СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воображения у обучающихся на занятиях по ДОП «Художественная азбука»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со способами развития и оптимизации обучения дошкольников на базе активации фантазии. Предлагается игры и упражнения, проведенных на занятиях с дошкольниками. Эти игры способствуют развитию личности ребенка и улучшению настроения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения у обучающихся на занятиях по ДОП «Художественная азбука»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Центр развития творчества

«Народные ремесла»
















Тема выступления:


Развитие воображения у обучающихся
на занятиях

по ДОП «Художественная азбука»














Подготовила педагог ДО:

Рукосуева Ольга Сагитовна








р.п. Чунский

май, 2017г


Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: Развитие воображения у обучающихся на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Художественная азбука».


Когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше он становится, тем больше времени взрослые уделяют играм и упражнениям на развитие его воображения и тем больше развивается умение фантазировать и способность творить.


Первые фантазии можно заметить в играх малышей, которые активно начинают развиваться после 3-х лет. Опыт детей становится богаче, развиваются его интересы, усложняются действия. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным, то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Дети сочиняют рассказы, создают новые персонажи, осуществляют свои творческие замыслы, придумывают новые игры. Но чтобы фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать: строить, рисовать, лепить, конструировать.

В 5 лет ребёнок уже может мысленно придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 и до 15 лет. И если в этот период специально не развивать фантазию, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Слайд 2

Целью моей темы является «Знакомство со способами развития и оптимизации обучения дошкольников на базе активизации фантазии».

Вашему вниманию предлагаю несколько игр и упражнений, проведенных на занятиях с дошкольниками. Эти игры способствуют развитию его личности и улучшения настроения.

Для начала можно посмотреть, умеют и любят ли дети фантазировать. Любят ли они слушать, читать сказки и фантастику. Можно рассказать невероятную историю, которая случилась с одним мальчиком или девочкой. Предложить детям побыть в роли героя. Задать детям вопросы. Если бы вы были…..о чем бы вы сразу подумали? Что произойдет….? Как поступить….? Пусть выскажут свои соображения, т.е. надо фантазировать вместе с детьми. Здесь мы выявляем уровень активности воображения и его развития у детей. Чем активнее вел себя ребенок в процессе работы, тем больше развита его фантазия.

Слайд 3

На что похожи наши ладошки?

Цель: развивает мышление и внимание.

Предложить детям обвести красками или карандашом свою ладошку и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» потом предложить создать рисунок на основе обведённых ладошек.


Слайд 4

Игра «Неоконченный рисунок».

Цель: учить детей создавать новые образы на основе геометрической фигуры.

Предлагается целый ряд кружков.

Задача: из каждого кружка или квадрата, полукруга изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот выиграл. Кружки можно заменить квадратами, полукружками, крестиками и т.д.


Слайд 5

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается изображение, его просят назвать: «Что ты видишь на картинке? Если ребенку не удается сразу опознать, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов или показ отрывка мультфильма. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинку.

«Незаконченные рисунки»

Цель: развивает воссоздающее воображение и целостность восприятия.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.). Что здесь нарисовано и что делают персонажи. На таблице показаны изображения. Задача: последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из 9 квадратов.


Слайд 6

Три краски

Цель: Развитие образного мышления, фантазии, художественного восприятия.

Взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу и заполнить ими весь лист бумаги.

На что похож рисунок? Придумать как можно больше названий к рисунку. Если ему это трудно сделать, разрешить ему немного дорисовать рисунок, если требуется.


Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка, при чтении книг.

Слайд 7

«Придумай рассказ или додумать сказку»

Ребенку предлагаются картинки (с животными, транспортом, природой и т.д.), по которым нужно придумать сказку. Или можно прочитать начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится. А затем эту сказку нарисовать.

Для развития воображения и фантазии важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой.


Слайд 8

Игра «Чудесный лес».

Цель: учить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, в разных местах незаконченные изображения. Предлагается дорисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы. Чудесная поляна. Чудесное море. Чудесный парк.


Слайд 9

Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки с изображением некоторых деталей и геометрических фигур. Можно дорисовать картинки цветными карандашами или фломастерами. По окончании дети сочиняют рассказы по своим картинкам.

Слайд 10

Игра «Что скрывается в кляксе».

Царство клякс. В этом царстве живут заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают, летают. Радуются и грустят. Посмотрите, кто спрятался в этих кляксах? Лист можно поворачивать во все стороны.

Игра «Продолжи рисунок»

У каждого ребенка в руках объект, имеющий определенную форму. Первый играющий кладет свой объект и говорит, на что он похож. Второй играющий «входит» в рисунок, добавляя свой объект, и видит в этом рисунке уже что – то другое.


Слайд 11

Операции моделирования у дошкольников

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Например:1) слона превратить в зайца,2) чайник - в жирафа 3), пароход - в самолет, 4) собаку - в курицу, 5) лошадь - в человека, 6) колосок - в буханку хлеба, 7) гусеницу - в бабочку

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

Или. О чем думает ваша обувь?


В последствии возникла необходимость провести совместное занятие родителей с детьми 4 лет. На занятиях детьми этого возраста, я столкнулась с другой проблемой, такой как работа с ножницами, красками, клеем. Родителям были продемонстрированы упражнения и игры с детьми для занятий дома. Даны рекомендации по каждому ребенку. Затем мы перешли к совместному занятию по предмету «Композиция».


Слайд 12

Предмет: Композиция.

Цель:

Формирование у детей умение составить из геометрических фигур изображение объектов.

Формирование воссоздающего воображения и образного мышления.


Слайд 13

Упражнение «Собери фигурку».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Составление изображений объектов

Попросить ребенка вырезать заданные объекты, пользуясь набором фигур.

Используя геометрические фигуры: несколько кругов, квадратов, треугольников разных величин. Из этого материала можно сложить много интересного, прикладывая фигурки друг к другу, чтобы получилось изображение.

Объекты для вырезания:

Лицо, дождь, радость, кошка, домик, клоун.

Каждую из фигур можно использовать многократно, менять его размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.


Слайд 14

Как вырезать фигуры. На слайде представлены образцы, как из разных геометрических фигур вырезать дополнительные.


В конце занятия я пожелала родителям, спустить с полок краски, пластилин, цветную бумагу, сделать для ребенка дома уголок для творчества. А если вдруг им захочется поругать малыша за то, что он раскидал пластилин или испачкал одежду - вспомнить наше занятие, улыбнуться и помочь своему ребенку!

В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать - должно быть интересно. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!