заполнение экрана выбора, самомассаж рук бумажным шариком.

Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми пальчиковых игр; проведение бесед, тематических наблюдений, индивидуальная игровая и познавательная деятельность на «Доске выбора».

Оборудование: «Доска выбора», листы бумаги по количеству детей, необходимые атрибуты.

Организация и методика проведения «Утреннего круга»

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Организационно – мотивационный этап.

Создание благоприятного психологического климата.

Сигнал к началу «Утреннего круга»: (это может быть звук колокольчика или другая знакомая мелодия).

Дети завершают свои игры, убирают игрушки на место и встают в круг.

Приветствие.

Минутка вхождения в день («Здравствуй, небо голубое» или другое приветствие с движениями по выбору воспитателя). Есть много способов приветствия. — стихотворные и песенные приветствия, приветствия с действиями, приветствия с передачей предмета, комплименты. Также приветствие может быть вербальным и невербальным. Перед каждым новым приветствием педагог показывает, как его выполнить. Учитывая возраст детей, в основном это стихотворная форма. Такая форма приветствия способствует формированию доброжелательного отношение детей друг другу, развитию общей и речевой моторики.

Дети совместно с воспитателем произносят слова утреннего приветствия и выполняют соответствующие движения рук и пальцев.

Основной этап (содержательный)

Интеграция видов деятельности

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер, присаживается вместе с ними на детский стульчик.

– Я очень рада видеть вас всех! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями! Молодцы! У нас получился замечательный круг радости.

Беседа с детьми

– У кого утро доброе? Почему? –

Давайте вспомним правила дружбы.

(Воспитатель помогает детям дополнительными наводящими вопросами, напоминанием).

Обмен информацией (беседа в зависимости от времени года, темы недели, возрастных особенностей детей и т.д.). Важно, чтобы на утреннем круге происходил обмен информации: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), кто отсутствует, что интересного заметили в группе. В раннем возрасте обмен информации имеет свои особенности. Воспитатель должен продумать вопросы заранее Они должны быть внятные, короткие и не предполагать ответов да-нет.

Например:

– Ребята, скажите какое сейчас время года?

–Волшебница Лето прислала нам корзинку с подарками. Посмотрите в корзинку. Что в ней лежит?

- На какие группы можно разделить то, что в ней лежит? (Овощи, фрукты, цветы и т.д.). Почему овощи и фрукты полезные? Что такое витамины? Витамины — это полезные вещества, которые нужны нам для укрепления здоровья. Как еще можно укрепить наше здоровье?


Игра-тренинг.

- Дети, представьте себе, что мы цветочки на клумбе. Давно не было дождя, и цветочки завяли: сначала опустились их красивые головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. Вдруг закапал дождик, и цветочки начали оживать. Вначале поднялась головка (совершаем движения головой), потом листочки (подымаем ручки, машем), а потом ожил и весь стебелек (выпрямились, выровнялись).


Индивидуальная игровая и познавательная деятельность на «Доске выбора».


Пальчиковая игра («Капуста», «Компот» и т.д.)


Список литературы:

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа.

Алиева,Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т.Алиева, Г.Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. –№9. – С. 113-119.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!