СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)»



Способность творчества есть великий

дар природы; акт творчества в душе

творящей есть великой таинство;

минута творчества есть минута

великого священнодействия

В.Г. Белинский


Воспитание человека, гражданина – задача первостепенная, сложная и многогранная. Одной из таких граней является развитие творческих способностей. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке на каждом этапе учебно-воспитательной деятельности.

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности. Создать систему работы, позволяющую стимулировать творчество, пользуясь неисчерпаемыми ресурсами таких учебных дисциплин, как русский язык и литература – задача, решение которой позволит сделать значительный шаг в деле формирования гармонично развитой личности.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная) и, наконец, может придумать, создать нечто качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к одному из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её».

Поддерживая мысль выдающегося языковеда, предлагаю выделить основные заповеди учителя-словесника, которые рекомендую учитывать в организации уроков развивающего обучения. Для этого обращусь к высказываниям писателей:

1. «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы» (Н. Гоголь)

На мой взгляд, только научившись погружаться в «чудные законы» языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его. А это главное в обучении языку.

2. «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно» (Б. Желтков)

Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.

3. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)

Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.

4. Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле, за околицу

Пока идешь за кем - то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)

Это о самостоятельности и активности учеников в познании «великого и могучего» языка, о вере, что ученик может много, надо только помочь ему поверить в собственные силы.

Работая учителем, я понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, поскольку сочинения, изложения с творческим заданием на уроках предстоит писать учащимся с разным уровнем развития. Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, выполняющие тестовые задания, столкнувшись с заданиями творческого характера, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах часто не бывает высокого результата там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение. В чём же причина? На мой взгляд, главная причина кроется в том, что ученики стали значительно меньше читать, у многих отсутствует элементарное воображение и фантазия. Но я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому. Нужно только суметь раскрыть и развить их. В.А.Сухомлинский говорил: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».

Развитие творческих способностей учащихся, я думаю, является одной из приоритетных задач в работе учителя-словесника.

Над темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» я работаю в течение пяти лет.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими проблемами:

- снижение грамотности и общей культуры учащихся, потеря интереса к изучению, к чтению;

- отсутствие нравственных ориентиров;

- неумение фантазировать, мыслить образно, создавать творческий продукт.

Цель: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников.

Задачи:

  • развитие креативного мышления, умения создавать собственный творческий продукт;

  • развитие исследовательских умений (работа с научно-популярной литературой, сетью Интернет, составление сообщений, докладов и пр.);

  • воспитание всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

Если мы обратимся к терминологии, то увидим, что под творчеством следует понимать деятельность, результатом которой становится нечто качественное новое, оригинальное и неповторимое. Саморазвитие и самореализация личности невозможны без данной деятельности. Школьник с самого начала обучения учится придумывать что-то, создавать, искать неординарные решения задач. Творчество  присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует работы и развития творческих способностей, представляющих собой сплав многих качеств, которые и должен рассмотреть педагог в ученике.

Одним из основных видов творческих работ является сочинение.

Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения, продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Особой популярностью пользуются темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно оставлять место для изложения своих переживаний, намерений, суждений. Ценность сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли: это отражение и результат всего обучения. Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу ввыборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания сочинения. Например: «Что есть красота? И почему ее обожествляют люди?», «А какая осень … на вкус?», «Разговор цветов», «Что же в самом деле самое прекрасное, что я видел на Земле?», «Блестят обложками журналы, на них с восторгом смотришь ты...», «...И тянется рука к перу, перо к бумаге...»

Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т. е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства. Яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые разные темы для написания сочинений-миниатюр, например, такие: «Друг познается в беде», «Как научиться ездить на велосипеде?», «Письмо другу», «Кувшинка», «Карандаш», «Моя бабушка – опора в жизни». «Дыхание осени».

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В 5–6 классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся, окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Конечно, в первую очередь этим требованиям отвечают такие шедевры русской живописи , как «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона , но в целях актуализации материала , пробуждение интереса учащихся к живописи на современном этапе предлагаю детям познакомиться и поработать с другими произведениями: Е.Г. Гаврилкевич «Во дворе», Г.Н.Горский «Домик лоцмана», А.А.Гажур «Утка». Репродукции этих картин позволяют перебросить мостик к современности, сделать общение с живописью более дружеским и, соответственно, расширить варианты творческого осмысления темы.

Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках наиболее успешно работают мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает живой интерес, заставляет работать воображение.

Творческие сочинения как вид учебной деятельности обладают огромным ресурсом:

1) формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

2) обогащают содержание литературного образования, выступая средством обучения различным учебным предметам, привлекая внешкольный опыт детей;

3) могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);

4) реализуют преемственность между начальным и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения или с творческим заданием. Этот вид работы развивает память детей, умение работать со словом. А изложение с элементами сочинения учит не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

На уроках литературы использую различные виды творческих работ. Например, в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, – сказку. Дети любят сочинять сказки по образу и подобию русских народных сказок. Эти сказки продолжают жить в быту, мы их не только сочиняем, но и выразительно рассказываем, презентуем и инсценируем и, наконец, создаем сборники, куда входят лучшие авторские произведения.

Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение.

На уроке русского языка, например, предлагаю сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – говорил В. А. Сухомлинский, и это объясняет причину особого внимания учителя к игровым технологиям.

Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активизации учебной деятельности.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;

  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  • различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

В своей работ использую следующие задания:

  • направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно».

1. «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

2. «Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

  • лексико-фразеологические игры

1. «Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

  • Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

  • (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

  • Волков бояться - друга обмануть.

  • Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

  • Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

  • (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

  • Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

  • Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

  • Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

  • Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

  • Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

1. «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

2.«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например: лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

3. «Выбери три слова» (ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

4. Игра «Найди ошибку»

Называю ряд слов, существительных, и допускаю одну "ошибку". Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду слов, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал.

1.Дом, кукла, море, вышла, ученик.

2. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

3. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

5. Кроссворды, чайнворды, ребусы

Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста.

Урок - деловая игра

Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". Класс делится на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась по своему направлению, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.

Урок – ролевая игра

Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя: надо буквально "вжиться" в образ. Такое по силам только «продвинутым» ребятам.

Формы проведения ролевой игры:

  • воображение путешествия;

  • дискуссии на основе распределения ролей;

  • пресс-конференции;

  • уроки-суды и т.д.

Игра-соревнование

Часто использую в работе, и они не требуют больших временных затрат. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся. Поэтому надо построить работу так, чтобы каждый отвечал за какой-то этап игры, организовать командную игру.

Внеклассные мероприятия

Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно-музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Такие вечера помогают ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым готовятся не один месяц. Учащиеся рисуют декорации, подбирают костюмы, работают над выразительным чтением, подбирают музыкальное сопровождение, часто самостоятельно исполняя музыкальные произведения. Всё это приближает литературу к жизни, помогает понять, что за лицами из учебника скрываются живые люди, эпоха.

Таким образом, игровые технологии обладают огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Любая игра будет во много

раз эффективнее, если обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить.

Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра,

развивая творческие способности и мышление учащихся, кроме того,

закладывая фундамент игровой культуры.

Предлагаю некоторые практические задания, использование которых, на мой взгляд, даёт положительный результат. Так, например, учащиеся 5 и 6 классов выполняют творческие задания по русскому языку не только на уроках, но и дома. В качестве домашнего задания ребятам предлагается составить свои словарики синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. Дети создают своеобразные книжки-малышки (в книжки ребята записывают свои примеры и рисуют к ним иллюстрации). В 5 классе учащиеся выполняют задания по темам «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слов», «Омонимы», «Синонимы», в 6 классе они продолжают выполнять подобные задания уже по новым темам: «Диалектные и профессиональные слова», «Заимствованные слова», «Устаревшие и новые слова», «Фразеологизмы». Следующим этапом ребята учатся демонстрировать самостоятельно изготовленные словарики и книжки. С этой целью организовывается своеобразная «защита» творческих работ, выставка лучших работ.

Знакомясь с половицами и поговорками, учащиеся сначала осмысливают их, пытаются дать собственное толкование, выполняют иллюстрации (коллажи) и затем пишут мини-сочинения объемом 50–70 слов на тему «Как я понимаю смысл пословицы». Наиболее хорошо удаётся работа над пословицами «Одна голова хорошо, а две лучше», «На чужой каравай рот не разевай», «Кто старое помянет, тому глаз вон», «С кем поведешься, от того и наберешься», «По одежке встречают, по уму провожают», «С глаз долой – из сердца вон!» и др.

В качестве домашнего задания ребята выполняют творческую работу «Создание словарика пословиц». Для этого необходимо сгруппировать по определенным темам пословицы и записать их в свой словарик, а затем к каждой группе пословиц сделать рисунок или коллаж. Группируются пословицы по таким темам: «О дружбе и любви», «О труде и учебе», «О взаимопомощи».

С обучающимися 6 классов увлекательно проходит работа над созданием книги «Стана антонимов». Найденные учащимися пословицы группировались по тематическим блокам: «Добро-зло», «День-ночь», «Зима-лето», «Друг-враг» «Молодость-старость», «Смеяться-плакать», «Большой-маленький», «Черное-белое», «Длинный-короткий», при этом каждый раздел сопровождался иллюстрациями, отобранными после конкурса-защиты.

Таким образом, в условиях внедрения ГОС развитие творческих способностей как формирующее понятие представляется особенно важным и актуальным. Для развития творческих способностей учащихся необходима система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения школьников.

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы, создают необходимость активного использования новых педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Главная задача учителя - воспитание всесторонне развитой, гармоничной и творческой личности. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!