СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие специального образования в России. Дети с задержкой психического развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

 

Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается.

 Чем успешнее, тем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

Просмотр содержимого документа
««Развитие специального образования в России. Дети с задержкой психического развития»»

 «Развитие специального образования в России.  Дети с задержкой психического развития» Учитель-дефектолог: Тараненко Евгения Александровна 2021

«Развитие специального образования в России. Дети с задержкой психического развития»

Учитель-дефектолог: Тараненко Евгения Александровна

2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается.  Чем успешнее, тем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается.

Чем успешнее, тем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

 У детей с ЗПР отмечаются: ~ низкий уровень познавательной активности; ~ незрелость мотивации учебной деятельности; ~ сниженная способность к приему и переработке информации; ~ ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; ~ недостаточная сформированность умственных операций; ~ отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

У детей с ЗПР отмечаются:

~ низкий уровень познавательной активности;

~ незрелость мотивации учебной деятельности;

~ сниженная способность к приему и переработке информации;

~ ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

~ недостаточная сформированность умственных операций;

~ отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

Классификация К.С. Лебединской В основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: ~ Конституционального характера; ~ Соматогенного характера; ~ Психогенного характера; ~ Церебрально-органического характера.

Классификация К.С. Лебединской

В основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами:

~ Конституционального характера;

~ Соматогенного характера;

~ Психогенного характера;

~ Церебрально-органического характера.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР, разработанная  М.С. Певзнер и Т.А. Власовой  (1966, 1971)  Выделяет два основных варианта ЗПР: Нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; Нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР, разработанная М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) 

Выделяет два основных варианта ЗПР:

  • Нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;
  • Нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний.
  ТЕРМИН «Задержка психического развития»  Предложен Г.Е. Сухаревой «Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию».

ТЕРМИН «Задержка психического развития»

Предложен Г.Е. Сухаревой «Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию».

Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.

Начало изучения проблемы ЗПР было положено

в 50-е годы работами Г.Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров.

Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А. Власовой и

М.С. Певзнер в 60-70-х годах.

В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.

Уже в 70 х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как: Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем.  Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация.

Уже в 70 х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как:

Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем. 

Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация.

Выдающийся дефектолог 20 века - В.И. Лубовский  Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов. Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Выдающийся дефектолог 20 века - В.И. Лубовский

Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов.

Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения.

Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

Ульенкова Ульяна Васильевна (род. 1929) Советский,российскийпсихолог,доктор психологических наук(1984),профессор;Заслуженный деятель науки Российской Федерации,создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В настоящее время- профессор кафедры возрастной и педагогической психологии; читает курсы «Детская психология», «Возрастная и педагогическая психологи 2002 года - и докторантурой по специальностям: -педагогическая психология и коррекционная психология. Известна, как создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в комплексе «дошкольное учреждение - школа»; впервые разработала теоретические и экспериментальные подходы к решению проблемы психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции развития дошкольников с задержкой психического развития. Обосновала содержание и методы программы коррекционно-развивающей работы в условиях диагностическо- коррекционных групп детского сада.

Ульенкова Ульяна Васильевна (род. 1929)

Советский,российскийпсихолог,доктор психологических наук(1984),профессор;Заслуженный деятель науки Российской Федерации,создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

В настоящее время- профессор кафедры возрастной и педагогической психологии; читает курсы «Детская психология», «Возрастная и педагогическая психологи 2002 года - и докторантурой по специальностям: -педагогическая психология и коррекционная психология.

Известна, как создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в комплексе «дошкольное учреждение - школа»; впервые разработала теоретические и экспериментальные подходы к решению проблемы психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции развития дошкольников с задержкой психического развития. Обосновала содержание и методы программы коррекционно-развивающей работы в условиях диагностическо- коррекционных групп детского сада.

Слепович Елена Самойловна (род. 1951) - Доктор психологических наук, профессор.

За время обучения в аспирантуре Елена Самойловна прослушала курсы психологии у таких виднейших советских психологов как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия.

Занимается изучением детей с задержкой психического развития и во многом благодаря ей в Республике открываются школы, работающие по специальным программам для таких детей.

Также впервые в Республике была открыта экспериментальная группа для детей с задержкой психического развития на базе 235 детского сада г. Минска. В этот период был проведен ряд крупнейших исследований игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития, на основании которых разрабатывались психокоррекционные программы.

С 1986 - 1990 г. работает на кафедре олигофренопедагогики дефектологического факультета Белорусского государственного педагогического института.

Научные и прикладные интересы: по отраслям: специальная психология, педагогическая психология, психология развития. по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, дифференциальная диагностика отклонений в психофизическом развитии, психологическая структура задержки психического развития, аномальный ребенок в структуре семьи, практика психологической помощи детям, имеющим легкие отклонения в психофизическом развитии, подготовка психологов к работе с детьми с особенностями психофизического развития.

В исследованиях Л. И. Божович, М. И. Лисиной и др. отмечается, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе, опосредствованию им этого отношения знанием о себе. Таким образом, по мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка.

В исследованиях Л. И. Божович, М. И. Лисиной и др. отмечается, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе, опосредствованию им этого отношения знанием о себе.

Таким образом, по мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка.

В 2012 году  В.В. Кисовой (ФГБО ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина) было проведено изучение самооценки старших дошкольников с ЗПР в русле исследования у них саморегуляции в учебно-познавательной деятельности.

Результаты диагностики выявили завышено положительный характер самооценки большинства испытуемых. Также была отмечена такая особенность самооценки детей, как ее значительная зависимость от мнения референтных лиц (воспитателя, сверстников, более старших детей). Достаточно часто дети с ЗПР не решаются дать оценку своей деятельности, не получив оценки со стороны взрослого, проявляют готовность изменить собственное мнение под влиянием значимых для них окружающих, демонстрируют конформизм независимо от качества своей работы. Замечен недостаточный объём работы по формированию самооценки в учебно-познавательной деятельности, по её коррекции в специализированном дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Исследование доказало актуальность и эффективность коррекционно-развивающей работы по целенаправленному формированию самооценки как компонента учебно-познавательного процесса.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!