СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие вычислительных навыков у учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены разнообразные формы и методы развития вычислительных навыков у учащихся младших классов

Просмотр содержимого документа
«Развитие вычислительных навыков у учащихся»

«ГОУ ЛНР КСШ № 8 им. В.Парсанова »











РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ























Подготовила

Тараненко Ирина Александровна,

учитель начальных классов





Развитие вычислительных навыков

Актуальность.

Считаю, что данная тема актуальна, т.к одна из причин отставания ребят по математике - это проблемы с устным счётом.

Устный счет способствует формированию основных математических понятий. Упражнениям в устном счете всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики я выделяю 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся. Ребята считают медленно и неточно. Часто запланированные задания на урок выполнялись не полностью. Приходится отводить дополнительное время на прохождение той или иной темы, а его всегда не хватает. Именно это меня натолкнуло на мысль, что на уроках необходимо отрабатывать у учащихся навыки устного счета. К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.  

                                             
Формы восприятия устного счета.

1) Беглый слуховой (читается учителем ) ,он развивает слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске) .

3) Комбинированный.

А так же:

-обратная связь (показ ответов с помощью карточек);

-задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);

-упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки) и др.

Я считаю, ни в коем случае устный счет не должен становиться скучным и непривлекательным. Это должна быть яркая, динамичная работа чаще в начале урока, задающая тон всего дальнейшего урока.




Организация занятий по устному счету

Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках.

Для развития навыков беглого счета я использую карточки. Показываю карточку с заданием и тут же громко прочитываю ее. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую.  

Также увлекательно на уроках проходит математическая эстафета. Для ее проведения на уроке записываются задания в 2 столбика. Ученики делятся на 2 команды(2 ряда). Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания. Эстафету можно провести сидя за партами – «пустить» листки с заданиями по рядам.   Задания с элементами занимательности. Очень часто устный счет я включаю и в проверку домашней работы. Примеры, которые решали учащиеся дома, записываю на доске без ответов. Тетради у детей закрыты. Примеры решаются устно, ответы записываются на доске. Затем учащиеся открывают свои тетради и проверяют ответы.

Быстрота счёта возникает в результате длительных упражнений. Для того, чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, использую разнообразные упражнения и приёмы, соответствующие развитию быстроты вычислений. Применяю следующие дидактические приёмы: использование наглядных пособий, создание проблемной ситуации, дидактические игры, занимательный материал. В рамках дифференциации и индивидуализации обучения использую работу в парах, группах, индивидуальную работу. Применяю методы поощрения и стимулирования ученика с опорой на положительное в личности каждого. 

Для успешного формирования устных навыков эффективно использовать занимательные упражнения. Дети выполняют все предложенные задания с удовольствием. В качестве занимательного материала использую игры, задачи на сообразительность и т.д.

Например, игра «Не зевай». Я использую её для проверки знания табличных случаев умножения и деления. Суть игры: учитель называет пример на табличные случаи умножения или деления и кидает мячик кому-нибудь из учеников. Ребёнок ловит мяч, называет ответ.

При решении примеров использую дифференцированные задания: предлагаю учащимся примеры различной сложности и использование разных приёмов вычисления, предоставляя им право выбора, деформированные примеры, в которых один из компонентов восстанавливается по результату и другому компоненту, деформированные примеры с дальнейшим усложнением,

Игра «Математический цветок».

На каждом лепестке написаны цифры, на сердцевине - действия. Приемы работы с данным пособием:

а) Счёт 2, 3,4,5. Если это таблица умножения на 5, то счёт 5. Если таблица умножения на 3, то счёт 3 и т.д.

б) Игра «Заполни окошки», неизвестен второй множитель, назвать его при решении примеров на умножение и на деление.

Очень любят мои учащиеся игру « День и ночь»

Дети с закрытыми глазами выполняют вычисления. Например: сумму чисел 2 и 6 уменьшить на 4, увеличить на 3, прибавить 5, отнять 6. Сколько получится?

Работа с датой

Каждый день учащиеся записывают в тетрадь дату учебного занятия и вид работы, делая это без особого желания и интереса. А можно уже с первых минут урока рассмотреть число как математическую единицу. Например:

16 ноября

- Сколько в числе 16 десятков и единиц?

-Сколько единиц нужно добавить, чтобы в числе стало 8 десятков?

-Что можете сказать о числе? 8

- На сколько единиц больше, чем десятков?

- Увеличьте это число на 2 единицы, на 2 десятка.

Парная работа

Такая форма занятий даёт возможность ученику за 2 минуты проконтролировать свои знания и знания соседа. Я использую её на этапе устного счёта.

У пары на парте два конверта с карточками, на которых записаны примеры (на сложение и вычитание в пределах 20, на сложение и вычитание в пределах 100, табличные случаи умножения и деления) с правильными ответами. Ученик (1 вариант) смотрит на карточку, читает пример соседу, сосед устно считает и даёт ответ. Ученик сверяет ответ соседа с тем ответом, который написан на его карточке, оценивает словесно («правильно», «молодец») и приступает к следующему примеру. Затем, по сигналу учителя, учащиеся меняются ролями.

Данная игра служит для усвоения учащимися таблицы умножения. Она способствует наглядно, легко и быстро запомнить составляющие таблицы умножения, так как ответы представлены в виде цветка.

При проведении устного счёта я использую задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса, активизируют внимание учащихся, вносят элементы занимательности. Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Учащиеся помогают друг другу, советуются, доказывают, обобщают и делают выводы. Итак, можно сделать некоторые выводы: от учителя требуется глубокое знание основ обозначенной проблемы, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, умение применять разнообразные формы и методы обучения, система работы с семьёй.


"Магические или занимательные квадраты" - это занимательная форма тренировки в сложении вычитания и размещения чисел. Решение магических квадратов увлекает школьников всех возрастов.

    При проведении устного счёта я так же использую задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса, вносят элементы занимательности.

Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

В 1 и 2 классах при ознакомлении с новым приёмом сложения и вычитания, умножения и деления я довожу практическую работу. Ученики делают зарисовки в тетрадях

В начальных классах важно систематически тренировать учащихся в устном решении примеров.

для этого используют карточки, покрытые целлофаном:

. Лабиринт.

. Лесенка.

На карточках могут быть написаны различные задания, но главное, что прозрачность целлофановой плёнки даёт возможность их использовать несколько раз. Изготовление их занимает меньше времени.

Работа с карточками способствует лучшему усвоению учебного материала, формированию вычислительных навыков, вызывает интерес к учебе.

При формировании умения выполнять новый вычислительный приём я стремлюсь развивать у учащихся способность создавать зрительные опоры и умение ими пользоваться.

При изучении сложения и вычитания без перехода через 10 использую дуги (соединяю десятки с десятками, единицы с единицами

Такие зрительные опоры помогают учащимся видеть теоретическую основу вычислительного приёма, способствуют осознанности и самостоятельности вычислений.

Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков способствуют самодельные таблицы.

Свои уроки в основном я строю так, чтобы мое сообщение, объяснение нового опиралось на знание детей. Это опора на завтрашний день детского развития.

 . Часто провожу игры :                     

1."Кто быстрее", «Математические бусы», «Цепочки», « Молчанка», «Числовой треугольник», « Садовники» Аналогично можно использовать игру "Грибники", "Спрячемся от лисы".

Это часть игры, которые я провожу на уроках математики. Дети любят помогать доктору Айболиту, Краской Шапочке, белочке, составлять букеты для мам.

Игровой момент может включен в середине урока, в конце или в начале, в зависимости от темы и цели урока, характера игры. Иногда я провожу пятиминутки с разнообразными заданиями. Обобщая полученные результаты, можно говорить о том, что приёмы обучения, которые я использую в работе, дают свои положительные результаты.

Во втором классе мною проведены диагностические срезы на выявление вычислительных навыков. Дети, которые испытывали трудности, начали проявлять интерес к предмету, повышать свои учебные достижения, свободно составляют простые задачи (в устной форме). Решили задачу в 1 классе без ошибок 50%, во втором классе 70%.

Анализируя учебные достижения учащихся 1 класса , целью которого является: закрепление нумерации чисел в пределах 20, можно сделать следующие выводы. При выполнении заданий на сложение и вычитание чисел в пределах 20 из 9 учащихся, которые выполняли задания, без ошибок справились 5 учащихся Во 2 классе устный счёт проводился с целью закрепления нумерации в пределах 100. Справились без ошибок 7 учащихся. Сравнительный анализ первой и второй контрольных работ показал, что результаты значительно улучшились, что позволяет говорить о необходимости систематически использовать устные упражнения на уроках математики.

По результатам проделанной работы видно, что использование данных видов упражнений и наглядности в обучении активизируют память, мышление, развивают смекалку. Систематическое использование устных упражнений на уроках математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков учащихся, повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, делает процесс обучения интересным и доступными.

Качество вычислительных умений определяется знанием алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. В дальнейшем планирую владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыков. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях целенаправленного их формирования.

Роль устного счёта.

Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания, памяти. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.      


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!