СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы деловой игры на уроках родной русской литературы. Значение изучения родного языка

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Учитель родного языка… Как многое зависит от этого учителя! Ведь только он на своих уроках может учить ребёнка на его материнском языке, прививать важнейшие черты этикета, воспитывать честность, умение быть справедливым, способность к самообладанию. С помощью народных сказок и пословиц воспитывать в них чувства, направленные против зависти, скупости, жадности, учить их быть вежливыми, бдительными, скромными, глубоко чувствовать любовь к Родине, к родному очагу. Можно стать великим ученым, но не зная своего языка, корней своего народа, обычаев и традиций его, человек может уподобиться дереву, вырванному из земли с корнем. И поэтому главной целью учителей родных языков должно быть воспитание в детях любовь к своему языку, к традициям и обычаям родной земли. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений и сегодня являются надежной основой для приумножения и развития отечественной культуры. Очень важно не утратить духовные ценности народа, способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой культуре своего народа.

А для достижения этой цели необходимо разработать эффективные учебно-методические комплексы, которые являются первоочередными задачами в области обучения родному языку. Поэтому необходимо наличие полных комплектов учебной и методической литературы, соответствующих требованиям ФГОС, предъявляемым к преподаванию родного языка на современном этапе, и учитывающих достижения современной теории и практики преподавания родных языков.

Совершенствуя свою педагогическую деятельность, рабочие программы и поурочное планирование, выстраиваю в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. В частности, учитываю и анализирую разные виды деятельности учащихся на каждой ступени обучения, выявляю наиболее сложный для восприятия языковой материал. Особое место в системе работы занимает научно-исследовательская и проектная деятельность.

Постигая современные научно-педагогические концепций и технологий, я наблюдаю как ученики с большим желанием и интересом изучают родной язык и литературу, они не механически заучивают материал, а осознанно. На уроках грамматики не ограничиваюсь изучением только правил и определений, а связываю темы с историей возникновения и развития письменности родного народа. Постоянно использую краеведческий материал на своих уроках, через нравственно-этические нормы своего народа, фольклорные произведения балкарцев воздействую на мировоззрение и нравственность учащихся. Большое внимание уделяю развитию творческих способностей учеников. Всё больше места в моей работе занимают информационно- коммуникационные технологии, особенно при проведении обобщающих уроков и во внеклассных мероприятиях по предмету.

Игровые технологии – неотъемлемая часть каждого урока и внеклассной работы. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, так как игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции,- там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Остановлюсь подробнее на таком своеобразном учебном приеме, который помогает решать задачу обучения говорению, как ролевая игра. Поскольку ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся как раз и моделирует межличностное групповое общение, она находит у школьников живой отклик. Ролевая игра – один из тех методических приемов, который позволяет «учиться радостно, учить, радуясь», и при этом сохраняет большие обучающие возможности.

Ролевая игра имитирует реальные ситуации общения, требует проявления жизненной позиции, импровизации, творчества , то есть того, что способствует интеллектуальному и эмоциональному самоутверждению учащегося.

Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения.

Разработала серию игр, которые используются моими коллегами в школах района и по республике. Инновационная деятельность необходима в образовании для того, чтобы была возможность для построения гражданского общества. Современные образовательные и воспитательные технологии позволяют не только сделать учителя творцом, но и предоставляют ученику широкие возможности для самореализации.

Для совершенствования изучения и преподавания родных языков успешно освоила информационно-коммуникационные технологии: компьютер, интерактивная доска, вебинары, веб-конференции, использование интернет-ресурсов, взаимодействие с коллегами, учениками, родителями по электронной почте, наличие собственного сайта, публикации на сайтах творческих учителей – все это на сегодняшний день норма для моей повседневной жизни. Опыт последних лет показал исключительную результативность использования ИКТ: повысилась успеваемость учащихся; отмечается позитивная динамика качества знаний; резко возрастает мотивация учащихся; возросло число участников заочных олимпиад, конференций, конкурсов; сетевое пространство сблизило меня и родителей; получила возможность консультировать детей через интернет; появился облегченный доступ к большому количеству важной информации «здесь и сейчас», что экономит моё время.

Одна из важных задач учителя родного языка и литературы - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Интерес к великому русскому слову мне прививали с детства. Моя бабушка, Кустова Мария Ивановна, была большой выдумщицей и шутницей, со своими причудами, с множеством увлекательных песен, историй и конечно с безграничной любовью ко мне. Именно благодаря ей в моем лексиконе очень много устаревших слов, мои дети иногда надо мной подшучивают, что якобы я сама выдумываю слова, которых не существует .Уже учась в школе, мне повезло и с учителями предметниками .Уроки Рукавишниковой Валентины Павловны всегда доставляли удовольствие, Ее речь также была богата словами из русского фольклора. Вполне возможно именно поэтому русский язык стал моим любимым предметом .Сейчас я прививаю эту любовь своим воспитанникам. Традиционно в школе проводятся мероприятия, посвященные Международному дню родного языка. С раннего утра в фойе встречают всех дети в национальных костюмах, звучит народная музыка, проводятся конкурсы, викторины, спектакли ,демонстрация видеофильмов . Учащиеся 7 класса участвовали в книжной акции "Читай, я буду слушать!" Урок родного языка проведен в нестандартной форме в виде квест-игры. Отобрала высказывания великих писателей о русском языке, распределила между учащимися, отработала с ними выразительность, выдала им русские народные костюмы и отправила их в путешествие по школе, предложив снять видеозапись своего выступления. Ребята в национальных русских костюмах во дворе школы прочитали стихотворные строки о березе, ведь именно она олицетворяет характер русского человека . Библиотекари помогли детям в оформлении книжной выставки, на фоне которой ребята читали цитаты Толстого и Пушкина . С удовольствием навестили семиклассники свою первую учительницу Губайдуллину Ф. Т. и под окнами ее класса звучали слова о роли языка в жизни человека. Одна из учениц попробовала себя в роли учительницы начальных классов. Она познакомила второклассников с поучительными рассказами Л. Н. Толстого. Остальные ребята читали стихотворение в прозе И. С. Тургенева о языке. Когда все ребята собрались в классе, они поделились эмоциями и хоровой декламацией завершили наш урок .Каждый ученик был задействован в процессе приготовления видеоролика. Думаю, такое маленькое приключение позволит понять ребятам, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку , а уроки родного языка могут интересными и полезными.

Вот неполный перечень всего того, что я делаю на уроках для совершенствования преподавания родного языка и литературы. Учитель, как никто другой должен уметь свои мысли облачать в слова. А живое слово словно семя, которое прорастает в душах детей и расцветает тысячами росточков, а затем расцветает великолепными цветами. Этот фейерверк красок и есть то семя, которое посеял учитель. Это есть познание, которое мы должны передать по наследству, чтобы они, наши дети, создали новый символ веры.

Каждый человек сам выбирает себе дорогу. Но воспитанный, образованный человек должен быть образован в главном: не забывать свой язык, где бы он не учился, где бы он не находился, кем бы он ни работал.

Только знающий свой язык - руководитель, врач, экономист и политик - будет уважаем и любим народом. За таким пойдут люди. У такого будет авторитет. Именно он сможет передать своим потомкам то, что познал в школе и семье.

Человечество живо, пока существует язык. Язык жив. И живы мы.

Литература

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!