СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие внутреннего музыкального слуха в работе с одарёнными детьми"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается актуальная проблема   развития внутреннего музыкального слуха ребёнка как  фактор формирования целостного творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие внутреннего музыкального слуха в работе с одарёнными детьми"»

Прокофьева Н. И.,

преподаватель, концертмейстер

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»;

МБУ ДО «Дом детского творчества

города Котовска Тамбовской области»






«Развитие внутреннего музыкального слуха

в работе с одарёнными детьми»


Аннотация: в данной статье рассматривается актуальная проблема развития внутреннего музыкального слуха ребёнка как фактор формирования целостного творческого мышления.

Ключевые слова: внутренний активный музыкальный слух, подбор по слуху, чтение с листа, творческое мышление.


Развитие внутреннего музыкального слуха в работе с одарёнными детьми – одна из важных задач музыкального воспитания. Многие великие композиторы работали в этом направлении. Среди них Р. Шуман, Л. Бетховен, Н. Паганини, Б. Сметана и другие.

Музыкальный слух условно можно разделить на внешний, как слышание реально звучащей музыки и внутренний, как мысленное представление музыкальных образов. Две составляющие слуха тесно взаимосвязаны и их разделение условно.

Часто на практике зрительная и моторная память превалируют над слуховой, в связи с этим выученные наизусть произведения быстро забываются. Поэтому развитый внутренний слух так важен для музыканта, он позволяет превратить отдельные музыкальные фрагменты услышанного в законченный целостный образ, надолго сохранив его в памяти.

Хорошим подспорьем для систематического развития внутреннего активного музыкального слуха является тесная взаимосвязь специальных и теоретических дисциплин. Полученные на уроках сольфеджио знания по интервалам, аккордам, различным видам направленности мелодии, - всё это логически укладывается в рамки исполняемых произведений. И как следствие, изучаемый репертуар, выступающий основным материалом, запоминается быстрее, с минимальным количеством ошибок.

Для развития активного внутреннего музыкального слуха используется целый комплекс тренировочных упражнений. Это упражнения на ощущение тоники и ладового тяготения ступеней. Как пример, показательны музыкальные интонации, исполненные педагогом не до конца, с последующим окончанием учащимся на 1-й ступени, пение разрешения неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней.

Следующий вид упражнений развивает внутреннее представление интервалики, основанной на ладовом соотношении ступеней, например, прослушав диссонирующий тритон или характерный интервал, обучающиеся поют его разрешение. Глубокий анализ интервального шага активизирует слуховую память, помогает лучше осмыслить услышанную мелодию, сопоставив большие интервалы с широтой и распевностью, а малые с лаской и покоем.

Проследить влияние теоретических дисциплин на развитие слуховой памяти достаточно на устных диктантах. В качестве примеров таких диктантов могут быть темы из произведений, изучаемых по музыкальной литературе. Полезно использовать яркие, выразительные темы, в которых запоминается не только мелодическая горизонталь, но и «подстраиваемая» гармоническая вертикаль. К тому же, знания, приобретённые на занятиях музыкальной литературы, помогают учащимся лучше разобраться в различных стилях и музыкальных направлениях, применить их в собственной исполнительской практике, грамотно интерпретируя музыкальное произведение.

У опытных педагогов для лучшего усвоения материала есть примеры из музыкальной литературы на каждый интервал или аккорд. В этом плане показательны упражнения на развитие ощущения фонизма интервалов и аккордов. Например, запоминание звучание интервала, опираясь на определённые попевки и по началу знакомых мелодий, пение интервалов с чередованием «про себя» и «вслух», заполнение звуками расстояния между основанием и вершиной, пение знакомых аккордов вверх и вниз, чередуя их ладовую окраску.

Очень полезным упражнением для развития слуховой памяти является подбор по слуху. Любимые популярные мелодии вызывают особенный интерес и стремление исполнить их на музыкальном инструменте. Чем ближе ребёнку интонационный строй мелодии, тем быстрее он запоминает её, выразительнее исполняет. При подборе по слуху важно сначала пропеть мелодию голосом, осознав тональный план, имеющиеся интервальные скачки, особенности ритма. В процессе игры на инструменте целесообразно использовать примарную зону, несложные примеры пробовать транспонировать. В мелодических интонациях подбираемых пьес важно видеть эмоциональные и ассоциативные оттенки, например, в малой терции услышать голос кукушки, а в восходящей кварте трубный сигнал горниста.

Музыкально-слуховая память предполагает не только интонационное, но и гармоническое запоминании музыки,

Важным условием развития гармонического слуха является накопление опыта прослушивания разной инструментальной и вокальной музыки. Практически можно начинать с сопровождения гармонизацией гаммы, далее подбирать аккомпанемента к выбранным примерам. В подборе сопровождения, учитывая тип фактуры, (аккордовая, арпеджированная и т.д.) очень важно строгое соблюдение линии баса. Полезно петь мелодию под собственный аккомпанемент, учитывая характерные особенности, например, внезапная смена гармонии, плавность в сопровождении, органный пункт и т.д.

Подбор по слуху – это творческий процесс, связанный с развитием инициативы учащегося и как следствие, активизация творческой деятельности ребёнка способствует большему приобщению к музыкальному искусству. Очень показательна в этом плане совместная деятельность с педагогом в игровой форме в виде превращения любых звуков в вопрос или ответ.

Развитый активный внутренний слух помогает быстро прочитывать нотный текст с листа, воспринимать и воспроизводить определённый объём музыкального материала. Поэтому на уроках по специальности следует обязательно отводить время для чтения с листа. Это непростой навык способствует ладовому восприятию мелодии, позволяет охватить произведение в целом, выделив главное. Очень полезно практиковать чтение с листа в 4 руки на фортепиано, в различных ансамблях. Это стабилизирует ритмоощущения, воспитывает исполнительское начало.

Таким образом, процесс развития активного внутреннего музыкального слуха значительно расширяет творческие возможности музыкантов: облегчает чтение с листа, ускоряет процесс запоминания и выучивания музыкального произведения, способствует эффективному формированию процессов творческого мышления.

Отсюда задачи - «учить бесконечному вслушиванию в музыку», по определению русского пианиста Константина Игумнова, расширять музыкальный кругозор и опыт прослушивания классических произведений. Каждый педагог на протяжении всего периода обучения должен наблюдать за формированием и развитием активной слуховой памяти, оказывать посильную помощь ребенку в развитии творческого мышления, как фактора дальнейшего профессионального мастерства.


Список литературы

  1. Н.А. Гарбузов. «Внутризонный интонационный слух и методы его развития». М., Музыка, 1980.

  2. В. Галич «О развитии внутреннего слуха и творческой инициативы». М., Музыка, 1976

  3. С.Е. Оськина, Д.Т. Парнес. «Теория и методика развития и совершенствования музыкального слуха». М., «Издательство АСТ», 2002.

  4. В.А. Серединская. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио». М., МУЗГИЗ, 1962.

  5. Б.М. Теплов. «Психология музыкальных способностей». М., Просвещение, 2007.

  6. Р. Шуман. «Жизненные правила для молодых музыкантов», М., МУЗГИЗ, 1962.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!